Предмет психологии — частная проекция психического как целого

Свой отсчет в качестве самостоятельной науки психология ведет с 1879 года, в котором В.Вундт создалэкспериментальную психологическую лабораторию при Лейп-цигском университете. Спустя два года на базе этой лаборатории был создан Институт экспериментальной психоло­гии. В этом же году В.Вундт основал первый психологический журнал. В ин­ституте психологии Лейпцига учились и работали многие выдающиеся психологи мира, в том числе и наши соотечествен­ники — В.М.Бехтерев и Г.И.Челпанов.

Первой программой психологии как самостоятельной науки сталафизиологи­ческая психология В.Вундта. Предметом психологии здесь были провозглашены процессы, доступные одновременно и внешнему, и внутреннему наблюдению, имеющие как психологическую, так и физиологическую составляющие.

В.Вундт подверг критике прежние представления о предмете психологии, как умозрительные или мистические представления о душе и о внутреннем мире человека. Психология как наука, по В.Вундту, имеет уникальный пред­мет —непосредственный опыт человека, представленный в его сознании. Поэтому предметом психологии должно быть сознание, а точнее — состояния сознания, связи и отношения между этими состояниями, законы, которым они подчиняются. Основными элементами сознания, имеющими как физиологическую, так и психическую природу, В.Вундт полагал ощущения, представления и чувства.

Так как непосредственный опыт, по В.Вундту, дан человеку в его сознании, то единственным и прямым методом исследова­ния являетсяинтроспекция, или самонаблюдение. В лаборатор­ных экспериментах участие принимали психологи, специально обученные технике самонаблюдения. Эксперимент представлял собой как бы внешний стимул для внутренней работы самона­блюдения, для последующего анализа, обобщения и выводов о его результатах.

На примере научной программы В.Вундта, представленной в самых общих чертах, можно показать общий способ построения психологического исследования, который на протяжении десяти­летий будет доминировать в науке.

Первая особенность этого способа —редукционизм. Приме­нительно к психологии человека редукционизм означает сведе­ние богатого духовного опыта человека, многогранной духовной жизни, осмыс­ленного внутреннего мира субъекта к его отдельным сторонам и предпосылкам.

Вторая особенность —атомизм, или стремление найти про­стейшие элементы, первооснову, “кирпичики” психического, с по­мощью которых можно построить целостную психологическую кон­струкцию. Третью особенность первых научно-психологических программ исследований можно обозначить каксхоластичность — принципиальная оторванность от жизни. Экспериментальные исследования сознания в первой психологической лаборатории были настолько искусственными, что лишали полученные в ходе них результаты всякой возможности объяснения реальной пси­хической жизни человека, приложения их к практике человече­ской деятельности. Психологические факты, выявленные особен­ности сознания не имели значения за пределами самой науки.

Во всех указанных способах построения предмета психоло­гии есть одна общая черта:психическое как целое полностью сво­дится к своей частной проекции. Эта черта в истории психологии найдет свое выражение в своеобразной абсолютизации отдель­ных категорий, полагаемых в качестве объяснительного принци­па природы психического.

Абсолютизация отдельных категорий как основа оформления течений и научных школ в психологии

Научная психология стремится отразить реальность психического в его существенных свойствах и в обобщенной форме, т.е. впонятиях. Понятия составляют каркас любой науки; в своей совокуп­ности они образуюткатегориальный строй. Изменение научного взгляда на психологию человека сопряжено со сменой категорий, с наполнением их но­вым содержанием.

Психология относится к гуманитарным наукам — наукам, изучающим человека. Особенностью гуманитарных наук, отли­чающей их от естественных, является то, что в одни и те же по­нятия разные исследователи вкладывают разное содержание.

Сложность и многогранность внутреннего мира человека, многоаспектность его взаимосвязей с окружающим миром объяс­няет и другую особенность психологии как гуманитарной нау­ки — несовпадение набора категорий в разных направлениях психологии. Если выразить эту мысль по-другому, то можно ска­зать, что собственноединой психологии не существует, а есть различные направления, течения, научные школы. Термин “психо­логия”, как правило, употребляется в связке или в соединении с другим словом: психология сознания, функциональная психоло­гия, гештальтпсихология, глубинная психология, европейская психология, советская психология и т.п.

Течение и школы в психологии не следует смешивать с ее отраслями, отражающими процесс внутренней дифференциации науки. Отрасли психологии можно классифицировать по различ­ным основаниям:по сферам и видам деятельности — психоло­гия труда, политическая, экономическая, социальная, спортив­ная, медицинская, педагогическая, юридическая психология, психология религии, искусства, авиационная, инженерная и дру­гие;по объекту и специфике развития — психология животных (зоопсихология), психология человека (антропологическая пси­хология), детская и возрастная психология, патопсихология.

Дифференциация психологии отвечает, прежде всего, прак­тическим задачам, стоящим перед наукой. Каждая из отраслей психологии имеет свои специфические задачи. Например, общее назначение педагогической психологии состоит в научно-психо­логическом обосновании педагогической деятельности; возрастная психология нацелена на создание теории психического раз­вития человека в онтогенезе.

Механизм оформления течений и научных школ в психоло­гии иной. Научные течения в психологии различаются по своему предмету, изучаемым проблемам, понятийному строю, объясни­тельным схемам. Психологическая реальность человека предста­ет в них под определенным углом зрения, отдельные стороны его психической жизни выступают на первый план, изучаются основательно и детально; другие — либо вовсе не изучаются, ли­бо получают слишком узкую интерпретацию.

Направления и научные школы в психологии получают свою специфику через выделениецентральной категории, по­средством которой объясняются основные проявления психики. “...Фундаментальное понятие... первичная абстракция, лежащая в основе науки, определяет не только содержание, но и предо­пределяет характер единства отдельных дисциплин, а через это — способ объяснения фактов, главный объяснительный принцип науки”. Как правило, со временем та или иная кате­гория абсолютизируется, превращается в объяснительный прин­цип, подчиняет себе все другие категории и понятия, оформляя тем самым особое научное направление.

Наиболее отчетливо тенденция абсолютизации отдельных категорий проявилась в психологии на самом первом этапе оформления ее в качестве самостоятельной науки, в процессе поиска своего предмета исследования. В.Вундт в качестве такого предмета объявил сознание. Категория сознания стала централь­ной в его психологической теории. Но необходимо подчеркнуть, что для В.Вундтав сознании выражалось существо психологии че­ловека; он исследовал не просто созна­ние, а человека, обладающего сознанием.

Право психологии на существование как самостоятельной науки В.Вундт обосновывал принципиальным отличи­ем ее от других наук. В психологии че­ловек одновременно является исубъек­том, и объектом познания, так как свое сознание человек исследует с по­мощью же сознания. Он считал, что психология имеет определенное пре­имущество перед другими науками: объекты ее исследования даны ей непосредственно, открываются самому человеку в ощуще­ниях, представлениях и переживаниях. Поэтому психология мо­жет исследовать свой предмет непосредственно, “на себе”, в ин­троспекции, т.е. самонаблюдении.

Взгляды В.Вундта на предмет психологии разделял амери­канский психолог Э.Титченер — создательструктурной психоло­гии. Предметом психологии он также полагал сознание, но уже как совокуп­ность субъективных процессов, проте­кающих в течение всей жизни человека. Задача психологии состоит в анализе

структуры, морфологии сознания, в разложении его на элемен­тарные процессы, В конечном счете, в качестве элементарных процессов сознания для Э.Титченера выступали ощущения, а са­мо сознание предстало как их совокупность, “мозаика”. Он на­стаивал также на исследовании “чистого содержания сознания” методом аналитической интроспекции.

Австрийский философ Ф.Брентано выдвинул программу по­строения психологии, в центре которой стояло понятие “интенционального акта сознания”. Предметом психологии провозглашалось не содер­жание, аакт сознания как интенция. Сознание понималось как активное на­чало, направленное на объект, оно все­гда есть сознание предмета.

У последователя Брентано К.Штумпфа на первый план в объяснении созна­ния выступило понятиефункции, с помощью которой сознание осуществляет свой интенциональный акт. Из учений об интенциональном акте и функции сознания в США выросло и оформилось особое направление в психо­логии —функционализм. Предтечей этого направления был В.Джемс. Оставаясь в рамках психологии сознания с ее субек­тивным методом, он рассматривал сознание как особую биологическую функ­цию, как инструмент приспособления человека к среде. В функционализме роль сознания сводилась к оценке меры успешности действий индивида по удовлетворению своих потребностей.

Исследовать сознание человека — значит ответить на во­прос, как оно позволяет человеку познавать окружающий мир, посредством каких операций оно обеспечивает решение жизнен­ных задач. В функционализме психическое служит достижению практически полезных целей человека, выполняет приспособительные функции. Сознание рассматривается как промежуточ­ный приспособительный механизм между организмом и средой.

Таким образом, исторически первой проекцией психологи­ческой реальности человека, предметом научной психологии вы­ступилосознание. Предметом психологии стали различные про­явления сознания. Различные варианты исследования сознания составили так называемую субъективную, илиинтроспективную, психологию.

С особой программой построения психологии выступил оте­чественный ученый И.М.Сеченов. Главной категорией, которую И.М.Сеченов положил в основу создаваемой им психологии, явилось поня­тиерефлекса. Он разработалрефлек­торную теорию психического, согласно которой психические процессы (вос­приятие, память, мышление и т.д.), высшие акты сознания и личности раз­ворачиваются по механизму физиоло­гического рефлекса.

Учение И.М.Сеченова о психологии представляет собой об­разец естественнонаучного способа объяснения психических ак­тов, в том числе и сознания.

Наши рекомендации