Методы исследований в современной психологии

Любая наука развивается динамично и прогрессивно, если она располагает, с одной стороны, творческими идеями, которые выдвигают ученые, а с другой — достаточно объективными, точными и надежными методами, позволяющими проверить эти идеи.

В современной психологии известны объективный и субъективный метод исследования, причем одной из основных задач психологической науки стала разработка таких объективных методов, которые опирались бы на обычные для всех остальных наук приемы наблюдения за протеканием того или иного вида деятельности и на экспериментальное изменение условий протекания этой деятельности.

1.Субъективный метод в психологии. Использовался на протяжении длительного периода, вплоть до начала ХХ века. Суть его заключается в описании явлений сознания в процессе самонаблюдения или интроспекции. Интроспекция – (от лат «гляжу внутрь», «всматриваюсь») Этот метод, начиная с трудов Р. Декарта, был опорой учения о том, что сознание человека познается принципиально иначе, чем мир внешний, познаваемый с помощью органов чувств. Задача психологии виделась в том, чтобы путем внутреннего созерцания психических образов, мыслей, переживаний описывать формы душевной жизни и психических явлений. При этом изменение состояний сознания объяснялось действием особой силы духовной субстанции. Именно эта объяснительная позиция вызывала наибольшую критику, поскольку исключала объективное, причинное объяснение психических процессов как продуктов объективного развития, а также постановку вопросов о происхождении психики и ее объективных механизмах. В начале ХIХ в. многие психологи признавали необходимость объективного метода познания внутреннего мира человека, выступая против теорий, объясняющих наблюдаемые психологические факты действием особых субстанций. Так, по мнению философа и психолога О.Конта, внутреннее наблюдение порождает почти столько же разноречивых мнений, сколько есть людей, верящих, что они им занимаются. Основным методом психологии О.Конт считал «наблюдение вне себя». Эти идеи оказали существенное влияние на формирующуюся в тот период экспериментальную психологию, которая занималась исследованием психофизиологии ощущений (Вундт, Мюллер, Вебер, Фехнер, Гельмгольц и др.)

Основатель первой в мире лаборатории экспериментальной психологии В.Вундт (Лейпциг, 1879) стремился сделать интроспекцию более надежным методом психологии. Он впервые ввел приемы экспериментальных методов в организацию целенаправленного самонаблюдения, для чего предпринимал специальные тренировки испытуемых. У них вырабатывался навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя. Задача исследований в лаборатории Вундта сводилась к изучению образов сознания, возникающих на основе физиологии органов чувств – зрения, слуха и т.д., а именно: тщательному анализу этих образов, выделению простейших элементов, из которых они строятся. Вундт показал, что можно опытным путем изучать психические процессы, объединив в целостном исследовании метод самонаблюдения и экспериментальные процедуры.

Сильное влияние на переход психологии от субъективного метода изучения психики к объективному методу познания оказало эволюционное учение Ч.Дарвина, доказавшее необходимость рассматривать психические явления в их взаимосвязи с окружающей средой.

П. Объективный метод. При пересмотре предмета психологии и новому пониманию психологии как науки об особой форме психической деятельности, позволяющей человеку ориентироваться в окружающем мире, отражать и предвосхищать события окружающей действительности, формировать программы поведения и контролировать их выполнение, возникла необходимость создания объективных методов изучения как психических процессов, так и внешней активности человека, его поведения и деятельности.

Метод самонаблюдения стал использоваться только как один из приемов исследовательской деятельности. Ограниченность субъективного метода вызвана тем, что не все психические процессы протекают сознательно, а также тем, что сам акт самонаблюдения может внести значительные изменения в протекание наблюдаемых психических процессов.

К объективным методам исследований в психологии относят наблюдение, эксперимент, тестирование, анкетирование, беседу.

1) Метод наблюдения. Если мы изучаем явление без изменения условий, при которых оно совершается, то речь идет о методе о наблюдения. В исследовательской практике наблюдения различаются по целому ряду признаков:

- по характеру контактов: а) непосредственное (наблюдатель и объект наблюдения находятся в непосредственном контакте и взаимодействии); б) опосредованное (исследователь знакомится с наблюдаемыми субъектами косвенно, например, посредством анкет, аудиозаписей и т.д.).

- по условиям осуществления: а) полевое (наблюдение в условиях повседневной жизни), б) лабораторное (когда субъект или группа наблюдается в искусственных , специально созданных условиях);

- по характеру взаимодействия с объектом: а) включенное наблюдение ( когда исследователь становится членом группы), б) невключенное (т.е. без взаимодействия и установления каких-либо контактов с изучаемым лицом или группой);

- по целям различают: а) целенаправленное, систематическое, б) случайное, поисковое.

Главная опасность, которая подстерегает исследователя, использующего метод наблюдения: подмена наблюдаемых явлений их интерпретацией. В социальной психологии, в частности, описаны различные феномены искажения восприятия человека человеком, например, этнические и профессиональные стереотипы.

2) Метод эксперимента. Эксперимент (от лат. «проба», «опыт») отличается от наблюдения активным вмешательством исследователя в поведение изучаемого объекта, созданием специальной ситуации и планомерным манипулированием одной или несколькими переменными. Эксперимент – ведущий метод научно-психологического исследования, направленный на выявление причинно-следственных зависимостей. Переменной эксперимента называют любое реальное условие ситуации, которое может быть изменено.

Виды переменных эксперимента:

1) Независимая – та, которую изменяет экспериментатор (например, усложнение заданий для испытуемых).

2) Зависимая – фактор, изменяющийся в ответ на ввод независимой переменной (например, динамика стрессоустойчивости испытуемых).

3) Промежуточная – неподдающийся строгому контролю, но непременно учитываемый фактор (например, мотивация испытуемых).

4) Контролируемая – условие, которое в ходе эксперимента не должно меняться (например, состав группы испытуемых).

Таким образом, экспериментировать – значит изучать влияние независимых переменных на зависимые при константных характеристиках контролируемых переменных и учитываемых промежуточных.

Виды эксперимента:

- в зависимости от условий

а) лабораторный (проводится в специально организованных условиях);

б) естественный (проводится в реальных, естественных для испытуемого условиях);

- по характеру действий исследователя

а) констатирующий (с его помощью экспериментатор может исследовать происхождение и развитие у испытуемого тех или иных психических процессов, изучать, какие этапы в него включены, какие факторы его определяют);

б) формирующий (позволяет не ограничиваться регистрацией выявляемых фактов, а через создание специальных ситуаций раскрывать закономерности, механизмы, динамику, тенденции психического развития, определяя возможности оптимизации этого процесса);

- в зависимости от степени разработанности проблемы

а) поисковые (направлены на получение принципиально новых результатов в малоисследованной области);

б) уточняющие (проводятся с целью определения границ, в пределах которых распространено действие данной теории или закона);

в) критические (организуются в целях опровержения существующей теории или закона);

г) воспроизводящие (точное повторение экспериментов предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных ими результатов).

При проведении эксперимента формулируется гипотеза. Гипотеза – научное предположение, которое необходимо проверить. Выбор конкретной гипотезы во многом обусловлен целью исследования. Главное, чтобы гипотеза, во-первых, поддавалась проверке, а во-вторых, была сформулирована предельно точно и недвусмысленно.

В науке выделяют три разновидности гипотез:

1) о наличии феноменов;

2) о наличии связи между феноменами;

3) о существовании причинно-следственной связи феноменов.

Гипотезы последнего вида считаются собственно экспериментальными. В них, как правило, указаны независимая переменная, зависимая, характер отношений между ними, а также даны описания других переменных.

Обычно в эксперименте участвуют две группы испытуемых: экспериментальная и контрольная. В работу первой из них вводится независимая переменная (одна или несколько), а в работу другой – не вводится. Если все остальные условия эксперимента одинаковы, а сами группы похожи по своему составу, то можно доказать, что гипотеза является истинной или ложной. Например, в экспериментальной группе курсантов психологи провели цикл обучающих тренингов по формированию профессионального самосознания, на заключительном этапе исследования сравнили показатели успеваемости экспериментальной и контрольной группы (эквивалентной по составу участников), выявили более высокие результаты учебной деятельности в первой. Так была подтверждена гипотеза о том, что оптимизация учебно-воспитательного процесса детерминирована личностно-ориентироваными методами обучения и воспитания.

Основные этапы экспериментального исследования в психологии:

1.Теоретический этап: определение темы исследования, предварительная

постановка проблемы, изучение литературы, уточнение проблемы, выбор

предмета и объекта исследования, формулирование гипотезы.

2. Подготовительный этап: составление программы эксперимента, выбор

независимых и зависимых переменных, выявление круга контролируемых

и учитываемых переменных, подготовка необходимого оборудования,

формирование выборки испытуемых.

3.Экспериментальный этап: инструктирование и мотивирование испытуе

мых, регистрация результатов и постэкспериментальная беседа с участни

ками.

4.Интерпретационный этап: формулирование вывода о подтверждении или опровержении гипотезы на основе процедур анализа полученных результатов.

Применение эксперимента, однако, наталкивается на принципиальные ограничения, связанные с невозможностью в ряде случаев осуществлять произвольное изменение переменных. Так, в психологии личности эмпирические зависимости большей частью имеют статус вероятностных и статистических зависимостей и, как правило, не всегда позволяют делать выводы о причинно-следственных связях. Одна из трудностей применения эксперимента в психологии заключается в том, что исследователь зачастую оказывается включенным в ситуацию общения с испытуемым и может невольно повлиять на его поведение.

В экспериментальной психологии описаны феномены, искажающие достоверность психологических фактов, к ним относятся так называемые артефакты (от лат. «искусственно сделанный»). В научно-психологической литературе наиболее часто упоминаются следующие из них:

- Эффект плацебо (от лат. «поправляюсь») – это изменение физиологического или психологического состояние людей под влиянием препаратов или процедур, назначенных под видом сильнодействующих средств. Механизм данного феномена основан на внушении и самовнушении.

- Эффект Хотторна заключается в том, что сам факт участия экспериментатора в процедурах исследований способен заметно повлиять на поведение испытуемых, в частности, стимулировать осознанные или непроизвольные попытки соответствовать ожиданиям экспериментатора.

- Эффект Пигмалиона – так по имени героя древнегреческого мифа, изваявшего прекрасную статую, влюбившегося в свое творение и умолившего богов оживить ее, американский психолог Р.Розенталь назвал явление, суть которого состоит в том, что экспериментатор, твердо убежденный в правильности какой-либо гипотезы, непроизвольно начинает действовать на испытуемых таким образом, что она получает фактическое подтверждение. При этом внушение осуществляется изменением мимики, интонации, жестикуляции при обращении с испытуемыми.

- Эффект аудитории характеризуется тем, что присутствие публики или самого экспериментатора способно изменить поведение испытуемого. Обычно при этом лучше и быстрее выполняется деятельность механическая, субъективно легкая, хорошо освоенная, интеллектуально простая. Хуже и медленнее осуществляется деятельность сложная для испытуемого или не освоенная им в полной мере.

- Эффект первичности обозначает зависимость оценки незнакомого явления или человека от первого впечатления, произведенного им. Иногда при этом отбрасывается или искажается последующая информация, которая противоречит уже созданному образу.

Каким же образом исследователи стараются избегать влияния на результаты такого рода искажений? Для этого в психологической практике применяются такие способы:

1. Дезинформирование испытуемых – сообщение им ложных сведений о

целях и гипотезе исследования. Нередко это оказывается необходимым условием обеспечения естественности их поведения в экспериментальной ситуации. К примеру, позволяет избежать влияния на результаты желания выглядеть в наилучшем свете или «выручить» экспериментатора.

Считается, что обман испытуемого более предпочтителен в большинстве случаев, чем умолчание о цели и гипотезе. Дело в том, что в последнем случае участники эксперимента попытаются самостоятельно разобраться в его предназначении, осуществляя индивидуальные интерпретации одних и тех же ситуаций.

2. Маскировка независимой переменной, т.е. введение ее не эксперимен-

татором, а подставным лицом или «непредвиденным случаем».

3. Метод «скрытого» эксперимента, когда исследование организовано та-

ким образом, что испытуемые не подозревают о своем участии в нем.

4. «Двойной слепой эксперимент», который предусматривает незнание

испытуемыми и самим экспериментатором того, какая из групп является экспериментальной, какая – контрольной.

5. Неинформирование лица, проводящего эксперимент, относительно его

целей, гипотезы и ожидаемых результатов. Иногда при этом используют услуги нескольких экспериментаторов, каждый их которых знает лишь о части условий общего исследования.

Следует иметь в виду, что описанные процедуры в чем-то находятся в противоречии с этическими нормами организации психологических исследований. Все они используются в случае крайней необходимости. Кроме того, свобода научного поиска вовсе не исключает бережного отношения к личности испытуемых, стремления сохранить их достоинство, эмоциональную и физическую безопасность.

В тех случаях, когда «строгий эксперимент» становится по тем или иным причинам невыполним, организуется квазиэксперимент (от лат. «мнимый») – исследовательский метод, тоже направленный на установление причинно-следственной зависимости переменных, но отличающийся от эксперимента снижением уровня требований к процедуре отбора испытуемых или недостаточным контролем за независимой переменной и другими факторами. К основным типам квазиэкспериментов относят:

1. Использование в качестве экспериментальной и контрольной неэквивалентных по составу групп. Это считается допустимым только в том случае, если были произведены необходимые предварительные измерения значимых признаков испытуемых в обеих группах. Тогда итоговые измерения станут свидетельством влияния на результаты именно независимой переменной, а не естественных различий испытуемых.

2. Применение одинакового экспериментального воздействия (независимой переменной) к группам, отличающимся друг от друга определенным параметром. Тогда различия в результатах испытуемых (зависимая переменная) приписываются тому существенному отличию, по которому группы различаются между собой.

3. Осуществление формирующего исследования в условиях, не позволяющих достичь полного контроля за посторонними факторами. В этом случае особое значение придается тщательности процедуры подбора испытуемых в эквивалентные группы (контрольную и экспериментальную), а также максимально возможному уравниванию составляющих контролируемых переменных.

4. Выполнение исследования в случае, когда экспериментатор сам не производит непосредственного воздействия. В качестве независимой переменной используется какое-то реальное событие из жизни испытуемых. Отбирается группа людей, подвергшаяся в прошлом влиянию данного фактора (например, катастрофы) и группа, не испытавшая его. Эти группы по остальным своим характеристикам должны быть эквивалентны. Затем производится измерение зависимой переменной в каждой из них.

3) Метод тестирования. Тест — стандартизированная эмпирико-аналитическая процедура. Тест как научный метод объективных психологических исследований известен с конца XIX в. Основатель изучения индивидуальных психологических различий с помощью тестов - английский психолог Ф. Гальтон.

Следует отметить, что ключевое понятие в приведенном определении теста – стандартизированность. Это означает следующее:

1) единообразие требований ко всем условиям тестирования, инструкциям по его проведению и обработке результатов. В отношении разных лиц тест применяется унифицированно, по одному и тому же стандарту. Тем самым обеспечивается определенная гарантия уравнивания ситуативных факторов, способных поставить часть испытуемых в более выгодное положение по сравнению с остальными. Без стандартизации становится невозможным сопоставление индивидуальных результатов. Так, например, инструкции обычно предъявляются в письменном виде или (реже) зачитываются, но никак не формулируются по памяти, своими словами.

2) Перевод первичных («сырых») тестовых баллов, отражающих количество выполненных заданий, в более обобщенную шкалу, характеризующую степень индивидуальной выраженности данного психического свойства. Допустим, при выполнении теста интеллекта испытуемый успешно решил определенное количество заданий. Зная только это, мы не можем еще ничего сказать о том, каков уровень его интеллекта, поэтому обычно индивидуальные показатели сравнивают с неким эталоном. В качестве последнего выступают итоги тестирования многочисленной и репрезентативной выборки. Сравнивая одного испытуемого с другими, проходившими ранее этот тест, мы осуществляем стандартизацию по статистической норме.

В практику прикладных исследований тесты пришли в ХХ в., в известной степени этому содействовала первая мировая война. В СШA был создан первый вариант так называемого группового теста, который позволял быстро оценить пригодность призывников к воинской службе в различных родах войск.

Во время II мировой войны в США продолжилось успешное использование тестов для военных целей. В этой связи военные психологи осуществили два проекта:

I) разработка и апробация методов повышения боеспособности солдат за счет снижения у них чувства страха, так был создан тест эмоциональной устойчивости в бою;

2) профотбор летчиков позволил установить следующую закономерность: только 23 % курсантов могли закончить полный курс обучения в летном училище в группе, принятой без предварительного тестирования и более 60% в группах, в которых осуществлялся профотбор.

В СССР обязательный психологический отбор введен с 1964 г. в летных, а затем в штурманских и инженерно-технических авиационных училищах.

В настоящее время существует несколько достаточно обоснованных классификаций тестов, к примеру:

1) можно различать диагностические процедуры, основанные на заданиях, которые предполагают правильный ответ, либо на заданиях, относительно которого правильных ответов не существует. К первому типу относятся многие тесты интеллекта, тесты специальных способностей, ко второму — большинство личностных опросников;

2) можно также различать вербальные и невербальные психодиагностические методики. Первые предполагают речевую активность испытуемого (письменную или устную), вторые опираются на восприятие, моторные способности.

В России пока не существует действующих органов и способов контроля за практикой и результатами деятельности психологов, осуществляющих психодиагностику, т.к. практическая психология является относительно молодой и недостаточно структурированной областью. Однако, разработаны и приняты нормативные документы, в основе которых лежат следующие профессионально-этические принципы:

- ответственность;

- компетентность;

- этическая и юридическая правомочность психологического исследования;

- конфиденциальность;

- благополучие испытуемого;

- морально-позитивный эффект обследования;

- профессиональная кооперация и квалифицированная пропаганда психологии.

4) Метод анкетирования (опроса). Данный метод представляет собой способ получения информации об изучаемом индивиде, группе, социальной общности в ходе непосредственного (интервью) или опосредованного (опросник, анкета) общения экспериментатора и респондента, т.е. лица, отвечающего на вопросы исследователя. Цель опроса — выявить мнения, установки, представления человека о себе, окружающих людях и явлениях действительности. Наиболее эффективно применение опроса в сочетании е другими методами, что позволяет существенно снизить субъективизм полученных данных.

5) Метод беседы. Данный метод заключается в получении информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Широко применяется в медицинской и педагогической психологии. Различают два вида беседы: свободная (не регламентированная темой и формой беседа) и стандартизированная (по форме близкая к анкете). Существенной предпосылкой успешности беседы является установление позитивных личных отношений между участниками беседы, что требует от психолога высокого профессионализма.

Указанные методы составляют класс эмпирических методов, которые отличаются от теоретических методов реальным взаимодействием субъекта (психолога) и объекта (испытуемого) исследования.

В заключение необходимо особо подчеркнуть, что достижение объективных результатов исследований в психологии возможно на основе комплексного использования перечисленных методов, адекватного подбора батареи методических процедур.

Основные понятия

Методология, субъективный метод, наблюдение, эксперимент, гипотеза, артефакты, квазиэксперимент, тестирование, анкетирование, беседа, эмпирические и теоретические методы.

Темы докладов и рефератов

1. Сравнительный анализ субъективного и объективного метода психологических исследований.

2. Этические нормы проведения психологических исследований.

Контрольные вопросы

1. Дайте определении методологии науки.

2. Какова структура и функции методологии?

3. Перечислите методологические (объяснительные) принципы психологии.

4. В чем преимущества объективного метода психологии относительно субъективного?

5. Назовите достоинства и недостатки метода наблюдения.

6. Каковы отличительные признаки метода эксперимента?

7. Что такое квазиэксперимент?

8. Дайте определение метода тестирования.

9. Дайте определение метода анкетирования.

10. Дайте определение метода беседы.

11. Выделите классификацию методов психологических исследований.

Литература

Основная

Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Учебник. – С-Пб.: «Питер», 2003.

Немов Р.С. Психология. Учебник. Кн.1. – Москва; «Владос», 2003.

Дополнительная

Введение в психологию. Учебник. /Под ред. А.В.Петровского, - М.: «Академия», 1997.

Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию. –М.: «Бахрах-М», 2000.

Корнилова Т.В. Введение в психологический эксперимент. – М. :Изд-во МГУ, 2001.

ГЛАВА 4

Наши рекомендации