Классификация социальных объединений в психологии

Предварительно отметим, что психология имеет дело с со­циальными объединениями, существующимиреально, т.е. иссле­дует психологические особенности, закономерности реально су­ществующих групп, в которых люди собраны вместе, объедине­ны каким-то общим признаком, совместной деятельностью, по­мещены в идентичные условия и определенным образом осозна­ют свою принадлежность к этому образованию. При этом подав­ляющее число исследований в социальной психологии выполне­но на материале так называемыхмалых групп.

В психологической литературе приводится много различных подходов к проблеме классификации малых групп: называются разные числа и основания этих классификаций. В настоящее время известно около 50 различных оснований классификаций групп. Наибольшее распространение в западной социальной психологии получило деление малых групп на:первичные и вто­ричные; формальные и неформальные; “группы членства” и “рефе­рентные группы”.

Деление малых групп напервичные и вторичные связано с наличием или отсутствием непосредственных контактов между членами группы. В первичных группах (семья, группа друзей, команда и т.п.) между людьми существуют непосредственные контакты.

Вторичные группы — это группы, где непосредственных контактов между ее членами нет, а для общения используются различные “посредники”, например в виде средств связи. Если студенческую группу можно рассматривать как первичную груп­пу, то студенты факультета составляют вторичное объединение.

Деление малых групп наформальные и неформальные соот­ветствует рассмотренной выше типологии социальных объедине­ний. Согласно американскому психологу Э.Мэйо, впервые в психологии предложившему это деление, формальная группа от­личается тем, что в ней четко определеныстатусы ее членов — они предписаны групповыми нормами. Соответственно в фор­мальной группе так же строго распределены ироли всех членов группы, системалидерства и подчинения (“структура власти”). Примером формальной группы является любая группа, создан­ная в условиях конкретной деятельности: рабочая бригада, спор­тивная команда и т.д.

При таком понимании существа формальной группы в ее определении в слове “формальный” не содержится каких-либо негативных оттенков (в частности, не имеется в виду формализм отношений). Точнее сказать, этооформленная группа.

В отличие от формальных групп, Э.Мэйо обнаружил внутри них еще и“неформальные” группы, такие, которые складываются и возникают стихийно, где ни статусы, ни роли не предписаны, где нет заданной системы взаимоотношений по вертикали, т.е. отсутствует строгая структура “власти”. Неформальная группа может образоваться внутри формальной, когда, например, в школь­ном классе возникают более мелкие группировки, состоящие из близких друзей, объединенных каким-то общим интересом. То­гда внутри формальной группы переплетаются две структуры от­ношений: формальные и неформальные.

Но неформальная группа может возникать и сама по себе, не внутри определенной формальной группы, а вне ее, как само­стоятельная. Иногда в рамках таких групп (скажем, в группе ту­ристов, отправившихся в поход), несмотря на их неформальный характер, возникает совместная деятельность, и тогда они приоб­ретают некоторые черты формальных групп: в них выделяют оп­ределенные, хотя и кратковременные, позиции и роли.

Психологические исследования показывают, что в реальной действительности очень трудно вычленить формальные и строго неформальные группы. Особенно это свойственно неформаль­ным группам, которые возникали в рамках формальных. Поэто­му в психологии рассматривается структура формальных и не­формальных отношений, когда различаются не группы, атип и характер отношений внутри них.

Различаются также между собойгруппы членства и рефе­рентные группы. Различение было введено американским психо­логом Г.Хайменом, который при исследовании студенческой группы установил, что часть ее членов разделяют нормы поведе­ния, принятые не в этой группе, а в какой-то иной, на которую они ориентируются. Такие группы, в которые человек не вклю­чен реально, но нормы которой он принимает, Г.Хаймен назвал референтными.

Как отмечает социальный психолог Г.М.Андреева, в насто­ящее время встречается двоякое употребление термина “рефе­рентная группа”: иногда — как группа,противостоящая группе членства, иногда — как группа, возникающаявнутри группы членства.

Встречается и более расширенное толкование референтно? группы, при котором она может включать в себя индивидов, ре­ально не входящих в одну группу. Например, для подростка ре­ферентную группу могут составить отец, близкий друг, кумир. литературный герой и т.п.

· Социальная структура и неструктурированная общность

· Классификация социальных объединений в психологии

Возможно ли при многообразии социальных объединений выде­лить типичные и на каком основании ?

Наши рекомендации