Проблема рефлексии в научных исследованиях

Категория рефлексии является исходной в анализе пробле­мы сознания. В сфере индивидуального сознания рефлексия вы­ступает кардинальным способом разрешения центрального про­тиворечия “сознания вообще” — противоречия между наивным (полностью арефлексивным) и трансцендирующим (максималь­но рефлексивным) сознанием. Анализ проблем сознания — это прежде всего исследование феномена рефлексии как смыслового центра всей человеческой реальности.

В современных разработках проблема рефлексии рассматри­вается, по крайней мере, втрех контекстах, а) при изучении теоретического мышления, б) при изучении процессовкоммуни­кации и кооперации, связанных с необходимостью понимания подлинных оснований совместных действий и их координации; в) при изучениисамосознания личности, связанном с проблемой формирования, воспитания и самовоспитания подрастающих по­колений. Все эти три контекста в сложном переплетении имеют свои проекции в разных научных исследованиях, что приводит к многозначности самого термина “рефлексия”.

Преобладающее число конкретно-научных исследований рефлексии связано с изучением ее как процесса, а точнее — как специфических рефлексивных процессов в различных видах об­щественно организованной деятельности. Изучение рефлексии осуществляется, во-первых, при решении разного рода мысли­тельных задач (выявление условий осознания системы собствен­ных действий и их оснований). Именно в этом круге исследова­ний сформировалось широко распространенное понимание фе­номенарефлексии как направленности мышления на самое себя, на собственные процессы и собственные продукты.

Во-вторых, при коммуникациях и в совместной деятельно­сти (выявление условий рефлексивного выхода в позицию “над” и “вне”). В имитационных и организационно-деятельностных играх, при коллективном решении проблем, при взаимоотноше­ниях в организационных системах наиболее эффективно демон­стрируется сама практика порождения рефлексивных процессов, выявляются условия их возникновения и функционирования.

В-третьих, при самоопределении субъекта внутри собствен­ного представления о себе (установление внутренних ориентиров и способов разграничения “Я” и “не-Я”). Специфика рефлексив­ных процессов при самоопределении обусловлена многообраз­ными реально-практическими ситуациями (познавательными, нравственными, поведенческими) социального бытия человека, требующими от него развитого умения “вписаться”, скоордини­ровать свое автономное действие с действиями других людей.

На этом уровне анализа проблемы рефлексии выявляются те реальные обстоятельства практической жизнедеятельности субъ­екта, которые характеризуют рефлексивный процесс как естест­венно присущую человеческому сознанию способность. Однако изучение рефлексии как генеральной способности человека, как специфического и фундаментального механизма собственно чело­веческого способа жизни — это особый уровень ее рассмотрения.

В общем виде проблема рефлексии есть прежде всего про­блема определениясвоего способа жизни. Предельно обобщая, можно выявитьдва основных способа существования человека. Первый из них — этожизнь, не выходящая за пределы непосред­ственных связей, в которых живет человек, кровно-родственные отношения, ближайший круг друзей, конечный набор социаль­ных реалий. Здесь весь человек находится внутри самой жизни; всякое его отношение — это отношение к отдельным явлениям жизни, а не к жизни в целом. Такая жизнь протекает почти как природный процесс, во всяком случае очевидна непосредствен­ность и целостность человека, живущего такой жизнью; очевид­на также растворенность сознания в наличном бытии. Здесь функционируетвнешняя рефлексия, формирующая феноменаль­ный слой сознания, заполненный многочисленными ритуализированными структурами, продуктами коллективного сознания, осознаваемыми как содержание своего “Я”.

Второй способ существованиясвязан с появлением собствен­но внутренней рефлексии. Она как бы приостанавливает, прерыва­ет этот непрерывный поток жизни и выводит человека за его преде­лы. С появлением такой рефлексии связано ценностное осмысле­ние жизни. С разрыва непосредственных связей и восстановления их на новой основе начинается и в этом заключается второй способ существования. Именно в этом способе, по сути дела, впервые встает проблема “уяснения самому себе своего собственного сознания” как проблема нового сознательного опыта (опыта с сознанием).

В свою очередь, и отдельные формы сознания, которые ха­рактерны для Нового времени, могут складываться под знаком внешней и внутренней рефлексии. Так, для нравственного соз­нания их воплощениями будут такие образования, как стыд (чувство вины, базирующееся на переживании страха) —внеш­няя монологическая инстанция, регулирующая поверхностный слой социальных отношений, и совесть (чувство раскаяния, ба­зирующееся на переживании отпадения и отчуждения) —внут­ренняя диалогическая инстанция, обеспечивающая подлинное приобщение и сопричастность к универсальному бытию.

Наши рекомендации