Самопознание, самооценка, самопринятие как проекции самости

Предыдущее изложение строилось на различении бытия (онтологии) сознания и сознания бытия (практики сознания). Необходимость подчеркивания бытийного статуса сознания свя­зано с тем, что в философско-психологической литературе со­знание часто отождествляется с самосознанием, Самосознание при этом понимается как отношение к действительности, т.е. сводится к гносеологическому, познавательному отношению. Иначе говоря, обыденная “очевидность” сознания стала возмож­ной из-за отождествления его с самосознанием. Самосознание — настолько очевидное для каждого из нас явление, что факт его существования не вызывает никаких сомнений.

Сознанию присущ статус бытия: оно есть в практике реаль­ной жизни и для целей этой жизни. Сознание есть осознанное бытие, оно обнаруживается в системе социальных связей и отно­шений, в которые втягивается и в которых действует человек.

Основная психологическая задача состоит в анализе процес­са развития индивидуального сознания, процесса становления рефлексивного сознания. Как предмет собственно психологиче­ского анализа сознание выступает в форме практики сознания. Практика сознания есть процесс овладения сознанием, преодо­ление полной поглощенности текущим процессом жизни, заня­тие позиции над ней. Практика сознания преобразует бытийное сознание в рефлексию или в рефлексивное сознание.

Необходимым и первым этапом в становлении рефлексив­ного сознания является самосознание, илисознание самости. Иначе говоря,рефлексия как практика сознания обнаружива­ет себя как разной степени и глубины осознание самости, соб­ственной субъективности. Самосознание как осознание себя, как сознание своей самости в. зависимости от целей и задач, стоящих перед человеком, может принимать различные фор­мы и проявляться каксамопознание, каксамооценка, какса­моконтроль, каксамопринятие.

Нацеленность человека на познание своих физических (те­лесных), душевных, духовных возможностей и качеств, своего места среди других людей составляет сущностьсамопознания. Самопо­знание совершается, во-первых, в анализе результатов собствен­ной деятельности, своего поведения, общения и взаимоотноше­ний с другими посредством сопоставления этих результатов с уже существующими нормативами. Во-вторых, при осознании отно­шения других ко мне (оценок результатов моей деятельности, поступков, черт характера, уровня развития способностей, ка­честв моей личности). В-третьих, самопознание совершается в са­монаблюдении своих состояний, переживаний, мыслей, в анализе мотивов поступков и т.п. Самонаблюдение может происходить как по ходу осуществления деятельности или общения с другими, так и после этого, при восстановления в памяти прошедшего.

Самопознание является основой развития постоянногоса­моконтроля и саморегуляции человека. Самоконтроль проявляется в осознании и оценке субъектом собственных действий, пси­хических состояний, в регуляции их протекания на основе тре­бований и норм деятельности, поведения, общения. Самокон­троль является особым психологическим механизмом человека как субъекта деятельности, познания и общения.

Самопознание выступает также в качестве основы для реа­лизации оценочного отношения к самому себе, илисамооценки. Различие самопознания и самооценки может быть представлено как несовпадениекогнитивно-познавательного и оценочно-ценно­стного компонентов самосознания. Самопознание может вклю­чать в себя самооценку, но оно может быть и чисто констати­рующим, внеоценочным. Самооценка — это тот компонент са­мосознания, который включает в себя и знание о собственной самости, и оценку человеком самого себя, и шкалу значимых ценностей, относительно которой определяется эта оценка.

Самооценке и ее развитию у человека в психологии посвя­щено значительное число работ. Разработаны особые методиче­ские процедуры изучения самооценки. Установлено, что само­оценка может бытьадекватной (реальной, объективной) инеаде­кватной. В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной и завышенной. Каждая из них специфическим обра­зом проявляется и в жизнедеятельности человека.

Завышенные оценки и самооценки приводят к формирова­нию таких особенностей личности, как самоуверенность, высо­комерие, некритичность и т.п. Постоянное занижение оценки человека со стороны окружающих и самой личности формирует в ней робость, неверие в свои силы, замкнутость, стеснитель­ность и др. Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благо­приятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей.

Самосознание тесно связано суровнем притязаний человека. Уровень притязаний проявляется в степени трудности целей и задач, которые человек ставит перед собой. Следовательно, уровень притязаний можно рассматривать как реализацию самооценки человека в деятельности и во взаимоотношениях с другими.

Результатом самопознания человека является выработка им системы представлений о самом себе или“образа Я”. “Образ Я” определяет отношение индивида к самому себе, выступает осно­вой построения взаимоотношений с другими людьми. В психо­логических исследованиях “образа Я” выделяют несколько авто­номных, формальных характеристик, подлежащих измерению. Результаты таких измерений и составляют комплексную оценку уровня развития самосознания у разных людей или у одного и того же человека на разных этапах его жизненного пути.

Во-первых, это степенькогнитивной сложности и дифференцированности, измеряемая числом и характером осознаваемых человеком своих качеств; при этом, чем больше качеств субъект осознает и чем сложнее и обобщеннее сами эти качества, тем выше уровень ее самосознания.

Во-вторых, это степень выраженности иконкретный состав “образа Я”, его значимости для индивида. Люди могут различать­ся и по силе интенции, направленности на свое Я (у одних “об­раз Я” в центре сознания, у других — на периферии), и по пред­мету осознания: одни больше озабочены своим физическим Я, другие — социальным, третьи — духовным.

В-третьих, это степеньвнутренней цельности, последователь­ности “образа Я”. Он может отличаться внутренней согласованно­стью либо включать в себя противоречивые представления субъек­та о самом себе. Противоречивость, непоследовательность “образа Я” вызывает внутреннюю напряженность, сомнения и колебания.

В-четвертых, этостепень устойчивости “образа Я” во време­ни. У одних людей представление о себе остается стабильным, у других оно может быть неустойчивым, подверженным колебани­ям и изменениям.

Общим знаменателем, интегральным измерением “Я” высту­паетсамопринятие и самоуважение личности. Самоуважение со­относимо с ценностно-смысловыми установками личности; оно входит в структуру самосознания. Благополучное становление человеческой личности и индивидуальности возможно лишь в случае принятия человеком самого себя, положительной оценки своих способностей, черт характера, своего места среди других людей. В психологии установлено, что для лиц, совершающих правнонарушения, характерно низкое самоуважение.

Американский психолог У.Джемс предложил формулу, опреде­ляющую переменные, от которых зависит самоуважение человека.

УСПЕХ

САМОУВАЖЕНИЕ = ———————————

ПРИТЯЗАНИЯ

Как подтверждено в психологических исследованиях, само­уважение зависит от уровня притязаний субъекта и успеха или неуспеха в деятельности. Чем выше уровень притязаний, тем труднее их удовлетворить и тем вероятнее снижение уровня са­моуважения. В свою очередь, успех в деятельности повышает са­моуважение человека.

Поддержание приемлемого для личности уровня самоуваже­ния составляет важную, как правило неосознаваемую, функцию самосознания. Как способ реализации данной функции выступа­ют защитные механизмы личности или механизмы психологиче­ской защиты.

Наши рекомендации