Схема программы психологического тренинга

Тема: «…»

Цель: …

Задачи: 1. … 2. … 3. … 4. …

Краткое содержание тренинга. Для кого предназначен? Какой проблеме посвящен? Основные определения. Предполагаемое количество человек в тренинговой группе. На сколько занятий тренинг рассчитан? Ожидаемые результаты и т.д.

Тренинговое занятие 1

Цель: …

Материалы: …

Ход проведения

1. Приветствие. (Описание того, как будет проводиться).

2. Опрос самочувствия. (Как планируется организация?).

3. Предложение темы занятия: «…».

4. Притча, рассказываемая ведущим: «…» (Может быть не на всех занятиях).

5. Разминочные упражнения (Указать какие, их краткое содержание).

6. Основная часть (Указать упражнения, игры, их краткое содержание).

7. Подведение итогов занятия (Как будет проводиться?).

8. Резюмирование ведущего (по необходимости).

9. Прощание (Описание ритуала прощания).

Тренинговое занятие 2, 3, 4 и т.д. (по той же схеме).

ПРИМЕРЫ РИТУАЛОВ В ТРЕНИНГЕ

Невербальное приветствие (прощание). Участники хаотично двигаются по групповой комнате и без слов должны поздороваться (попрощаться) с другими членами группы. Это могут быть не только кивки головой, рукопожатия, но и касание плечами, ступнями.

Клубок. В руках ведущего – клубок. Конец нити он наматывает на палец и передает клубок кому-то из группы, при этом он говорит о том, что в работе этого человека ему сегодня особенно понравилось. Участник закрепляет нить на пальце и пе­редает клубок дальше. Он передается до тех пор, пока клубок не побывает у каждого. В результате получается паутинка, которую можно снять с пальцев и оставить на полу, а можно смотать с ответной обратной связью. Важно, чтобы при любом ритуале уча­ствовала вся группа.

Аплодисменты. Могут стать ритуалом, если в группе принято сопровождать ими всякое успешное выступление, смелый поступок, поддерживать друг друга. Могут использоваться в конце каждого тренингового занятия.

МЕТАФОРА В ТРЕНИНГЕ

Мальчик и море

В одной бедной деревушке родился на свет мальчик. Он проводил свои дни бессмысленно, механически и монотонно, так же как и остальные обитатели этой угасающей деревушки, не имея представления, что делать с собственной жизнью. И в одну прекрасную ночь ему приснилось море. Ни один из жителей деревни ни разу не видел моря, поэтому никто не смог подтвердить, что где-то в мире существует такая бескрайняя вода.

А когда юноша заявил, что собирается отправиться на поиски моря из своего сна, все крутили пальцем у виска и называли его сумасбродом. Но он, несмотря ни на что, пустился в путь и долго странствовал, пока не оказался на развилке дорог. Здесь он выбрал ту дорогу, которая вела прямо, и через несколько дней добрался до поселка, жители которого вели спокойную, обеспеченную жизнь. Когда юноша сообщил им, что странствует, мечтая найти море, они начали убеждать его, что он зря тратит время и лучше будет ему остаться в этом селе и жить так же счастливо, как и все.

Несколько лет молодой человек жил в достатке. Но однажды ночью ему опять приснилось море, и он вспомнил о своей несбывшейся мечте. Юноша решил покинуть поселок и вновь отправиться в путь. Попрощавшись со всеми, он вернулся на развилку и на этот раз пошел в другом направлении. Шел он долго, пока не дошел до большого города. Восхитился его гомоном и пестротой, решил остаться здесь. Учился, работал, веселился и со временем совсем забыл о цели своего путешествия.

Однако через несколько лет он опять увидел во сне море и подумал, что, если не исполнит мечту своей юности, то впустую растратит жизнь. Поэтому он опять вернулся на развилку и выбрал третью дорогу, которая привела его в лес. На небольшой полянке мужчина увидел избушку, а возле нее уже не слишком молодую, но прекрасную женщину, которая развешивала выстиранное белье. Она предложила ему остаться с нею, так как ее муж ушел на войну и не вернулся. Мужчина согласился.

Много лет они прожили счастливо, вырастили детей, но однажды нашего героя, который уже состарился, опять навестил сон о море. И он оставил все, с чем был связан много лет, вернулся на развилку и пустился в путь последней, доселе неизвестной ему тропой, очень крутой и каменистой. Он шел с трудом и стал опасаться, что вскоре совсем выбьется из сил.

Оказавшись у подножия большой горы, старик решил подняться на нее в надежде хотя бы издали увидеть море из своих снов. Через несколько часов на исходе сил он добрался до вершины горы. Перед ним раскинулись необозримые просторы: старик увидел развилку дорог и село, в котором жители вели благополучную жизнь, и большой город, и избушку женщины, с которой провел много счастливых лет. А вдали, на горизонте, увидел голубое, бескрайнее море.

И, прежде чем остановилось его измученное сердце, растроганный старик сквозь слезы сожаления заметил еще, что все дороги, по которым он шел, вели к морю, но только ни одну из них он не прошел до конца.

Зерен

У одного уважаемого старца было три сына, и все они нашли себе прекрасных девушек, которых захотели взять в жены. Пришли они просить у отца благословения.

Отец посмотрел на невесток и сказал, что избранницы хороши и дал добро каждому. А вот с наследством решил поступить следующим образом.

Позвал он к себе невесток и дал каждой по 5 зерен и сказал, что именно та, которая сможет сохранить эти 5 зерен 4 года станет владелицей всего хозяйства, которым владел старец.

Первая невестка посмотрела на зерна и подумала, что видимо старец сошел с ума. Зачем хранить эти 5 зерен? Невестка выбросила их. Решила, что когда пройдет 4 года, она достанет новые зерна и отдаст их.

Вторая невестка долго думала, что ж такого в этих 5 зернах. Если старец приказал беречь их, может они обладают какими-то магическими способностями. «Возможно через 4 года, он скажет съесть их, и я стану обладать сверхспособностями. Съем я их сейчас, а через 4 года отдам старику новые 5 зерен». Так и сделала.

Третья невестка посмотрела на пять зерен, которые дал ей старик, а потом пошла и посадила их у себя во дворе. Из этих зерен выросли колосья и девушка собрала первый урожай в 50 зерен, затем посадила эти 50 зерен и собрала еще один урожай в 300 зерен. И так за 4 года у третьей невестки закрома и амбар был заполнен урожаем.

Когда пришло время, старец пришел к хозяйкам, и каждая девушка рассказала свою историю. Третья же не невестка показала старцу, во что превратились те 5 зерен, которые он ей поручил беречь. Старик обрадовался, обнял девушку и понял, кому именно он сможет доверить хозяйство и кто сможет не только сберечь то, что есть, но и приумножить.

Эта притча, не только о способности приумножать материальные блага… Она и о том, что каждый способен растить в себе и приумножать знания, свет, любовь, а не просто хранить их.

О разумности

Если вы когда-либо наблюдали за косяком гусей, летящим к югу на зимовку, вам, возможно, интересно будет узнать, что ученые объяснили, почему стая летит клином.

В ходе исследования выяснилось, что каждая птица, взмахивая крыльями, обеспечивает подъем для птицы, находящейся непосредственно за ней. Благодаря такому построению вся стая увеличивает скорость полета по меньшей мере на 71 % по сравнению со скоростью, которую может развить каждая птица в отдельности. Люди, согласованно двигающиеся в общем направлении, достигают своей цели быстрее и с меньшими затратами.

Стоит одному гусю выпасть из общей стаи и попытаться лететь в одиночку, как он сразу же чувствует тяжесть и сопротивление. И он возвращается в стаю, чтобы воспользоваться подъемной силой, создаваемой впереди летящей птицей. Если бы мы, люди, были так же разумны, как гуси, то всегда бы держались сообща.

Когда вожак устает, он возвращается в конец косяка, и другой гусь встает во главе стаи. Выполнять тяжелую работу по очереди гораздо легче.

Гуси в конце стаи кричат, поощряя тех, кто впереди, не сбавлять скорость. Что кричим мы, находясь позади своих лидеров?

И, наконец, если гусь, заболев или получив ранение, выпадает из стаи, два других гуся тоже покидают стаю и следуют за ним, чтобы оказать ему помощь и поддержку. Они остаются с этим гусем до тех пор, пока он не поправится или не умрет, а затем отправляются в путь сами или с другой стаей догонять своих. Если бы мы были так же разумны, как гуси, мы бы тоже поддерживали друг друга.

Тот, кто первый сказал о другом человеке «глуп, как гусь», вероятно, мало знал о гусях.

О пьянстве

В Египте жил один пустынник-монах. И вот бес, после многолетней борьбы с ним пообещал, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершил один какой-либо грех из трех. Он предложил следующие три греха: убийство, блуд и пьянство.

– Соверши, – говорил бес, – какой-либо один из грехов: или убей человека, или соблуди, или один раз упейся – и дальше ты пребудешь в мире. После этого я уже не буду тебя искушать.

Пустынник подумал про себя так: «Человека убить – страшно, ибо это есть и само по себе большое зло, и заслуживает смертной казни, как по божьему суду, так и по гражданскому. Совершить блуд, стыд, погубить хранимую до того чистоту тела – жаль, и гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я, напьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня». И вот он пошел в город, вошел в корчму и упился.

По сатанинскому действию случилось ему беседовать с некой бесстыдной женщиной. Будучи прельщен, он пал с нею. Когда он совершал с ней грех, пришел муж женщины и, застав грешащего с женой, начал его бить. Монах же в схватке одолел мужа и убил его.

Таким образом, пустынник совершил все три греха: блуд и убийство, начав с пьянства. Каких грехов он трезвый боялся и гнушался, те он смело совершил пьяный и через это погубил свои многолетние труды и свою жизнь.

Чашки кофе

Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашел о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.

Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.

Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:

– Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешевые остались. И хотя это нормально для вас – хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьем. В действительности, все, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.

А теперь подумайте: жизнь – это кофе, а работа, деньги, положение, общество – это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.

Наиболее счастливые люди – это не те, которые имеют все лучшее, но те, которые извлекают все лучшее из того, что имеют.

ПРИМЕРЫ ТРЕНИНГОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

Разминочные упражнения

Бумажные мячики (Снежки)

Цель. Снятие эмоционального напряжения, выход энергии.

Инструкция. Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его, сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника (отделена разделительной чертой).

Игроки каждой команды должны как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию.

Молекулы

Цель. Раскрепощение участников, снятие напряжения.

Инструкция. Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (руки согнуты в локтях). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый.

После выполнения упражнения спросить:

- Как вы себя чувствуете?

- Все ли соединились с теми, с кем хотели?

Дрожащее желе

Цель. Пробуждение новых жизненных сил после долгой сидячей работы, требующей сосредоточенности.

Инструкция. Подойдите все ко мне и встаньте напротив, плотно прижавшись друг к другу. Смотрите на меня. Представьте себе, что вы все вместе – это блюдо с желе. Можете ли вы сказать мне, какое это желе на вкус? Ванильное, банановое, малиновое? Хорошо, пусть вы будете блюдом с малиновым желе. Я сейчас начну встряхивать блюдо с желе. Когда я буду легонько его встряхивать, вы будете раскачиваться медленно. Когда я начну встряхивать блюдо сильнее, вы должны будете раскачиваться быстрее. Чтобы увидеть и понять, как вам надо раскачиваться, следите за моими руками...

(В течение одной минуты показывайте, как держите в руках огромное блюдо и встряхиваете его, сначала легко, а потом все сильнее и сильнее. Затем резко остановитесь – дрожащее желе успокоится не сразу).

Теперь представьте себе, что я забыла убрать блюдо с желе и оставила его на солнце. И что стало с замечательным желе? Оно начало таять и растекаться... Начинайте таять, опускайтесь на пол и растекайтесь во все стороны.

Ритмические хлопки

Цель. Преодоление беспокойства, фрустрации, скуки, усталости.

Инструкция. Встаньте широким кругом и закройте глаза. После того, как я дам вам сигнал, каждый должен будет отхлопывать ладошками какой-нибудь ритм, который ему в этот момент нравится. Сначала вы будете слышать только себя. Однако со временем вы, вероятно, начнете различать ритмы своих соседей, и, может быть, сумеете создать какой-нибудь общий ритмический рисунок. Если вам это удастся, откройте глаза и общайтесь друг с другом взглядом. Мы будем играть до тех пор, пока кто-нибудь из вас не почувствует, что цель достигнута и можно остановиться. Пусть он тогда крикнет: «Стоп!»

Дотянуться до звезд

Цель. Физическое и эмоциональное расслабление, формирование уверенности в себе.

Инструкция. Встаньте удобно и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...

Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с вашей мечтой: желанием что-либо иметь или кем-либо стать... (15 секунд.)

Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите в красивую корзинку у своих ног. Опустите руки и закройте глаза. Выберите прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает вам о другой вашей мечте... (10 секунд.)

Теперь откройте глаза, потянитесь обеими руками как можно выше и достаньте до неба. Сорвите эту звезду с неба и положите в корзинку к первой звезде...

Продолжайте в том же духе и сорвите с неба еще несколько звезд. Делайте глубокий вдох, когда вы тянитесь за звездой, и выдох, когда достаете ее и кладете в корзину.

Коммуникативные упражнения

Приветствие

Цель. Формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов; создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.

Инструкция. В кругу, по очереди поприветствуйте друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или «Привет, ты как всегда энергичен и весел». Можно вспомнить о той индивидуальной черте, которую сам человек выделил при первом знакомстве.

Три имени

Цель. Развитие саморефлексии; формирование установки на самопознание.

Инструкция. Сейчас каждый участник получит по 3 карточки. На карточках нужно написать 3 варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.

Комплименты

Цель. Отработка навыков эмпатии и новых способов поведения; формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.

Инструкция. Вы должны, свободно передвигаясь по комнате, подходить к любому члену группы и обмениваться комплиментами, добрыми пожеланиями, похвалами. Возможно, этот человек чем-то помог вам в процессе тренинга, поблагодарите его. Таким образом, обойдите всех участников тренинга.

Для этого упражнения целесообразно использовать лирическую музыку.

На упражнение отводится 7-10 минут.

Наши рекомендации