Общее представление о личности в психологии
Реальность, которая описывается термином “личность”, проявляется уже в этимологии этого термина. Слово “личность” (persona) первоначально относилось к актерским маскам (сравни “личина”), которые в античном театре были закреплены за определенными типами действующих лиц (“ревнивец”, “завистник”, “герой” и т.д.).
Затем это слово стало означать самого актера и его роль. У римлян слово persona употреблялось обязательно с указанием определеннойсоциальной функции, роли (личность отца, личность царя, судьи и т.д.). Иначе говоря,личность по первоначальному значению — это определенная социальная роль или функция человека.
Постепенно понятие личности наполнялось все большим многообразием смысловых значений, оттенки и диапазон которых в определенной мере специфичны для конкретного языка. В немецком, английском, французском языках личность означает лицо, особу человека. При этом только во французском языке появляется производное слово, обозначающее индивидуальность человека (в немецком и английском языке для этого существуют отдельные слова). В русском языке, как и во французском, понятие личности не отделено от смыслового значения индивидуальности (хотя, как мы видим, — слова разные). В “Толковом словаре русского языка” под редакцией Д.Н.Ушакова личность характеризуется как отдельное человеческоеЯ, как человеческая индивидуальность, являющаяся носителем отдельных социальных и психологических свойств.
В значении слова “личность” можно выделить два основных смысла. Один, наиболее очевидный, —несовпадение собственных характеристик человека, его лица с содержанием роли, которую он исполняет. Другой смысл— социальная типичность изображаемого персонажа, его открытость другим людям.
Зафиксированная в слове и в произвольных от него терминах связь этих значений привела в последующем к представлению о том, что социально-содержательные характеристики человека несовместимы с реальными свойствами носителя этих характеристик. Соответственно и социальные функции личности представлялись как не связанные с внутренними характеристиками психологических механизмов, обеспечивающих эти функции.
В научной психологии эволюция самого понятия личности от обозначения маски к ее носителю и далее к его роли дала импульс для развития представленийо личности как системе ролевого поведения, обусловленного совокупностью устойчивых социальных ожиданий со стороны ближайшего окружения. Это нашло свое выражение в так называемойролевой теории личности, в которой она характеризуется главным образом через выполняемые ею социальные роли. В семье — это роль сына, отца, брата и т.п.; на работе — определенная профессиональная роль, вне работы это может быть роль друга, настоящего мужчины, обаятельной женщины и т.п.
В психологии личности ролевая теория подвергается резкой критике. Известный психолог А.Н.Леонтьев писал, что “идея прямого сведения личности к совокупности “ролей”, которые исполняет человек, является — несмотря на всевозможные оговорки адептов этой идеи — одной из самых чудовищных. Конечно, ребенок усваивает то, как он должен вести себя с мамой, скажем, что ее нужно слушаться, и он слушается, но можно ли сказать, что при этом он играет роль сына или дочери? Столь же нелепо говорить, например, о “роли” полярного исследователя, “акцептированной” А.Нансеном: для него это не “роль”, а миссия. Иногда человек действительно разыгрывает ту или иную роль, но она все же остается для него “ролью”. “Роль” не личность, а скорее изображение, за которым она скрывается”.
Критика подобного подхода в объяснении личности справедлива, если личность сводить только к совокупности усвоенных ею социальных ролей. Для понимания существа личности определяющее значение имеет не многообразие социальных ролей, авыбор, принятие и исполнение человеком определенных социальных действий, внутреннее отношение к ним. Личность — это не структура ролей и вообще не структура, а человек, который вовсе не сводится к игре в выбранные роли, не лицедействует только.Человек как личность свободно и осознанно принимает ту или иную социальную роль, сознает возможные последствия своих действий по ее осуществлению и принимает всю полноту ответственности за их результаты.
Понятие роли как способа социального поведения, принятого в данном сообществе, является достаточно адекватным для первичного анализа реальных действий личности. Само понятие личности имеет смысл лишь в системе общественных отношений, реализуемых через определенные социальные роли. Однакосоциальные роли — это не конечный, а исходный пункт в понимании сущности личности. Для научной психологии важна не роль сама по себе, а ее носитель, субъект. Принятие или непринятие социальной роли, серьезность ее исполнения, ответственность за последствия своих действий характеризует человека как личность.