Введение в психологию субъективности
Введение в психологию субъективности
Учебное пособие для вузов
Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособий для студентов высших педагогических учебных заведений
Москва, "ШКОЛА-ПРЕСС",1995
ББК 88
С 48
Выдающемуся Педагогу-Гуманисту Константину Дмитриевичу Ушинскому посвящается
От авторов
К.Д.Ушинский родился в центре России, в Туле, в 1824 году. Все 46 лет жизни, отпущенные ему судьбой, были годами подвижнического труда на ниве просвещения во благо Родины и каждого ее гражданина. Главной целью жизни К.Д.Ушинского стали теория и практика Образования Человека. Все его труды по философии, психологии, педагогике, физиологии, его литературные произведения служили задачам создания школы, развивающей душевные и духовные силы человека, реализующей его высшее предназначение. Он по праву считается создателем народной школы в России.
К.Д.Ушинский занял достойное место в ряду великих педагогов мира. Как всякий гений, он неисчерпаем. Еще полностью не описана и не осмыслена его педагогическая система. Многие его идеи и разработки не востребованы жизнью. Авторы считают, что сейчас как раз пришла пора переосмысления, исследования и развития педагогического наследия великого отечественного педагога. Наша книга — скромный вклад в движении к этой цели.
Предлагаемое учебное пособие “Основы психологической антропологии” представляет собой базовый курс по общепсихологической подготовке педагогов и состоит из трех частей: “Психология человека (Введение в психологию субъективности)”; “Психология развития человека (Развитие субъективной реальности в онтогенезе)”; “Психология образования человека (Становление субъективности в образовательных процессах)”. В пособии предпринята попытка целостного психологического взгляда на реальность человеческого бытия во всех ее измерениях. Мы убеждены, что именно такой взгляд наиболее адекватен и принципиально значим для деятельности педагога, для реализации современных целей образования, для решения задач развития человеческой субъективности в образовательных процессах.
Отправным пунктом при конструировании и разработке учебного курса по психологической антропологии для нас явились идеи основоположника отечественной антрополого-педагогической науки К.Д.Ушинского о педагогике и подготовке профессиональных педагогов. В своем фундаментальном труде “Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии” он обосновал содержательно-эвристическое понимание педагогики. Педагогика, по К.Д.Ушинскому, — это не отрасль знания, а практическая деятельность, которая нуждается в научном обосновании. Науки, включенные в обоснование и осмысление педагогической деятельности, становятся педагогическими, приобретают педагогический статус. К.Д.Ушинский дал общее наименование таких наук —“педагогическая антропология”.Антропология —это учение о человеке как биологическом виде. Педагогическая антропология — это учение о человеке, становящемся в сфере образования. Соответственно, подготовка педагогов должна быть нацелена на “изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания”'.
Особое место в структуре дисциплин педагогической антропологии К.Д.Ушинский отводил психологии. Он писал: “Психология, в отношении своей приложимости к педагогике и своей необходимости для педагога, занимает первое место между науками”.
Однако, по нашему мнению, психология только тогда соответствует такому высокому назначению, когда она адекватназадачам образования человека, профессиональной деятельности педагога, отвечает тенденциям развития современной гуманитарной и педагогической мысли.
Современная психология является сложно организованной и широко разветвленной системой знания, которая служит основой для многих гуманитарных практик. Каждая сфера общественной жизни должна выстраивать собственную систему психологического обеспечения, буквально выкраивая ее по своим целевым ориентирам из всего массива психологических знаний. В наибольшей степени сказанное имеет отношение к педагогической деятельности, к практике современного образования.
Существующее в настоящее время психологическое образование будущих педагогов по многим позициям не отвечает своему назначению. Одной из причин этого служит то обстоятельство, что психология в педагогических институтах является искаженной версией университетской (академической) психологии, ориентированной на подготовку профессиональных психологов-исследователей. Очевидно, что каждый педагог должен быть психологически образован, но ему нет необходимости становиться при этом психологом. Именно это простое соображение определило наш подход к созданию профессионально ориентированных учебных дисциплин по теоретической и практической психологии.
Представляемый учебник “Психология человека. Введение в психологию субъективности” является книгой особого рода. В ней читатель-учащийся встречается с учеными и их учениями. И очень важно, чтобы встречи были интересными, содержательными, запоминающимися. Ответственность за организацию пространства и содержание встречи лежит на авторах. Мы хорошо осознаем трудности решения стоящих перед нами задач. И поэтому хотим высказать исходные идеи, положенные нами в основу работы над учебником.
Мы полагаем, что учебник должен представлять изучаемый предмет в его целостности. Это возможно при условии достаточно обобщенного и сжатого изложения материала. Задача учебника — ввести читателя в изучаемую область, системно изложить наиболее существенные направления и позиции в науке. Авторы не ставили задачу составить энциклопедию по психологии, а стремились обрисовать проблемное пространство, в котором читатель может самостоятельно двигаться. Содержание учебника должно побуждать к диалогу, размышлениям, к постановке вопросов и поиску ответов на них. Помочь ему в этом призвана рубрика “Психологическое самообразование”, завершающая каждую тему.
Мы с полным правом можем сказать, что написанный нами учебник— авторский. Авторская позиция заявлена в идеологии, в содержании, в структуре учебника, она видна в нашей оценке различных психологических учений и научных школ. Однако мы не стремились утвердить свое видение трудных проблем психологии как единственно верное. Содержание пособия составили факты, понятия, теории, относящиеся к различным отраслям психологической науки: общей, возрастной, педагогической, социальной и др. При структурировании психологического материала мы сознательно не следовали логике психологии как науки. Отбор, синтез и изложение психологических знаний строились с учетом и рефлексией задач, которые предстоит решать педагогам в современном обществе, в своей профессиональной деятельности.
Первая часть “Основ психологической антропологии” — “Психология человека. Введение в психологию субъективности” — преследует цель в систематическом виде изложить современные представления о природе человеческой психологии, о ее специфике, структуре, феноменологии, динамике, развитии, а также представить систему категорий и понятий, с помощью которых психологическая наука пытается выразить все многообразие проявлений человеческой реальности. Предмет изучения —внутренний, субъективный мир человека; человек в проявлениях своих индивидных, субъектных, личностных, индивидуальных и универсальных свойств; в системе его взаимосвязей и отношений с другими людьми. Задача этой части курса — показать сложность душевной и духовной жизни человека, создать целостный образ человеческой психологии, сформировать у будущего педагога интерес к познанию другого человека и самопознанию.
Вторая часть — “Психология развития человека” — видится авторами как развернутый анализ существующих понятий и теорий об условиях, противоречиях, механизмах, движущих силах, направлениях, формах и результатах психического развития человека. Здесь будет раскрыт особый предмет психологии —субъективная реальность и закономерности ее развития в онтогенезе.
Понимание и знание психологии человека, условий развития субъективной реальности составят, в свою очередь, необходимую основу для построения профессионально грамотного педагогического процесса, для выявления механизмов общения и сотрудничества педагогов и воспитуемых, в конечном счете — для реализации целейразвивающего образования. Все это войдет в содержание третьей части общего курса — “Психология образования человека”.
Мы отдаем себе отчет, что некоторые выдвигаемые нами положения и посылки могут оказаться спорными и недостаточно аргументированными. Можно ожидать критических замечаний опытных преподавателей психологии о неравноценности в содержательном и детальном описании различных свойств человеческой психологии. Начинающие систематическое изучение психологии студенты педагогических институтов и университетов могут упрекнуть нас в излишней усложненности текста учебного пособия или содержания его отдельных глав; как правило — это следствие объективной сложности и научной непроработанности обсуждаемых проблем.
Нам необходимы критические замечания о содержании, структуре, языке, методическом оформлении книги. Нам важно знать: необходим ли подобный базовый курс общепсихологического образования педагогов — “Основы психологической антропологии”? И если необходим, то как можно сделать его более научно обоснованным и дидактически совершенным?
Мы обращаемся с этими вопросами к ученым-психологам, преподавателям психологии, педагогам, к студентам педагогических вузов. Просим высказать ваши замечания об учебном пособии “Психология человека. Введение в психологию субъективности” и о всем замысле курса по психологической антропологии в целом. Ваши оценки, пожелания и предложения направляйте по адресу издательства “Школа-Пресс”.
Христианская антропология
Христианская антропология представляет собой учение оцелостном человеке, его происхождении и его назначении в мире и вечности. Источниками знаний и утверждений христианской антропологии являются тексты Священного писания, опыт веры христианских подвижников, учение Отцов Церкви, работы богословов. Особенностью религиозного учения о человеке является то, что оно не строится по канонам рационалистического знания — главное место в нем занимает вера.
Христианская антропология есть учение об отношениях Бога и человека:в диалог с Богом человек вступает как живая, уникальная личность со своими молитвами, мольбами, переживаниями, всем своим существом. Христианская антропология — это живой рассказ об истории отношений Бога с людьми; она избегает отвлеченных рассуждении, идеализации. В этом ее принципиальное отличие от научно-философской антропологии. “...Живое конкретное существо, вот этот человек, — писал Н.А. Бердяев, — выше по своей ценности, чем отвлеченная идея добра, общего блага, бесконечного прогресса и пр. Это и есть христианское отношение к человеку”).
По представлениям христиан человек был создан Богом в последний день творения мира — он есть венец творения. Бог создал человека по образу и подобию Своему. При этом образ Божий человеку дан, подобие же задано. Христианская антропология разграничивает в человеке естественную (биологическую) и сверхъестественную (теологическую) сферы.
Особый интерес с точки зрения психологии представляет учение христианской антропологии о сущности человека. Человек трехсоставен и состоит из тела, души и духа. Ап. Павел говорит: “... Слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные” (Евр. 4; 12). Своею телесной жизнью человек ничем не отличается от других живых существ; состоит она в удовлетворении потребностей тела. Потребности тела многообразны, но в общем все они сводятся к удовлетворению двух основных инстинктов: самосохранения и продолжения рода. Для общения с внешним миром тело человека наделено пятью органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием. Человеческое тело оживляется душой.
Душа есть жизненная сила человека. Душа есть и у животных, но она у них была произведена одновременно с телом. У человека же, после создания его тела, Бог “вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою” (Быт. 2; 7). Это “дыхание жизни” и есть высшее начало в человеке, т.е. егодух.Хотя душа человеческая во многом сходна с душою животных, но в высшей своей части она несравненно превосходит душу животных, именно благодаря ее сочетанию с духом, который от Бога. Душа человека является как бы связующим звеном между телом и духом, представляя собой как бы мост от тела к духу.
Душевные явления разделяются на три разряда:мысли, чувства и желания. Органом, с помощью которого душа производит свою мыслительную работу, является мозг. Центральным органом чувства принято считать сердце; оно же рассматривается как некий центр жизни человека. Желаниями человека руководит воля, которая не имеет своего органа в теле. Душа и тело тесно связаны между собой. Тело с помощью органов чувств дает те или иные впечатления душе, а душа в зависимости от этого управляет телом. Жизнь душевная состоит в удовлетворении потребностей ума, чувства и воли: душа хочет приобретать знания и испытывать те или иные чувства.
Жизнь человеческая не исчерпывается удовлетворением потребностей тела и души. Над телом и душой стоит дух. Дух выступает в роли судьи души и тела и дает всему оценку с особой, высшей точки зрения. Согласно христианской антропологии, дух проявляется в трех видах:страх Божий, совесть и жажда Бога.
Страх Божий — это благоговейный трепет перед величием Божьим и Его совершенством, неразрывно связанный с верою в истину бытия Божия, в действительность существования Бога. Совесть указывает человеку — живет он в Боге или в безбожии. Больная совесть понуждает человека искать встречи с Богом, и в момент встречи получать утешение, а в момент богооставленности испытывать угрызения совести. Бессовестный человек — это человек, отчужденный от Бога. Жажда Бога – это стремление искать Бога, проявляющееся в человеческой неудовлетворенности земным, преходящим, в стремлении духа к чему-то высшему, идеальному, к Богу. Проявления духа в человеке, согласно христианскому вероучению, должны быть руководящим началом в жизни каждого человека. Жить в общении с Богом, жить по воле Божьей и пребывать в любви Божьей — значит исполнять свое человеческое назначение на земле.
Христианская антропология представляет собой развернутое учение о человеке и одновременно — конкретную практику его жизни, в соответствии с законом Божиим и заповедями блаженства. Мы ограничились изложением общих представлений о человеке в христианстве и вовсе не касались учений о человеке в других мировых религиях.
Вопросы для обсуждения и размышления
1. Как вы думаете, почему знание о человеке не приобрело столь же общего признания и уважения, как знание о природе и обществе?
2. Представьте себе, что создан институт комплексного человекознания. Какие специалисты могли бы работать в этом институте? Как бы они сотрудничали друг с другом?
3. Можно ли согласиться с утверждением, что “педагогика — это прикладная психология”? Можете ли вы найти аргументы “за” и “против” такого утверждения?
4. Синонимичен ли ряд: антропологическая психология, психологическая антропология, психология человека? Есть ли специфические смысловые оттенки в каждом из понятий?
Литература для чтения
Ананьев Б.Г, О проблемах современного человекознания. М., 1977. Гл.1.
Б ел и к А.А. Психологическая антропология — поиски синтеза в науках о человеке // Сов. этнография. 1990. №6.
Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.
Мир философии: Книга для чтения. М., 1991. 4.2. Раздел 5. “Человек и его место в мире”.
О человеческом в человеке. М., 1991. Раздел 1. “Человек в системе современного научного знания”.
Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. М., 1994. Гл.1. §1.
Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М., 1987. Пролог; Гл.111. Мысль.
Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Пед. соч.: В 6 т. М., 1990. Т.5. Предисловие.
Шелер М. Положение человека в Космосе // Проблема человека в западной философии. М., 1988.
Вопросы для обсуждения и размышления
1. Как бы вы объяснили следующие факты житейской и научной психологии:
а) выпускники психологических факультетов отмечают, что они не отличаются от непсихологов способностью понимать других людей, умением строить, поддерживать и развивать межчеловеческие отношения;
б) медицинские психологи и психиатры утверждают, что стабильный процент среди молодых пациентов психиатрических клиник составляют студенты факультетов психологии;
в) ваш собственный опыт говорит, что некоторые люди, далекие от профессиональных занятий психологией, тем не менее являются тонкими знатоками человеческих душ;
г) стал хрестоматийным факт отрицательного отношения Ф.М.Достоевского и А.С.Макаренко к психологии; в то же самое время одного называют гениальным писателем-психологом, а другого — гениальным педагогом-психологом?
2. Первым вариантом научной психологии стала физиологическая психология В.Вундта, которая строилась как психология экспериментальная. Для В.Вундта областью экспериментов были простейшие психические процессы — ощущения, представления, чувства. В то же время он утверждал, что существует и другая психология — психология народов, изучающая продукты человеческого духа: язык, традиции, обычаи, мифы и др., использующая другие — неэкспериментальные — методы. В чем вы видите причину подобной “непоследовательности” В.Вундта?
3. Закономерно ли, на ваш взгляд, сосуществование многих направлений и школ в психологии? Что является объективным основанием для отдельных течений в психологии, различных психологии? Чем определяется доминирование в обществе определенного психологического направления или школы?
4. Из истории психологии известно, что попытки описать строение человеческой субъективности приводили чаще всего к схематичным и упрощенным моделям внутреннего мира человека, к подмене целого частью.
Подумайте, есть ли в принципе необходимость выделения частей при познании целого? Возможен ли научный анализ живой реальности, какой является человеческая субъективность?
5. Можно ли согласиться с утверждением, что в дидактических целях для лучшего понимания изучаемых явлений можно пренебречь научной строгостью в изложении психологических фактов? Иначе говоря, можно ли сложное изложить просто?
Литература для чтения
Берн Э. Введение в психотерапию и психоанализ для непосвященных. СПб., 1991. Гл.У.
Величковский Б.М. Современная когнитивная психология. М., 1982. Воробьева Л.И. Гуманитарная психология: предмет и задачи // Вопр. психологии. 1995. №2.
Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Собр. соч.: В 6 т. М., 1982. Т.1. С.291-436.
Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию.М., 1983. Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992. Т.1. Гл.2. Грининг Т. История и задачи гуманистической психологии // Вопр. психологии. 1988. №4.
Ждан А.Н. История психологии. М., 1990. Разд.У-У!. Масло у А. Самоакгуализация // Психология личности. Тексты. М., 1982.
Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С.Выготского и современная психология. М., 1986.
Петухов В.В., Столин В.В. Психология. М., 1989. Роговин М.С. Введение в психологию. М., 1969. Гл.З. Роджерс К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты. М., 1986.
Роджерс К. Несколько важных открытий // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1990. №2.
Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. М., 1994. Гл.1. §2.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. М., 1989. Т.1. Гл.1. Предмет психологии; Гл.111. История психологии.
Рубинштейн С.Л. О философских основах психологии // Проблемы общей психологии. М., 1976.
Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр.психологии. 1986. №6.
Теплов Б.М. Заметки психолога при чтении художественной литературы // Избр. труды: В 2 т. М., 1985. Т.1 С.306-312.
Хрестоматия по истории психологии // Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М., 1980. Разд.1 Бихевиоризм; Разд.П Гештальтпсихология.
Фрейд 3. Психология бессознательного. Проблемы метатеории. М., 1989.
Эльконин Б.Д. Введение в психологию развития.М., 1994. Гл.11. Ярошевский М.Г. История психологии. М., 1985. Гл.10-14.
Понятие о методе науки
В ходе анализа истории предмета психологии мы неоднократно использовали понятие метода. Рассмотрение основных направлений психологии показало, что определение научного предмета связано с построением соответствующего метода. Разные научные школы психологии вырабатывали и разные методы исследования. В психологии сознания — это самонаблюдение, в бихевиоризме — внешнее наблюдение и эксперимент, во фрейдизме — психоанализ и т.д.
Метод — это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности. По своему составу научный метод представляет собой совокупность приемов или операций, которые осуществляет исследователь при изучении какого-либо объекта. Так, метод интроспекции включает одну совокупность операций, а метод эксперимента — совершенно иную.
Представление о методе или способе изучения психической реальности исходит из вполне определенного ее понимания. Многообразие же исторических определений предмета психологии приводит к возникновению и сосуществованию многих психологических школ и направлений. Подобное утверждение верно и относительно методов психологии.
Метод в его единстве с предметом психологии составляет научный подход к изучаемой реальности. Существо научного подхода выражается вметодологических принципах, т.е. установках, организующих направление и характер исследования. Психология сознания с ее интроспективным методом представляет собой субъективистский подход к изучению психического. Бихевиоризм — это примеробъективистского научного подхода к исследуемой реальности: он реализует методологическийпринцип детерминизма — включенности поведения в причинно-следственные зависимости от окружающего мира и т.д. В рамках научного подхода советской психологии важное место отводилось принципам детерминизма, единства сознания и деятельности, генетическому принципу.
Тот или иной научный подход и методологические принципы реализуются в конкретно-исследовательских методах.Исследовательский метод есть форма организации определенного способа познания. Требованиям объективности исследования отвечают методы внешнего наблюдения, эксперимента, тестов и т.д. Методологические установки изучения развивающихся объектов адекватно реализуются в методах биографического изучения, в формирующем эксперименте и т.д.
В свою очередь, метод психологии конкретизируется висследовательских методиках. Методика отвечает конкретным целям и задачам исследования, содержит в себе описание объекта и процедур изучения, способов фиксации и обработки полученных данных. На основе определенного метода может быть создано множество методик. Например, экспериментальный метод в психологии воплощен в методиках изучения интеллекта, воли, личности и других сторон психологической реальности.
Следовательно, можно выстроить определенный ряд родовидовой зависимости. Параллельные стрелки на рисунке означают возможность методологического движения в обоих направлениях: от научного подхода до используемых им методик, от методики до лежащих в ее основе представлений о предмете и методе психологии.
Фактом психологической науки является то, что у нее нет однозначного набора исследовательских методов. Существующие методы психологии получают свою интерпретацию в рамках той или иной научной школы. Есть методы, которые используются только представителями данного направления в психологии, и есть методы, используемые в разных направлениях. Изложение вопроса о методах психологии мы будем вестис учетом: 1) дифференциации современной психологии на направления, научные школы, отрасли знания, 2) возможностей метода с точки зрения целостного, научного понимания внутреннего мира человека, 3) приложимости их к педагогической практике и использования практикующими педагогами.
Вопросы для обсуждения, и размышления
1. Задачей физики является построение физической картины мира, биологии — биологической и.т.д. Следовательно, психология как наука должна быть нацелена- на построение психологической картины мира. Что, на наш. взгляд, включает в себя понятие “психологическая картина мира”? Как может быть вписан в эту картину человек ?
2. Должна ли психология при исследовании человеческой субъективности стремиться, к точности, доказательности, объективности получаемых знаний? Как бы вы пояснили словосочетание “точность психологического исследования”?
3. И.П.Павлов писал о методе так: “Метод — самая первая, основная вещь. От метода, от способа действия зависит вся серьезность исследования. Все дело в хорошем методе. При хорошем методе и не очень талантливый человек может сделать много. А при плохом методе и гениальный человек будет работать впустую и не получит ценных, точных данных”. Только ли относительно исследовательских методов справедливо данное высказывание?
Противостоят ли друг другу методы объяснительной, описательной и практической психологии? Возможно ли их взаимодополнение? Определите области, сферы их преимущественного использования.
4. Какие психологические методы могут наиболее широко использоваться педагогом в школе и в каких целях?
Литература для чтения
Ассаджиоли Р. Психосинтез. М., 1994.
Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.
Братусь Б.С. Аномалии личности. М., 1988. Гл.111.
Василюк Ф.Е. От психологической практики к психотехнической теории // Моск. психотер. журнал. 1992. №1.
Выготский Л.С. По поводу статьи К.Коффки “Самонаблюдение и метод психологии”. Вместо предисловия: Инструментальный метод в психологии // Собр.соч.: В 6 т. М., 1982. Т.1. С.98-108.
Гадамер Х.-Г. Истина и метод. М., 1988. Часть 1.
Годфруа Ж. Что такое психология. М., 1992, Т.1. Гл.З. Гуманитарное знание. Сущность и функции // Под ред. Г.А.Под-корытова. СПб., 1991.
Джемс У. Психология. М., 1991. Гл.1.
Дильтей В. Описательная психология. М., 1924.
Дильтей В. “Понимающая психология” // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.
Естественнонаучное и социогуманитарное знание: методологические аспекты взаимодействия. Л., 1990.
Забродин Ю.М., Похилько В.И. Теоретические истоки и назначение репертуарных личностных методик. Предисловие к кн. Ф.Фран-селла, Д.Баннистер. Новый метод исследования личности. М., 1987. С.5-26.
Копьев А.Ф. Психологическое консультирование: опыт диалогической интерпретации // Вопр. психологии. 1990. № 3.
Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. Гл.1.
Ольшанский В.Б. Практическая психология для учителей. М., 1994.
Розин В.М. Психология и культурное развитие человека. М., 1994. Гл.1. § § 3-4.
Рудестам К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. М., 1990.
Соколова Е.Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных расстройств // Вопр. психологии. 1995. №2.
Степин В.С. Научная рациональность в гуманистическом измерении // О человеческом в человеке. М., 1991.
Шпрангер Э. Два вида психологии // Хрестоматия по истории психологии. М., 1980.
Эткинд А.М. Психология практическая и академическая: расхождения когнитивных структур внутри профессионального сознания // Вопр. психологии. 1987. № 6.
Раздел II
ОНТОЛОГИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА
Описание психологической многомерности человека, различных образов человеческой субъективности предполагает предварительное выяснение вопроса о способе жизни (бытия, существования) человека, об условиях и предпосылках становления его внутреннего мира.
Зафиксируем первое достаточно очевидное, но фундаментальное основание онтологии человека: ребенок рождается и живет в системе реально-практических, хотя и разнородныхсвязей с другими людьми (первоначально — с матерью, затем — с близкими, впоследствии — с дальними). Усиливая эту мысль, можно постулировать: нигде и никогда мы не можем увидеть человека до и вне его связи с другими — он всегда существует и развивается в сообществе и через сообщество. Случаи его социальной изолированности и обособленности подтверждают это правило—в своем крайнем выражении они просто гибельны для человека.
Другое, эмпирически легко обнаруживаемое обстоятельство, состоит в том, что.человек есть существо сознательное и деятельное. Сознательная деятельность есть форма бытия и способ существования человека. С.Л.Рубинштейн писал: “Наличие сознания и действия есть фундаментальная характеристика человеческого существования в мире”.
Но человек живет также и общественной жизнью, значит, человеческая деятельность — это совместная деятельность, в ходе которой люди вступают в общение и взаимодействие друг с другом. Совместный характер деятельности вынуждает индивидов обмениваться информацией, согласовывать индивидуальные цели и планы действий, подчинять их общим задачам, добиваться взаимопонимания.
Совместность (общение и взаимодействие с другими), деятельность, сознание составляют онтологические основания человеческого способа жизни. Эти основания взаимополагают друг друга, но не сводимы одно к другому, каждое из них имеет специфическое содержание. Деятельность с самого начала предполагает сознание в качестве своего необходимого момента (например, постановка цели), а сознание, в свою очередь, предполагает в качестве своей предпосылки социальную связь (в частности, сознание немыслимо без языка, а язык — изначально социальное явление). Таким образом, все три стороны целостной человеческой реальности (субъективности) или способа бытия человека (общность, деятельность, сознание) являются здесь одновременно и следствиями, и предпосылками. На ранних этапах как фило-, так и онтогенеза этот способ нерасчленен:здесь все во всем. А потому и психологический анализ должен изначально быть ориентирован нацелостность человеческого способа бытия или типа жизнедеятельности.
Человек как субъект общения
· Общение как обмен информацией
· Общение как взаимодействие Общение как взаимопонимание
· Способы воздействия в процессе общения
Что представляет собой общение с психологической точки зрения ? Какие социально-психологические особенности проявляются в общении?
Общение как взаимодействие
Интерактивная сторона общения чаще всего проявляется при организации совместной деятельности людей. Обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигнутое взаимопонимание реализуется в новых попытках развить совместную деятельность, организовать ее.
Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести свой особый вклад в нее. Это и позволяет интерпретировать взаимодействие какорганизацию совместной деятельности.
В психологии все возможные виды взаимодействия разделяются на два противоположных вида:кооперацию (сотрудничество) иконкуренцию (конфликт). Кооперация представляет собой взаимодействие, способствующее организации совместной деятельности, достижению групповой цели. Конфликт — это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, взглядов субъектов взаимодействия. Традиционно конфликт рассматривался как негативный тип взаимодействия. В настоящее время в психологии проведено много исследований, обнаруживающих позитивные стороны конфликта.
К.М.Левитан, например, описывает шесть типов конфликтов, характерных для педагогической деятельности:
1. Конфликты, обусловленные многообразием профессиональных обязанностей педагога. Осознание невозможности одинаково хорошо выполнить все свои дела может привести добросовестного педагога к внутреннему конфликту, к потере уверенности в себе, разочарованию в профессии. Такой конфликт является следствием плохой организации труда педагога; его преодоление возможно на путях выбора главных, но в то же время реальных и посильных задач и рациональных средств и методов их решения.
2. Конфликты, возникающие из-за различных ожиданий тех людей, кто оказывает влияние на исполнение профессиональных обязанностей учителя. Работники органов народного образования, руководители школ, коллеги, ученики и родители могут оспаривать выбор учителем средств, методов, форм обучения и воспитания, правильность выставления оценок учащимся и т.д. Наличие педагогической позиции, высокая профессиональная культура помогут учителю психологически грамотно преодолевать подобные конфликты.
3. Конфликты, возникающие из-за низкого престижа отдельных предметов школьной программы. Музыку, труд, изобразительное искусство, физкультуру причисляют к “второстепенным” предметам, что является следствием преобладания в школе сциентистской установки. В то же время престиж любого школьного предмета зависит в конечном счете от личности учителя и качества его работы.
4. Конфликты, связанные с чрезмерной зависимостью поведения учителя от различных директивных предписаний, планов, оставляющих мало пространства для самодеятельности. При этом деятельность педагога находится под пристальным вниманием и контролем общественности и органов управления.
5. Конфликты, в основе которых лежит противоречие между многогранными обязанностями и стремлением к профессиональной карьере. В условиях школы учитель имеет мало возможностей сделать служебную карьеру — немногие учителя занимают посты директора школы и его заместителей. Вместе с тем у педагога неограниченные возможности профессионального роста и личной самореализации.
6. Конфликты, обусловленные несовпадением ценностей, которые пропагандирует учитель в школе, с ценностями, которые наблюдают ученики вне ее стен. Педагогу важно быть психологически готовым к проявлению эгоистичности, грубости, бездуховности в социуме и в школе, чтобы отстоять свою профессиональную позицию.
Конкретным содержанием общения как взаимодействия является определенное соотношение индивидуальных “вкладов”, которые делаются участниками в единый процесс деятельности.
Л.И.Уманский выделял три возможные формы организации совместной деятельности:
1)совместно-индивидуальная деятельность — когда каждый участник делает свою часть общей работы, независимо друг от друга; 2)совместно-последовательная деятельность — когда общая задача выполняется последовательно каждым участником;
3)совместно-взаимодействующая деятельность