Тема 2. Теоретические основы социальной психологии управления
Объект социальной психологии управления. Подходы к пониманию предмета психологии управления. Основные направления исследований в психологии управления. Место социальной психологии управления в системе психологической науки.
Эволюция парадигм психологического подхода к управлению в XX веке от «человеческого материала» к «самоценной личности». Концепции: «экономического человека», «человеческих отношений», «человеческих ресурсов», «самоактуализирующейся личности», «развивающейся организации».
Управленческие парадигмы: технократическая, адаптивная, организационно-культурная. Управленческие роли: руководитель, администратор, организатор, управленец.
Стратегические концепции психологии управления XXI века.
Тема 3. Социальная организация как объект психологии управления
Понятие социальной организации. Основные признаки и общие характеристики организаций.
Организационная теория: «научное управление» Ф.Тейлора, административная школа А.Файоля, «бюрократическая» концепция организации М.Вебера, теория «человеческих отношений» Э.Мэйо и др. Современные подходы к анализу организаций.
Организационная структура и организационные процессы. Разновидности организационных структур. Координация в рамках организации. Современные тенденции в организационной сфере.
Малая социальная группа как социально-психологическая характеристика организации. Формальные и неформальные группы и их взаимодействие в организации. Структуры в группе.
Понятие групповой динамики. Механизмы групповой динамики. Изучение динамики неформальной группы и ее использование в сфере управления.
Организационная культура как интегративная характеристика организации. Социально-психологическое содержание основных типов организационных культур: органической, предпринимательской, бюрократической, партиципативной. Особенности проявления социально-психологических феноменов в различных типах организационных культур. Национальное в организационной культуре.
Организация как система коммуникаций. Формальные и неформальные каналы коммуникаций. Вертикальные и горизонтальные коммуникации. Организации и средства массовой коммуникации: «паблик рилейшнз».
Тема 4. Руководство и лидерство в организации
Руководитель в современном бизнесе: социально-психологический портрет, требования к профессиональной деятельности, тенденции в стиле руководства. Управление как особая социально-психологическая деятельность человека. Структура деятельности и функции управлении.
Этапы процесса управления (функции деятельности руководителя): планирование, организационная деятельность, контроль, регуляция. Стили руководства. Области эффективного применения различных стилей руководства. Функции и квалификация руководителей на различных управленческих уровнях. Недостатки и ошибки руководителя на отдельных этапах процесса управления.
Руководитель в системе неформальных отношений. Руководитель и лидер. Теоретические подходы в исследовании лидерства: «теория черт» лидерства, функциональная, ситуационная, вероятностная модели руководства, мотивационный и перцептивный подходы, концепция «ценностного обмена».
Личность руководителя. Понятие о личности и ее структуре в психологической науке. Некоторые психологические школы изучения личности. Социально-психологические характеристики личности руководителя: биографические характеристики, способности, личностные черты. Проблема имиджа руководителя. Слагаемые имиджа. Принципы создания имиджа. Моделирование поведения.
Тема 5. Психологические особенности административных ресурсов
В управлении
Руководитель в формальной структуре организации.Понятие должности и должностного лица. Психологические особенности деятельности руководителя в линейных организационных структурах. Психологические особенности деятельности руководителя в функциональных организационных структурах. Психологические особенности деятельности руководителей в штабных и матричных системах соподчинения. Интернализованная роль и институциональное управление. Методы управления как инструмент институционального управления.
Кадровый менеджмент. Сущность управления персоналом. Основные функции в сфере управления персоналом. Основные направления специализации кадровой работы.
Функции менеджера по работе с персоналом: планирование людских ресурсов; набор персонала; планирование карьеры; оценка персонала; адаптация и обучение персонала; кадровое консультирование; профилактика конфликтов; развитие персонала.
Методы управления персоналом: методы поиска и набора персонала; методы оценки и отбора персонала; методы подбора руководителей и формирования управленческих команд. Власть и виды власти.
Маркетинг и реклама в системе управления. Психологическое обеспечение маркетингового исследования. Психология рекламы.Место рекламы в ряду других средств воздействия на потребителя. Виды рекламы и их особенности. Принципы рекламы.
Тема 6. Психологические особенности процесса планирования управления
Основы и содержание процесса планирования. Организационные факторы как предпосылки возникновения психологических проблем при реализации планирования. Планирование и фактор неопределенности. Психологические механизмы снижения эффективности планирования и некоторые приемы коррекции ориентировочной основы выполнения этой функции.
Проектирование структуры организации. Менеджмент рынка, конкурентов, продукции и услуг. Кадровая политика и типы кадровой политики. Кадровый менеджмент на стадиях развития организации.