О специфике индивидуального бытия человека

Понятие индивидуальности (как и понятие личности) отно­сится к духовным измерениям человеческой реальности. Вместе с тем,личность и индивидуальность — это два способа бытия че­ловека, два его различных определения . Несовпадение этих поня­тий проявляется, в частности, в том, что существуют два различ­ных процесса становления личности и индивидуальности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им своей родовой, общественной сущности; это освоение всегда осуществляется в конкретно-ис­торических обстоятельствах жизни человека. Становление лич­ности связано с принятием индивидом выработанных в обще­стве социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с дру­гими. Сформированная личность есть субъект свободного, са­мостоятельного и ответственного поведения в социальных со­обществах.

Становление индивидуальности есть процесс индивидуали­зации субъективной реальности. Индивидуализация — это само­определенность и обособленность личности, ее выделенность из сообщества, оформленность ее отдельности, уникальности и не­повторимости. Ставшая индивидуальность есть самобытная лич­ность, активно и творчески проявляющая себя в жизни. Индиви­дуальность — это прорыв за границы самости, выход на границы вечного, вселенского, универсального.

Понятия “личность” и “индивидуальность” фиксируют раз­ные стороны,разные измерения духовной сущности человека . Суть этого различия схватывает наш язык. Со словом “личность” мы употребляем такие эпитеты, как “сильная”, “энергичная”, “независимая”, подчеркивая тем самым еедеятельную представ-ленность в глазах других людей. Об индивидуальности мы говорим: “яркая”, “неповторимая”, “творческая”, как окачествах са­мостоятельной сущности .

В философско-психологической литературе из двух опреде­лений человека — личность и индивидуальность — “вершин­ным” считают личностное бытие человека. Личность понимают как высшую, интегральную форму организации человеческой ре­альности. Психолог Б.Г.Ананьев писал: “Если личность — “вер­шина” всей структуры человеческих свойств, то индивидуаль­ность — это “глубина” личности и субъекта деятельности”.

С нашей точки зрения, понятие личности фиксирует соци­ально значимые качества человека, описывает включенность ин­дивида в систему социальных связей и отношений в группах и сообществах. Личность есть персонификация, олицетворение об­щественных отношений.

Индивидуальность — это не только и не столько включен­ность индивида в систему общественных отношений, интеграция их как личностно значимых, сколь еговыделенность из этих отно­шений. Понятие индивидуальности указывает на то, что человек из всего многообразия социальных ролей и функций, совокупно­сти связей и отношений с другими выделяет свое, собственное; делает их абсолютно ценным содержанием своего подлинного Я.

Про одни социальные нормы и ценности он может сказать: “Это мое, я их внутренне разделяю и принимаю, следую им и буду отстаивать вплоть до смерти”. Эти нормы и ценности вхо­дят вовнутреннюю сущность конкретного человека, становятся его неотторжимым достоянием. Про другие социальные реально­сти индивид может сказать, что это не его, что он допускает их существование, но внутренне их не разделяет.

Без определенного ограничения социальных связей и отно­шений, сферы своей деятельности невозможно индивидуальное самоопределение. “... Только выражая себя в определенной ин­дивидуальной форме, — писал Г.Гегель, — может гений создать истинно художественное творение”.

На определенном этапе своей жизни человек должен отве­тить на вопрос: “Кто я?”, “Что я собой представляю?”, “Что есть мое в этом мире?”, “Кто я есть сам по себе, а не только в глазах других?”. Ответы типа: “Я школьник (студент), отличник, ли­дер группы, член сборной команды, участник общественного движения” и т.п. — неудовлетворительны по той простой причине, что студентов, лидеров, спортсменов и др. много.Социаль­ные роли илифункции сами по себе безличны.

Необходимо ответить себе прямо и честно: “Это есть мое собственное, отличное от других в этих моих ролях, связях и от­ношениях” В исполняемые социальные роли, в общественное поведение, в осуществляемую деятельность человек должен вло­жить что-то свое — уникальное, неповторимое, самобытное (единственное в своем роде).

Если личность — это определенность позиции человека в отношениях с другими, тоиндивидуальность — это определение собственной позиции в жизни, сама определенность внутри самой своей жизни. Если личность возникает во встрече человека с други­ми людьми, то индивидуальность — это встреча с самим собой, с собой как Другим, несовпадающим теперь уже ни с собой, ни с другими по основному содержанию былой жизни. Поэтомуин­дивидуальность предполагает тотальную рефлексию всей своей жизни, обращение, инверсию вглубь себя, выработку критиче­ского отношения к способу своей жизни. Поэтомуиндивидуаль­ность — это всегда внутренний диалог человека с самим собой, выход в уникальную подлинность самого себя.

Что же открывается человеку во внутреннем пространстве своей жизни? Что входит в определение индивидуальности чело­века? Как индивидуализируется человек в социальной, общест­венной жизни? Что отличает одного человека от другого?

Ответы на эти вопросы предполагают выяснение условий становления и бытия человеческой индивидуальности.

Наши рекомендации