Со-бытийная общность: природа, функции, строение

Сначала о самом понятии “со-бытие” и о форме его написа­ния. Этимологически“со-бытие” означаетсовместное бытие, совместное проживание. Отделение приставки “со-” подчеркива­ет совместность, принципиальную невозможность представить общность вне соучастия другого. Со-бытие как совместное бытийствование в качестве своей семантической основы имеет сло­во “событие”, как нечто значительное и важное в жизни челове­ка. На наш взгляд, между этими значениями слов существует внутренняя связь:совместное бытие действительно есть встре­ча и событие в жизни людей.

Со-бытие есть живая общность, сплетение и взаимосвязь двух и более жизней, их внутреннее единство при внешней проти-вопоставленности. Со-бытие — это уникальная, внутренне про­тиворечивая, живая общность двух людей.В со-бытии впервые зарождаются специфически человеческие способности, “функ­циональные органы” субъективности и важнейший из них — рефлексивное сознание. Именно оно позволяет действительно “встать в отношение” к своей жизнедеятельности.

Со-бытие как форму общности мы отличаем по своему уст­ройству отсимбиотической сращенности и формальной органи­зации. Напомним, что всякое человеческое объединение пред­ставляет собой систему связей и отно­шений. Но только в со-бытийной общ­ности связи и отношения находятся в гармоническом единстве. В сим­бйотической сращенности отношения практически отсутствуют, действуют толь­ко связи, и именно поэтому наблюдает­ся их сращение. В формальной организации — другая крайность: здесь фактически отсутствуют связи (члены группы находятся только в отношениях друг с другом).

Полнота связей и отношений характерна для со-бытийной общности.Основная функция со-бытия — развивающая. Со-бытие есть то, что развивается и развивает; результат развития есть та или иная форма субъективности. При этом сам ход раз­вития состоит в возникновении, преобразовании и смене одних форм совместности, единства, со-бытия другими формами — бо­лее сложными и более высокого уровня развития.

Уже само рождение человека есть скачок в развитии, глав­ной особенностью которого является началопроцесса обособле­ния. Однако здесь происходит и противоположно направленный процесс. Ребенок еще долго находится в системе устойчивых не­посредственных связей со взрослыми; но главное — многое из их совместной деятельности направлено как раз на восстановление прерванных связей или на порождение новых, обеспечивающих новую форму единства.

Этот противоположный обособлению процесс можно обозначить какотождествление. В ходе обособления происходит преобразование связей в отношения, что в принципе является фундаментальным условием становления индивидуальности. В процессе отождествления происходит восстановление и порож­дение новых связей, что фактически лежит в основе приобщения к общечеловеческим формам культуры.

Единство и противоположность обособления и отождествле­ния и есть постоянно действующее,живое противоречие со-бытия, задающее и направляющее весь ход становления и развития человеческой субъективности, естьобщий механизм этого разви­тия. Выработка новых средств в одном процессе становится предпосылкой разворачивания другого и наоборот. Важно, что, пока совершается развитие, исходное противоречие не может разрешиться окончательным образом.

Психологическое самообразование

Вопросы для обсуждения и размышления

1. В психологических исследованиях и опытным путем было установлено, что при комплектовании экипажа космического ко­рабля нельзя ориентироваться только на взаимную симпатию. Но и производить набор экипажа только на основании их про­фессиональной компетентности также нельзя,

Какие критерии отбора для экипажа корабля вы бы предло­жили? Каких дополнительных качеств у членов группы требует длительная изоляция от других людей?

2. Психолог А.В.Петровский утверждает, что “социально-психологический облик группы первичен, черты ее лидера вто­ричны”.

Можно ли безоговорочно согласиться с данным утверждением?

3. Специальные исследования показали, что большая часть подростков, состоящих на учете в комиссиях по делам несовер­шеннолетних, находится в изоляции в своем классе.

На какие выводы наводят эти данные?

4. Как вы полагаете, может ли (со-бытийная) общность пре­вратиться в социальное объединение (формальную организацию) и наоборот? Каковы возможные причины и условия этого? Под­берите известные примеры такого превращения.

Литература для чтения

Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1994. Аникеева И.П. Психологический климат в коллективе. М., 1989. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. М., 1988.

Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. Добрович А.В. Воспитателю о психологии и психогигиене обще­ния. М., 1987.

Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых груп­пах. Минск, 1976.

Немов Р.С., Кирпичник А.Г. Путь к коллективу. М., 1988. Парыгин Б.Д. Основы социально-психологической теории. М., 1971.

Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. ПоршневБ.Ф. Социальная психология и история. М., 1979. Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. М., 1991.

Слободчиков В.И. Психологические проблемы становления внутреннего мира человека // Вопр. психологии. 1988. №6.

Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Генезис рефлексивного соз­нания в младшем школьном возрасте // Вопр. психологии. 1990. №3. Современная зарубежная социальная психология: Тексты. М., 1984.

Наши рекомендации