Психологическая сущность деятельности человека

Всеобщей характеристикой жизни является активность.

Активность живых существ - их собственная динамика как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. В психологии активность выступает в соответствии с деятельностью, обнаруживаясь как динамическое условие ее становления, реализации и видоизменения, как свойство ее собственного движения.

Активность как деятельное состояние субъекта детерминирована изнутри, со стороны его отношений к миру, и реализуется вовне – в процессах поведения.

Деятельность – это процесс активного отношения человека к действительности, в ходе которого происходит достижение субъектом поставленных ранее целей, удовлетворение разнообразных потребностей и освоение общественного опыта. В ходе освоения деятельности осуществляется развитие и формирование психики и личности человека. Игра, учебная деятельность и труд являются важнейшими видами деятельности человека. Деятельность следует отличать от поведения. Поведение – внешне проявляющаяся активность живых существ. В отечественной психологии подчеркивается социальный характер поведения человека, в котором выражается его отношение к обществу, другим людям, к предметному миру. Различные аспекты поведения животных, связанные с видовой и индивидуальной приспособительной активностью к условиям внешней среды, изучаются зоопсихологией. В отношении животных понятие «деятельность» практически не употребляется.

Основными характеристиками деятельности являются: а) предметность и б) субъектность.

Предметность. Объекты внешнего мира не непосредственно воздействуют на субъект, а лишь будучи преобразованы в процессе деятельности, благодаря этому достигается большая адекватность их отражения в сознании. Филогенетические предпосылки предметности проявляются в обусловленности поведения животных свойствами объектов, выделившимися в ходе эволюции вида и служащими удовлетворению тех или иных биологических потребностей, а не любыми воздействиями внешнего мира

В своей развитой форме предметность свойственна исключительно человеческой деятельности. В этой связи говорят о предметно-преобразовательных и предметно-познавательных актах. В первом случае, человек изменяет ситуацию согласно имеющимся у него представлениям о том, какой она должна быть (например, в условиях практической деятельности). Во втором случае предметная ситуация должна оставаться как бы нетронутой, активность познающего субъект имеет характер уподобления предмету (например, в условиях теоретической деятельности). В обоих случаях благодаря деятельности, достигается более тесная, более совершенная связь человека с миром, преодолевается разобщенность между субъективной картиной мира и реальностью. Понятие «предметности» деятельности связано с понятием «социальности» деятельности человека, что подразумевает использование системы языка, знаково-символических конструктов, определенных значений, социальных норм и социальных ролей.

Субъектность определяет направленность и избирательность деятельности в соответствии с личностными смыслами, установками, эмоциями, потребностями, интересами человека. Вместе с тем возможны ситуации, когда субъект деятельности совмещает собственные интересы с потребностями другого человека, что не означает непременно жертвенности, самоотречения. Последнее отмечается лишь тогда, когда интересы другого ставятся выше собственных.

В отечественной психологии у истоков исследования деятельности человека стояли М.Я. Басов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев,

Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, П.Я. Гальперин, К.К. Платонов и другие.

5.2. Психологическая структура деятельности

Психологическая структура деятельности представляет собой систему, содержащую потребности, мотивы, цели, средства, действия, операции.

- Потребность — это состояние живого существа, выражающее его зависимость от конкретных условий существования и выступающее источником его активности. Состояние нужды, нехватки, отсутствия чего-либо значимого для существования индивида выступает как энергия действования. Следовательно, потребности – энергетическая основа деятельности.

К человеческим потребностям :1) витальные (жизненные) нужды: необходимость в пище, воде, сне, чувстве безопасности, продолжении рода и т.д.); 2) социальные интересы: принадлежать к группе людей, потребность вступать в эмоциональные контакты, обладать определенным социальным статусом и т.д.; 3) экзистенциальные побуждения: «быть творцом собственной жизни», чувствовать личностный рост, подлинность своего бытия и т.д.

Потребности человека могут быть ясно осознанными (выражаться в виде стремлений), неосознанными или осознанными лишь частично (примером могут служить влечения).

А.Н.Леонтьев раскрыл феномен опредмечивания потребностей, который понимается как акт встречи субъекта с потенциальным объектом его потребности, причем предмет потребности может выступать как источником роста личности, так и причиной ее деградации.

- Мотив - это причина, определяющая выбор направленности деятельности, т. e. это ответ на вопрос, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения. Мотивы могут быть осознаваемыми и неосознаваемыми, внешними и внутренними (смыслообразующими), широкими социальными и узконаправленными. Как правило, деятельность человека полимотивирована. Так, в структуре учебной деятельности могут иметь место разнообразные мотивы: познавательные, достижения успеха, престижа, получения поощрения, избегания наказания и т.д. Результат любой деятельности человека, в том числе учебной, во многом зависит от того, какой мотив является ведущим. Изучение влияния мотивов на реальную военно-летную деятельность показало, что низкомотивированные летчики (с преобладанием мотивов избегания неудачи) допускают ошибочные действия на 25,7% больше по сравнению с более мотивированными пилотами (мотивы качественно выполнить полет, мотивы достижения и т.д.).

- Цель - это предвосхищение результатов деятельности. В отличие от мотивов, цели человеческой деятельности всегда сознаваемы. Следует различать конечные и промежуточные цели, реалистичные и нереалистичные цели. А.Н.Леонтьев в этой связи выделил феномен опробования цели действием: подлинная цель может быть поставлена лишь тогда, когда человек приобрел определенный опыт действования. Процесс целеполагания означает постановку обоснованных и практически достижимых целей. В целеполагании важную роль играют не только мотивы и потребности человека, но и его эмоции, чувства, мышление, воображение.

- Средства деятельности:

а) знания - функциональные сведения о мире;

б) навыки - освоенные до степени автоматизма способы употребления определенных средств деятельности;

в) умения - освоенная человеком система приемов сознательного построения результативного действия.

Знания, навыки, умения являются инструментальной основой деятельности, они обеспечивают успешность ее выполнения. Наличие у человека средств деятельности придает любой потребности статус осуществимости.

- Действия — произвольная целенаправленная активность. В каждом действии выделяют ориентировочную, исполнительную и контрольную части. Центральной является ориентировочная часть действия, именно она обеспечивает успех действия. Выполняемое действие будет осуществляться эффективно в том случае, если субъект выделит всю систему условий, на которую необходимо опираться для достижения целей. Если же человек ориентируется только на часть этих условий или подменяет другими, то действие будет приводить к ошибкам. Контрольная часть направлена на проверку правильности как результатов ориентировочной части, так и исполнительной, на слежение за ходом исполнения, на проверку соответствия его намеченному плану. В случае обнаружения ошибки, отклонения от правильного пути, необходима коррекция действия. Следовательно, действие – целостная система взаимосвязанных элементов. Действия – осознанны, т.к. осознана их цель. Осознан и объект, на который направлено действие. Так, анализируя одиночные действия штурмана в полете, к которым относятся действия, связанные с началом и завершением полета, со сложными метеоусловиями, а также аварийные действия, Ю.К.Стрелков выделяет их функциональную структуру (ориентировочные, исполнительные, контрольные части действий): «Выполнение расчетов предполагает момент выбора, хоть и чрезвычайно короткий. Его не может не быть, поскольку расчеты могут оказаться не соответствующими прошлому опыту использования их результатов, а исходная информация часто оказывается неполной. Кроме того, в самолете выбор и решение в основном осуществляет командир, а экипаж выступает в роли советчика: но если штурман опытнее командира и видит ситуацию лучше, он настаивает на своем варианте. Значение того анализа, который производит штурман, его оценок и решений возрастает в сложной полетной ситуации, например, когда из-за плохой погоды приходится прекращать предпосадочное снижение и идти на запасной аэродром. В этих условиях штурман выполняет не один, а несколько актов выбора: выбор режима работы навигационного вычислителя (например, главная или частная ортодромия), выбор пути – точного маршрута, выбор режима набора высоты. Быстрота выбора и исполнения выбранного варианта достигается в результате многочисленных повторений в разнообразных условиях. Быстрота выбора и исполнения - показатели профессионального мастерства штурмана, показатели гибкости его структур опыта».

- Операции - способы выполнения действий. Так, создание письменного текста может осуществляться как в рукописном варианте, так и с использованием современных технических средств. Операции могут быть автоматизированы. Реализация операций находится на периферии сознания, однако в случае затруднений операции выступают на передний план сознания.

Итак, все перечисленные структурные компоненты деятельности образуют гибкую динамичную систему, соотносимую с различными областями действительности. Деятельность выступает как преобразование отношений между потребностями субъекта и возможностями их удовлетворения; действия – как воссоздание и созидание новых предметов человеческой культуры; операции – использование средств материального и духовного освоения мира.

Анализ деятельности раскрыл новые аспекты исследования психики: процессуальный аспект (психическое анализируется с точки зрения динамики), исторический аспект (позволяет исследовать психическое с точки зрения законов и закономерностей его развития), структурно-функциональный аспект (определяет возможности анализа психики как сложной многоуровневой системы, выполняющей определенные функции).

К явлениям психологии деятельности относится категория воли как сознательного преодоления человеком трудностей на пути осуществления действия. Сталкиваясь с препятствиями, человек либо отказывается от действия в выбранном направлении, либо «наращивает» усилия, чтобы преодолеть барьер, т.е. осуществляет особое действие, выходящее за границы его изначальных побуждений и целей. Воля обеспечивает выполнение двух взаимосвязанных функций — побудительной и тормозной, и в них себя проявляет. Побудительная функция обеспечивается активностью человека. Тормозная функция воли, выступающая в единстве с побудительной функцией, проявляется в сдерживании нежелательных форм активности.

Воля как сознательная организация и саморегуляция деятельности, направленная на преодоление внутренних трудностей, - это прежде всего власть над собой, над своими чувствами, действиями. Человек, обладающий сильной волей, умеет преодолевать трудности, встречающиеся на пути к достижению поставленной цели, при этом обнаруживает такие волевые качества, как решительность, мужество, смелость, выносливость и т.д. Слабовольные люди пасуют перед трудностями, не проявляют решительности, настойчивости, не умеют сдерживать себя, подавлять сиюминутные побуждения во имя более высоких, нравственно оправданных мотивов поведения и деятельности.

5.3. Военно-летная деятельность как психологическая категория

Военно-летная деятельность имеет ряд психологических характеристик, которые отличают ее от других видов профессиональной деятельности и квалифицируют как деятельность в особых условиях, а профессию военного летчика как опасную для жизни и здоровья профессию:

- многопрофильность, разносторонний характер и содержание выполняемых действий;

- значительное нервно-эмоциональное напряжение, обусловленное вынужденным и чрезвычайно интенсивным темпом работы, постоянно меняющейся обстановкой, требующей от летчика концентрации внимания, быстрой и точной ответной реакции на различного рода изменения;

- необходимость быстрого анализа обширной и разнообразной информа-

ции, оперативного принятия решения;

- сочетание напряженной психической деятельности со сложнокоордини-

рованными и точными двигательными актами по управлению летательным

аппаратом;

- влияние изменений атмосферных условий (понижение и перепады барометрического давления, падение парциального давления кислорода, температурные изменения);

- воздействие различных по направлению, больших по величине и продолжительности перегрузок со значительным градиентом нарастания при выполнении маневрирования, фигур сложного и высшего пилотажа;

- влияние шумов, вибраций, лучистой энергии на общее состояние организма, восприятие показаний приборов и т.д.;

- необходимость использования специального снаряжения для защиты от неблагоприятных факторов полета;

- длительное пребывание в вынужденной позе;

- высокая личная ответственность авиаторов, выражающаяся в стремлении наилучшим образом справиться с поставленной задачей, трудностями, быть на высоте требований, которые предъявляет к нему Родина и боевой приказ;

- необычные переживания оторванности летного экипажа от других людей, сильное (у многих летчиков) переживание одиночества, особенно в трудной обстановке полета, в аварийной ситуации.

Рассмотрим психологические особенности деятельности летчика при особых случаях в полете. В результате экспериментального изучения психологии деятельности летчика в особых случаях, выполненных сотрудниками Государственного научно-исследовательского испытательного института военной медицины МО, было выявлено, что данный этап деятельности связан с закономерностями принятия решения, причем существуют два типа ситуаций, отличающихся по закономерностям принятия решения.

Первая ситуация – деятельность летчика по принятию решения не требует дополнительного приема и переработки информации и не зависит от режима полета, на котором возник особый случай. Решение носит детерминированный (строго определенный) характер и предлагает актуализацию заранее известного способа действий. В этом случае принятие решения происходит как бы автоматически, по типу реакции «прямого замыкания».

Подготовка летчиков к выполнению действий в ситуациях, характеризующихся детерминированным характером решения, может быть исчерпана формированием соответствующих знаний и отработкой двигательных навыков.

Вторая ситуация – принятие решения предполагает необходимость выбора наиболее оптимального способа действий применительно к конкретным условиям, при которых возник особый случай. Этот выбор не только связан с получением дополнительной информации, но и предполагает ее обязательное сопоставление с требованиями инструкций, выполнение расчетов в уме, т.е. требует активной мыслительной деятельности.

Следует отметить, что, как правило, процесс принятия решения в этих ситуациях протекает в условиях дефицита времени и выполнения совмещенных действий. Поэтому подготовка летчиков к действиям в особых случаях, характеризующихся вероятным решением, должна способствовать приобретению знаний, формированию навыков и умений, необходимых для осуществления информационного поиска, приема, и переработки дополнительной информации именно в этих условиях.

В результате анализа действий летчиков при особых случаях в полете удалось выявить важнейшие составляющие умственного умения: оперативное мышление и предвосхищение (антиципация).

Оперативное мышление – это способность активно отбирать характерные признаки ситуации и путем умозаключений, анализа быстро вырабатывать новую схему действий. Оперативное мышление – специфический способ переработки неполноценной информации, обеспечивающий успешность действий в неопределенных условиях, позволяющий из массы признаков видеть тот единственно нужный, главный признак, по которому возможно опознавание ситуации и принятие решения.

Развитие у каждого летчика способности оперативно мыслить в аварийной ситуации должно стать одной из задач подготовки к полетам.

Предвосхищение или антиципация - это психический процесс ориентации на будущее. Он заключается в способности летчика по отдельным, на первый взгляд малозначимым, признакам распознать событие, настроиться на определенные действия. В результате специальной тренировки возможно развивать способность предугадывать по неопределенным косвенным неинструментальным признакам наступающее событие. В этом случае неопределенный сам по себе сигнал превращается в субъективно определенный значащий признак вполне конкретной ситуации.

В отличие от способности к оперативному мышлению способность предвосхищать наступающее событие более специфична, она должна вырабатываться применительно к каждому конкретному особому случаю, и прежде всего к тем случаям, возникновение которых сопровождается ярким неинструментальным признаком, надпороговым физическим воздействием на летчика. Указанные составляющие умственного умения следует целенаправленно формировать в процессе профессиональной подготовки как на комплексных тренажерах, так и в полете.

В этой связи важным этапом подготовки должно стать обучение пилотированию в необычных условиях, к примеру, по дублирующим приборам (при отказе основных).

Указанные закономерности в полной мере относятся и к действиям в особых случаях экипажей многоместных летательных аппаратов. Наряду с этим совместная групповая деятельность накладывает целый ряд дополнительных особенностей.

Это связано прежде всего с тем, что в отличие от летчика одноместного летательного аппарата, который, по существу, в одном лице выполняет задачи по пилотированию, воздушной навигации, боевому применению, в экипаже эти функции в определенной степени дифференцированы между различными специалистами, что требует их постоянной координации по содержанию, последовательности и времени. При этом успешность совместной деятельности зависит нередко не столько от индивидуальной подготовленности каждого члена экипажа, сколько от организации взаимодействия, слаженности действий, соотношения уровня профессиональной подготовленности, психофизиологических качеств и опыта совместной работы.

Четко налаженное взаимодействие повышает надежность и эффективность деятельности за счет создания дополнительных возможностей по взаимному резервированию и контролю действий. В то же время недостатки во взаимодействии могут резко снизить результативность вплоть до фактического распада совместной деятельности.

Наиболее частыми формами нарушений взаимодействия в экипаже в процессе парирования особого случая являются:

1) нарушение согласованности действий по содержанию, последовательности и времени выполнения;

2) переход руководящей (лидерской) роли командира к другим членам экипажа – штурману, помощнику командира;

3) хаотичный обмен речевой и другими видами информации;

4) неоптимальная организация взаимодействия, а в некоторых случаях и полное его отсутствие в процессе обнаружения и опознавания особого случая.

Переход функции управления к неформальному лидеру происходит, как правило, в экипажах, имеющих в своем составе малоопытного командира, или командира с недостаточным уровнем развития необходимых психических качеств. Такой переход в конечном итоге чаще приводит к снижению эффективности парирования особого случая. В этой связи при подборе и формирования экипажей, а также в процессе практических тренировок необходимо целенаправленно подбирать и готовить командира к управлению экипажем в экстремальных условиях. С другой стороны, все члены экипажа независимо от личного опыта должны глубоко усвоить основополагающее правило – окончательное решение при опознавании особого случая и выборе стратегии парирования принимает командир в силу функциональных обязанностей и оборудования рабочего места. Он же несет ответственность за организацию работы всего экипажа. Такое единоначалие должно признаваться в любой момент как в штатных условиях, так и в особых случаях. Исключение могут составлять лишь случаи полной потери работоспособности командиром. Вместе с тем командир должен понимать, что реальное руководство не может быть обусловлено лишь должностным положением. Способность командира управлять, доверие и расположение к нему со стороны других членов экипажа создаются со временем и должны обеспечиваться сознательными целенаправленными усилиями.

С другой стороны, каждый член экипажа несет ответственность за активный личный вклад в общий результат, за контроль изменяющейся обстановки и за проявление, когда это необходимо, собственной настойчивости. В связи с тем, что на многоместных летательных аппаратах рабочие места членов экипажа, как правило, в той или иной мере изолированы, а также в силу различий располагаемого оборудования, особую роль приобретает радиообмен и умение правильно его построить. Среди типичных ошибок при ведении радиообмена необходимо выделить следующие.

Нередко, что отмечается прежде всего при обнаружении и опознавании особого случая, один из членов экипажа на основе лишь одного воспринятого им признака, к тому же характерного и для других видов особых случаев, делает поспешное сообщение в завершенной форме, тем самым активно подталкивая командира к принятию неправильного решения.

Второй характерной формой нарушения в ведении радиообмена является отсутствие «квитанции» (подтверждения) о принятии сообщения или выдача «квитанции» без осознания поступившей информации. Это, как правило, происходит с командиром ввиду его чрезвычайной загрузки двумя высокомотивированными задачами: управление летательным аппаратом и парирование особого случая. В этом случае, если информация носит важный и экстренный характер, члены экипажа должны довести ее командиру повторно, несмотря на возможные негативные реакции с его стороны.

В качестве третьей формы неоптимального ведения радиообмена можно выделить то, что командир после обнаружения и опознавания особого случая принимает решение по его парированию и начинает реализовывать, но не доводит решение до всего экипажа. Это приводит к несанкционированным действиям со стороны других членов экипажа, а также лишает их возможности целенаправленно контролировать и влиять на развитие особого случая.

Важным фактором, обеспечивающим эффективность и надежность действий в особых случаях, является штатность, слетанность и психологическая совместимость членов экипажа.

Следует подчеркнуть, что недостаточная слетанность и совместимость наиболее негативно проявляется именно в усложненных условиях полета, в то время, как в обычных условиях эти недостатки могут нивелироваться и не оказывают существенного влияния на качество выполнения задания.

Вероятность успешного парирования особого случая нештатными экипажами на 10-15% ниже по сравнению со штатными при прочих равных условиях. При этом ошибочные действия в процессе парирования чаще допускаются при наличии в составе экипажа нештатного помощника командира, а результативность парирования ниже в экипажах с нештатным штурманом экипажа.

Недостаточная психологическая совместимость, длительная неудовлетворенность от совместной работы, конфликтные ситуации, возникающие на профессиональной почве, выявляются в среднем в каждом шестом экипаже. Эти экипажи в особых случаях допускают на 30-40% больше ошибочных действий по сравнению с высокосовместимыми и сплоченными.

В процессе парирования особого случая можно выделить два полярных и неэффективных стиля поведения командиров экипажей. Первый – когда командир практически устраняется от руководства экипажем, сосредоточив основное внимание на пилотирование и работе с оборудованием кабины. В связи с этим часто допускаются несогласованные действия другими членами экипажа, а также потеря важной информации. В других случаях наблюдается чрезмерно авторитарный стиль поведения командира, что приводит к снижению активности других членов экипажа и соответственно к сужению поля информации, поступающей от них. Оба рассмотренных варианта в большинстве случаев оказывают негативное влияние на исход ситуации.

Таким образом, деятельность летчика (экипажа) в особом случае имеет целый ряд психологических особенностей, которые необходимо учитывать в процессе профессиональной подготовки.

В настоящее время продолжаются исследования проблемы становления различных видов военно-авиационной деятельности, формирования и развития профессионально важных качеств личности авиаторов в новых условиях развития авиации.


Контрольные вопросы

1.Что в психологии понимается под деятельностью?

2.Каковы психологические характеристики деятельности?

3.Каковы существенные отличия поведения от деятельности?

4.Перечислите структурные компоненты деятельности человека.

5.Дайте психологическую характеристику потребностям, мотивам, целям,

действиям, средствам, операциям деятельности.

6.Охарактеризуйте категорию воли как сознательную организацию и само-

регуляцию деятельности.

7.Каковы психологические характеристики военно-летной деятельности.

Основные понятия

Активность, деятельность, поведение, потребность, мотив, цель, средства деятельности, действия, операции, воля.

Темы докладов и рефератов

1.Деятельностный подход в отечественной военно-авиационной психологии.

2.Психологические основы дисциплины.

3.Психологическая структура военно-авиационной деятельности.

Литература

Основная

Введение в психологию. Под ред. А.В.Петровского. – М., 1997.

Стрелков Ю.К. Инженерная и профессиональная психология. – М.: «Академия», 2001.

Дополнительная

Ворона А.А., Гандер Д.В., Пономаренко В.А. Психолого-педагогические основы профессиональной подготовки летного состава. : МАКЧАК. – М., 2000.

М.И.Дьяченко, Л.А. Кандыбович Психологический словарь-справочник, - Минск, 2001.

Лысаков Н.Д. Психологическое обеспечение формирования и развития личности военного летчика. – Дисс. …доктора психол. наук. – Монино, 2002.

Паркин А.Д. Психолого-педагогические аспекты управленческой деятельности офицеров. Учебное пособие. – Монино: ВВА, 1998.

Практикум по психологической подготовке летчиков. – Монино, 2002.

Психология. Под ред В.Н.Дружинина. – С-Пб., 2002.

Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. – М., 2008.

ГЛАВА 6

Наши рекомендации