Цели тренинговой работы и виды групп
ü Задачи тренинга (Вачков И., 2008):
ü мотивирование и формирование позитивных отношений к новой деятельности;
ü формирование системы определенных представлений участника группы;
ü формирование конкретных умений
Предмет тренинга – следствие профессионального мировоззрения специалиста, проистекающее из разных теоретических концепций ведущих тренинговых групп (Пахальян В.Э., 2006).
Нормы и принципы тренингового общения (Прутченков А.С., 2001):
1. Общение по принципу «здесь и теперь». Ориентация участников тренинга на то, чтобы предметом их анализа были процессы, чувства, мысли, происходящие в группе в данный момент, а не проекции в прошлое и будущее.
2. Принцип персонификации высказываний. Суть его состоит в добровольном отказе от безличных языковых форм, которые помогают скрывать в повседневном общении собственную позицию того, кто говорит, или же избегать прямых высказываний в нежелательных случаях. Вместо высказываний: «считается…», «некоторые считают, что …», в группе учат говорить, используя формы: «я считаю, что …» и т.п..
3. Принцип акцентирования на языке чувств. Согласно данному принципу участники группы должны делать акцент на эмоциональных состояниях и проявлениях (своих собственных и партнеров по группе) и во время обратной связи, если возможно, использовать язык, который фиксирует такое состояние. Примером данной формы языка есть констатация типа: «Твоя манера говорить на повышенных тонах вызывает у меня раздражение». Для повседневного общения обращение в подобной эмоционально акцентируемой манере не является типичным. Соответственно перед каждым участником ставится задача перестроить стиль своего общения и, в частности, выработать умение «ловить», четко идентифицировать и адекватно высказывать словами свои чувства.
4. Принцип активности. Соблюдение этого принципа является главным требованием к поведению участников тренинга. Речь идет о реальном включении каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие с целью целенаправленного познания себя, партнера, группы вообще. В повседневной жизни человек под влиянием разных обстоятельств нередко замыкается в себе и концентрируется лишь на собственных проблемах. Задача состоит в том, чтобы помочь ему научиться объединять эту замкнутость на себя с активной включенностью в другого, в анализ групповых процессов. На занятиях поощряется конструктивная полемика между всеми участниками, включая руководителя.
5. Принцип доверительности. Предусматривает создание благоприятных условий для доверительного общения участников тренинга, обеспечивает групповую динамику, в значительной мере определяет результативность занятий. В качестве первого и простейшего шага к практическому созданию такого климата руководитель предлагает принять единую форму обращения друг к другу на «ты». Это не только психологически уравнивает всех членов группы, но и привносит определенный элемент интимности и доверия. Кроме того, доверчивость поддерживается неопровержимым правилом: «Говорить только правду, или хотя бы не врать».
6. Принцип конфиденциальности. Суть его раскрывается в рекомендации «не выносить» содержание общения, которое развивается в процессе тренинга, за границы группы. Это тоже оказывает содействие установлению доверительных отношений, т.к. участники уверены, что содержание общения останется в рамках этой группы, и легче идут на открытый, искренний контакт. Конфиденциальность дает возможность группе сохранить свой дискуссионный потенциал.
Преимущества групповой формы работы (Рудестам К., 2006):
ü групповой опыт противодействует отчуждению, помогает решению межличностных проблем;
ü группа отражает общество в миниатюре;
ü возможность получения обратной связи и поддержки от людей со сходными проблемами;
ü в группе человек может обучаться новым умениям, экспериментировать с различными стилями отношений среди равных партнеров;
ü в группе участники могут идентифицировать себя с другими;
ü взаимодействие в группе создает напряжение, которое помогает прояснить психологические проблемы каждого;
ü группа облегчает процессы самораскрытия, самоисследования и самопознания;
ü групповая форма предпочтительней в экономическом плане.
Роль (в социальной психологии) – социальная функция личности; соответствующий принятым нормам способ поведения людей в зависимости от их статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений (Психолого-педагогический словарь, 2006).
Социальная роль – единица анализа связей и отношений, навязываемых людям частной ситуацией взаимодействия (Слободчиков В.И., Исаев Е.И., 1995).
Игровая роль – единица анализа свободных, но временных общностей (Слободчиков В.И., Исаев Е.И., 1995).
Табл.1