Со-бытийная общность как ценностно-смысловое объединение людей

· Понятие общности

· Со-бытийная общность: природа, функции, строение

В чем отличие общности от социальной организованности? Каковы содержательно-психологические характеристики событий­ной общности?

Понятие общности

Особым типом человеческих объединений, по сути, проти­воположным социальной организованности, является неструкту­рированная,бытийная общность.

Знаменитый философ М.Хайдеггер писал, что человек есть не только бытие — в мире (in—der—Welt—Sein), но что он, глав­ным образом, есть бытие—с—другими (Мit—Аndre—Sein). Та же самая идея выражена самой этимологией слова “общество”. По своему происхождению societas — значит “товарищество” (от ла­тинского хоста — “товарищ, друг, приятель”).Общительность, общность являются сущностным атрибутом человека.

Общество существует не потому, что каждый из нас сущест­вует; общество существует потому, что ориентация на другого присуща каждому из нас.Человек по самой своей природе есть бытие для других. Человек есть существо, в природе которого мы находим стремление трансцендировать себя, стремлениебыть собой с другими.

Проблема общности поэтому не только социальная или ис­торическая; она при более глубоком рассмотрении являетсяэкзи­стенциальной, личностно-смысловой проблемой. Так, родовая общ­ность устанавливается уже с первых дней появления человека на свет; а его действительное развитие как раз и связано со сменой и обогащением многообразных форм общности, через которые человек проходит на своем жизненном пути.

К сожалению, бытийные общности в социальной психоло­гии изучены слабо: здесь не существует серьезной традиции ис­следования и мало конкретно-научных данных, хотя понятия “со-бытийная общность”, “со-бытие” являются ключевыми в те­ме “Психология межличностных отношений”.

Понятие “общность” используется в самых различных контекстах; оно многозначно. Самое широкое значение этого понятия включает совокупность индивидов: как организован­ную, так и неорганизованную, малую и большую группы. Другое понимание общности включает в себя наименование различных объединений людей в постоянные или временные формы совместной деятельности. Мы придерживаемся еще более узкого понимания общности. Для насобщность есть объединение людей на основе общих ценностей и смыслов: нрав­ственных, профессиональных, мировоззренческих, религиозных и т.п. Общность здесь есть прежде всего внутреннее духовное единство людей, характеризующееся взаимным приятием, взаимопониманием, внутренней расположенностью каждого друг к другу.

Исходный критерий различения организации и общности состоитв мотивах и условиях объединения людей. Организация представляет собой целевое объединение людей по заранее опре­деленной структуре. Иначе говоря, в организацию (группу) люди входят, объединяющая их совместная деятельность заранее зада­на, статусы и функции предписаны.

В общности люди встречаются, общность создается совме­стными усилиями самих индивидов. Нормы, ценности, смыслы общения и взаимодействия привносятся самими участниками общности. Эта общность не статусная, а позиционная.

Общность характеризуется специфическими чертами. Для нее характерно принятие людьми друг друга. Общности чужды конкуренция и соперничество. На общность не распространяют­ся закономерности общения и взаимоотношений, установленных для социальных организованностей.

Исходной нормой общности как общности ценностно-смы­словой является устойчиваядуховная связь между ее участника­ми. Специфика данной общности или духовной связи состоит в возможности наиболее полногопонимания одной индивидуально­стью другой индивидуальности. Эта возможность реализуется только при условии постоянного общения, диалога, взаимного доверия и сопереживания. Подлинная, бытийная общность предполагает, несмотря на препятствия и “непрозрачность” дру­гого,выход за рамки самого себя и понимание (постижение) личности Другого, а также чувство ответственности и преданно­сти, которое включает в себя и Я, и Ты, и Мы.

Значимостьдиадической общности как полного взаимопри­ятия и взаимопонимания велика. Она представляет собой про­странство для взаимовыражения, взаимопроникновения в мир другого и самого себя. Особенно ценна роль такой общности в юношеском возрасте. “Юность” Л.Н.Толстого как раз показывает нам пример подобного диадического общения. Есть основания полагать, что неструктурированные общности являются простран­ством развития — душевного и духовного — на основных этапах онтогенеза человека. Мы называем такую общность как “со-бытие” или “со-бытийная общность”.



Наши рекомендации