Раздел 1. Психология человека

Приложение 2. Практические занятия

Планы практических занятий

Раздел 1. Психология человека

Семинар № 1. Основные этапы развития психологии как науки (2 ч.).

План:

1. Возникновение психологии. Основные этапы развития психологии.

2. Развитие психологии в период античности. Взгляды Гераклита, Демокрита, Гиппократа, Сократа, Платона, Аристотеля.

3. Развитие психологии в Новое время. Учения Декарта, Спинозы, Лейбница, Локка.

4. Психологическая мысль в эпоху Просвещения. Ассоциативная психология (Гартли, Д. Беркли, Д. Юм).

Литература:

· Психология / под общ.ред. В.Н. Дружинина. – Спб.: «Питер», 2001. – с. 28-36.

· Петровский А. В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студ. высш. учеб.заведений – М.: «Академия», - 2008. – с.

· Радугин А.А. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2001. – 400 с.

Методические рекомендации:

Ø Ответить на вопросы семинара.

Ø При подготовке к семинару особо обратите внимание на следующие термины (выпишите их в тетрадь): душа, гилозоизм, дуализм, сенсуализм, ассоциационизм.

Ø Заполните таблицу «Этапы становления психологии как науки»

Хронология Научное направление Основные представители Предмет исследования Основные идеи
         

Семинар № 3. Методы психологии (2 ч.).

План:

1. Объективные методы психологии:

1.1. Наблюдение. Виды наблюдения.

1.2. Эксперимент. Виды эксперимента.

1.3. Тестирование.

1.4. Метод опроса:

· интервьюирование – метод устного опроса

· анкетирование – метод письменного опроса

2. Методы описательной психологии

3. Методы практической психологии

Литература:

· Слободчиков В.И., Исаев Е.И.. Психология человека. М. 1998.

· Радугин А.А. Психология. Учебное пособие для высших учебных заведений. – М.: Центр, 2001. – 400 с.

· Немов Р.С. Психология. Кн.1. Общие основы психологии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.

· Анастази А. Психологическое тестирование: Кн.1.-М., 1982.-с. 17-31.

· Дружинин В.Н. Экспериментальная психология СПб.: Изд-во «Питер», 2000.

Методические рекомендации:

Ø При подготовке к вопросам обратите внимание на особенности каждого метода исследования. Заполните таблицу «Методы психологии»:

Метод Вариант метода Достоинства метода Недостатки метода
Наблюдение      
Эксперимент      
Интервьюирование      
Анкетирование      

Ø Выполните практическое задание:

Выберите из указанных суждений те, которые описывают конкретные методы:

· Наблюдение (3 ответа) № _________________________

· Эксперимент (3 ответа) № _____________

· Тесты (3 ответа) № ________________

Номера правильных ответов запишите после знака «№».

Суждения:

1. используется для распознавания или оценки состояний, особенностей, характеристик конкретного человека, группы людей, той или иной психической функции;

2. преднамеренное, систематическое и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснения;

3. может быть лабораторным, естественным, формирующим;

4. может быть сплошным и выборочным;

5. педагог может варьировать в разных классах содержание, методы, формы, приемы обучения и изучать характер влияния этих изменений на особенности усвоения школьниками материала;

6. бывает включенным и невключенным, скрытым (зеркало Гезелла) и открытым;

7. полученные индивидуальные данные обрабатываются с помощью специальных стандартизированных шкал и соотносятся с нормой.

8. исследователь сам вызывает изучаемое им явление;

9. отвечает требованиям валидности, надежности и стандартизации;

Семинар № 12. Внимание человека: изучение психологических свойств внимания. Развитие наблюдательности (2 ч.)

План:

1. Зарубежные и отечественные теории внимания.

2. Свойства внимания

3. Виды внимания.

4. Методы изучения продуктивности внимания.

5. Наблюдательность. Способы развития.

Литература:

· Бостанджиева Т.М.Психологический практикум для студентов. Учебное пособие. – Тобольск: ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2007. – С. 33-36

· Психология. Учебник для гуманитарных вузов // под ред. В.Н.Дружинина, - СПб.: Питер, 2001. Глава 10 (Внимание).

· Гальперин П.Я. К проблеме внимания. // Хрестоматия по психологии: Учеб. пособ. для студентов пед. ин-тов/ Сост. В.В. Мироненко; Под ред. А.В. Петровского. – 2-е изд., перер. и доп. – М.: Просвещение, 1987. с. 169-174.

Методические рекомендации:

Ø Выполните практическое задание:

В изучении темы необходимо рассмотреть психологические характеристики внимания на примере различных видов деятельности человека. Привести примеры как проявляются в деятельности свойства и виды внимания.

Приложение 2. Практические занятия

Планы практических занятий

Раздел 1. Психология человека

Наши рекомендации