Раздел 2. Основы психологического тренинга
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«МОГИЛЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.А. КУЛЕШОВА»
Е.Н. КЛИМОВА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ
Практикум
Могилев 2010
УДК 159.9
ББК 88.3
Печатается по решению редакционно-издательского и экспертного совета МГУ им. А.А. Кулешова
Утверждено на заседании кафедры специальных психолого-педагогических дисциплин (протокол № 7 от 18.02.2010).
Рецензенты:
зав.кафедрой психологии, кандидат психол.наук, доцент УО «Могилевский государственный университет им.А.А. Кулешова»
Э.В. Котлярова
Климова, Е.Н.
Психологический тренинг: практикум / Е.Н. Климова. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2010. – с.
Практикум разработан в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшей школы по психолого-педагогической подготовке специалистов. Предназначен для студентов ФПиПД специальности «Психология», но может использоваться студентами, обучающимися по специальности «Дошкольное образование. Практическая психология», а также слушателями ИПК и ПК. Предлагаемые материалы включают авторскую программу курса, теоретический блок, состоящий из основных определений, таблиц и схем, вопросов для обсуждения, рекомендуемой литературы, а также практический блок, в который включены задания для студентов, примеры ритуалов, метафор, игр, тренинговых упражнений и диагностических методик, которые можно использовать в тренинговой работе.
УДК 159.9
ББК 88.3
ВВЕДЕНИЕ
Одним из ведущих направлений при подготовке будущих психологов является коррекционно-развивающая деятельность, которая подразумевает проведение разнообразных форм работы, и в частности, тренинговую.
Психологический тренинг – это процесс передачи, освоения и создания технологий эффективного действия в определенных условиях. В настоящее время используется большое количество различных форм психологического тренинга, во многом дополняющих друг друга. Многообразие форм и видов групповой работы обусловлено различными теоретическими подходами, которые являются основой разработки программ каждого отдельного тренинга. Поставленные цели и задачи в различных видах тренинговых групп решаются с помощью использования определенных методов, приемов и техник психологического тренинга.
Дисциплина «Психологический тренинг» преподается на четвертом и пятом курсах для студентов дневной формы обучения, обучающихся по специальности «Психология». Однако данные материалы будут хорошим подспорьем и для студентов заочной формы обучения (специальность «Дошкольное образование. Практическая психология»), при прохождении ими дисциплины «Теория и методика социально-психологического тренинга», для слушателей ИПКиПК.
Целью курса «Психологический тренинг» является расширение знаний студентов о тренинговых формах работы, моделирование ключевых аспектов и функциональных моментов деятельности психолога.
Задачи дисциплины:
1. Изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия в тренинге.
2. Формирование социально-психологических умений и навыков участников и ведущих группы.
3. Развитие способности адекватного самопознания, самооценки и саморегуляции.
4. Содействие процессу личностного развития, реализации творческого потенциала.
Практикум включает примерный тематический план, содержание учебного материала, а также два блока – теоретический и практический. Теоретический блок состоит из основных определений, таблиц и схем по трем разделам данной дисциплины: «Психология групп», «Основы психологического тренинга» и «Подготовка ведущего психологического тренинга». Приведены также вопросы для обсуждения и рекомендуемая литература. Практический блок включает задания для студентов, тематику тренинговых занятий, программ тренинга, примеры ритуалов и метафор, тренинговых упражнений (разминочные, коммуникативные, личностного роста; на снятие эмоционального напряжения; направленные на развитие способностей), игр, анкеты обратной связи.
ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Название раздела, темы | Количество аудиторных часов | ||
Лекц. | Практ. (Семин.) | Лабор. | ||
Психология групп | ||||
1.1 | Краткая история развития групповых методов | |||
1.2 | Группа как объект и предмет психологической теории и практики. | |||
Основы психологического тренинга | ||||
2.1 | Психологический тренинг как метод практической психологии | |||
2.2 | Психологические особенности тренинговой группы | |||
2.3 | Ролевые позиции в группе | |||
2.4 | Понятие о групповой сплоченности | |||
2.5 | Общие тренинговые методы | |||
2.6 | Основные виды тренинговых групп | |||
2.7 | Основные этапы развития группы в тренинге | |||
Подготовка ведущего психологического тренинга | ||||
3.1 | Ведущий тренинговой группы | |||
3.2 | Процедурно-организационные аспекты психологического тренинга | |||
3.3 | Сценарии тренинговых занятий | |||
3.4 | Проведение тренинговых занятий студентами | |||
3.5. | Итоговое занятие | |||
Всего: |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
Раздел 1. Психология групп
Тема 1. Краткая история развития групповых методов
Теория «животного магнетизма» Ф.А. Месмера. Групповая психотерапия и гипноз. Социально-психологические аспекты групповых методов. Групповые методы в психоанализе и других психологических школах. Современные групповые методы и развитие самосознания.
Тема 2. Группа как объект и предмет психологической теории и практики
Преимущества групповой формы работы. Соотношение понятий «групповая психотерапия», «групповая психокоррекция» и «групповой тренинг». Групповой процесс. Этика работы с группой.
Раздел 3. Подготовка ведущего психологического тренинга
Тема 1. Ведущий тренинговой группы
Основные роли ведущего группы. Стили руководства группой. Четырехмерная функциональная модель ведения групп. Деятельность ведущего, направленная на группу в целом. Деятельность ведущего, направленная на отдельного участника. Характеристика личности тренера. Эффективный ведущий. Требования к тренеру. Проблемы подготовки и аттестации специалистов-тренеров. Этические принципы работы ведущего и связанные с ними профессиональные проблемы.
Тема 2. Процедурно-организационные аспекты группового тренинга.
Организация групповой работы. Подготовка к тренингу. Формы пространственной организации тренинга. Организационные условия проведения тренинга. Материально-техническое оснащение. Средства визуальной поддержки. Среда тренинга. Подготовка материалов и система взаимодействия с людьми, не участвующими в групповой работе.
Тема 3. Сценарии тренинговых занятий
Традиционная схема тренинга. Роль ритуалов приветствия и прощания. Изучение студентами готовых трениговых занятий (самостоятельно). Обсуждение. Защита разработанных самостоятельно тренинговых занятий.
Тема 4. Проведение тренинговых занятий студентами
Проведение тренинговых занятий, разработанных самими студентами в рамках кураторских часов в университете и классных часов в школе. Обсуждение.
Тема 5. Итоговое занятие
Подведение итогов курса «Психологический тренинг». Рефлексия.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК
Психология групп
Основные определения, таблицы, схемы
Группа (в социальной психологии) – ограниченная в размерах общность людей, выделяемая из социального целого на основе определенных признаков: характера выполняемой деятельности, социальной или классовой принадлежности, структуры, композиции, уровня развития и др. (Психолого-педагогический словарь, 2006).
Психокоррекционная группа – небольшое временное объединение людей, имеющее специально назначенного руководителя, проводящее встречи в определенное время (Рудестам К., 2006).
Тренинговая группа – специально созданная малая группа, участники которой при содействии ведущего-психолога включаются в своеобразный опыт интенсивного общения, ориентированный на оказание помощи каждому в решении разнообразных психологических проблем и в самосовершенствовании (Вачков И., 2008).
Психотерапия – широкая область научной практической деятельности специалистов (медиков, психологов и др.), внутри которой наличествует большое количество разнообразных теоретико-методических подходов (Вачков И., 2008).
Психологическая коррекция – направленное психологическое воздействие на те или иные психологические структуры с целью обеспечения полноценного развития и функционирования личности (Исурина Г.Л., 1990).
Тренинг (от англ. train – тренироваться) – совокупность различных приемов и способов, направленных на развитие у человека тех или иных навыков и умений (Пахальян В.Э., 2006).
Психологический тренинг – это процесс передачи, освоения и создания технологий эффективного действия в определенных условиях (Сидоренко Е., 2008).
Рис.1
Тренинговые методы
Рис.5
Подготовка ведущего психологического тренинга
Основные определения, таблицы, схемы
Тренер – это эксперт в определенной области, который благодаря умению обобщать и передавать свой опыт помогает другим людям освоить и создать эффективные концепции и технологии действия (Сидоренко Е., 2008).
Роли ведущего группы (Кратохвил С., 2008):
ü активный руководитель (инструктор, учитель, режиссер, инициатор и опекун);
ü аналитик (чаще – психоаналитик, характеризующийся дистанцированием от участников, личной нейтральностью);
ü комментатор;
ü посредник (эксперт, не берущий на себя ответственность за происходящее в группе, но периодически вмешивающийся в групповой процесс);
ü член группы.
Табл.2
Подходы к созданию тренинга
Подход | Описание подхода | Продукт |
Технологичный подход | Систематическая проработка заказа (или свободно взятой темы) путем сканирования памяти и опыта, анализа литературы, информации, полученной из бесед с заказчиком и из опроса потенциальных участников, изучения документов и других источников, для создания: -четкой графической концепции тренинга, его задач и планируемых результатов; -алгоритмов действия для тренера; -алгоритмов действия для участников. | Продукт технологичного подхода имеет зримую, текстовую и графическую форму: это технологии в форме алгоритмов действий или системы критериев для анализа явлений. |
Ассоциативный подход | Проработка заказа с помощью специальных методов пробуждения креативных идей, например, с помощью метода случайных объектов. После появления идей и начальной концепции тренинга ассоциативный подход может переходить в технологичный. | Новые идеи в понимании сути явления и задач тренинга. Продукт нуждается в обработке с помощью технологичного подхода. |
Спонтанный подход | Самопроизвольное извлечение из памяти и воображения, из «потока сознания» и «потока бессознательного» элементов, которые включаются в программу тренинга, часто уже в процессе его проведения. | Продукт разнообразен и непредсказуем (свеж или сыр, хаотичен или гениален и т. п.) |
Кубизм | Создание тренинга на вольную тему, по вдохновению, под влиянием импульса свободного творчества. Тренинг не создается, а выплескивается. | Продукт непредсказуем. |
Метафора – представление какого-либо явления в образе другого явления, на основе аналогии, сходства, сравнения (Сидоренко Е., 2008).
Ритуал – выработанный обычаем или специально установленный порядок совершения некоторых важных социальных действий: религиозных, политических, военных, гражданских и т.д. (Психолого-педагогический словарь, 2006).
Рис.8
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК
Задание 1.Проанализировать следующие инвестиционные паруса тренинга. Наметить пути повышения эффективности работы.
Рис.9
Инвестиционный парус 1
Рис.10
Инвестиционный парус 2
Рис.11
Инвестиционный парус 3
Рис.12
Инвестиционный парус 4
Рис.13
Инвестиционный парус 5
Задание 2. Законспектировать статью В.Э. Петухова «Когда психологический тренинг становится опасным» [53]. Ответить на вопросы:
1) Каковы первые признаки тренинга-подделки?
2) Перечислите распространенные схемы контроля над сознанием участника тренинга.
3) В чем заключается стадия «размораживания»?
4) Разъясните суть стадии «изменения».
5) Что подразумевается под стадией «замораживания»?
6) Какой эксперимент провели М. Дойч и Г. Джерард и как его данные связаны с психологическим тренингом?
7) Перечислите базовые права человека в групповом взаимодействии (ассертивный Билль о правах).
8) Как обезопасить себя от нежелательного психологического влияния?
Задание 3. Разработать, защитить в группе и провести отдельное тренинговое занятие по предложенной теме:
1. Тренинговое занятие на знакомство.
2. Групповая сплоченность.
3. Развитие уверенности в межличностных контактах.
4. Коммуникативная компетентность.
5. Невербальное общение.
6. Преодоление конфликтов в общении.
7. Лидерство в группе.
8. Мы – команда!
9. Эффективная самопрезентация.
10. Преодоление стрессов.
11. Преодоление страха сессии.
12. Навыки саморегуляции.
13. Формирование здорового образа жизни.
14. Личностный рост.
15. Внутренний мир личности.
16. Я и мои родители.
17. Я и мои учителя.
18. Я и противоположный пол.
19. Я и мои друзья.
20. Идеальное Я личности.
21. Жизненная перспектива.
22. Психосинтез личности.
23. Я и деньги.
24. Телесное Я.
25. Развитие творческих способностей.
Задание 4. В парах разработать программу психологического тренинга для студентов или старшеклассников по предложенным темам:
1. Тренинг групповой сплоченности.
2. Тренинг личностного роста.
3. Тренинг преодоления конфликтов.
4. Тренинг гендерного взаимодействия.
5. Тренинг уверенности в себе.
6. Тренинг по преодолению стресса.
7. Тренинг лидерства.
8. Тренинг по развитию творческих способностей.
9. Тренинг эффективной коммуникации.
10. Тренинг преодоления зависимостей.
11. Тренинг самопознания.
12. Тренинг развития познавательных процессов.
13. Тренинг по преодолению агрессивности.
ПРИМЕРЫ РИТУАЛОВ В ТРЕНИНГЕ
Невербальное приветствие (прощание). Участники хаотично двигаются по групповой комнате и без слов должны поздороваться (попрощаться) с другими членами группы. Это могут быть не только кивки головой, рукопожатия, но и касание плечами, ступнями.
Клубок. В руках ведущего – клубок. Конец нити он наматывает на палец и передает клубок кому-то из группы, при этом он говорит о том, что в работе этого человека ему сегодня особенно понравилось. Участник закрепляет нить на пальце и передает клубок дальше. Он передается до тех пор, пока клубок не побывает у каждого. В результате получается паутинка, которую можно снять с пальцев и оставить на полу, а можно смотать с ответной обратной связью. Важно, чтобы при любом ритуале участвовала вся группа.
Аплодисменты. Могут стать ритуалом, если в группе принято сопровождать ими всякое успешное выступление, смелый поступок, поддерживать друг друга. Могут использоваться в конце каждого тренингового занятия.
МЕТАФОРА В ТРЕНИНГЕ
Мальчик и море
В одной бедной деревушке родился на свет мальчик. Он проводил свои дни бессмысленно, механически и монотонно, так же как и остальные обитатели этой угасающей деревушки, не имея представления, что делать с собственной жизнью. И в одну прекрасную ночь ему приснилось море. Ни один из жителей деревни ни разу не видел моря, поэтому никто не смог подтвердить, что где-то в мире существует такая бескрайняя вода.
А когда юноша заявил, что собирается отправиться на поиски моря из своего сна, все крутили пальцем у виска и называли его сумасбродом. Но он, несмотря ни на что, пустился в путь и долго странствовал, пока не оказался на развилке дорог. Здесь он выбрал ту дорогу, которая вела прямо, и через несколько дней добрался до поселка, жители которого вели спокойную, обеспеченную жизнь. Когда юноша сообщил им, что странствует, мечтая найти море, они начали убеждать его, что он зря тратит время и лучше будет ему остаться в этом селе и жить так же счастливо, как и все.
Несколько лет молодой человек жил в достатке. Но однажды ночью ему опять приснилось море, и он вспомнил о своей несбывшейся мечте. Юноша решил покинуть поселок и вновь отправиться в путь. Попрощавшись со всеми, он вернулся на развилку и на этот раз пошел в другом направлении. Шел он долго, пока не дошел до большого города. Восхитился его гомоном и пестротой, решил остаться здесь. Учился, работал, веселился и со временем совсем забыл о цели своего путешествия.
Однако через несколько лет он опять увидел во сне море и подумал, что, если не исполнит мечту своей юности, то впустую растратит жизнь. Поэтому он опять вернулся на развилку и выбрал третью дорогу, которая привела его в лес. На небольшой полянке мужчина увидел избушку, а возле нее уже не слишком молодую, но прекрасную женщину, которая развешивала выстиранное белье. Она предложила ему остаться с нею, так как ее муж ушел на войну и не вернулся. Мужчина согласился.
Много лет они прожили счастливо, вырастили детей, но однажды нашего героя, который уже состарился, опять навестил сон о море. И он оставил все, с чем был связан много лет, вернулся на развилку и пустился в путь последней, доселе неизвестной ему тропой, очень крутой и каменистой. Он шел с трудом и стал опасаться, что вскоре совсем выбьется из сил.
Оказавшись у подножия большой горы, старик решил подняться на нее в надежде хотя бы издали увидеть море из своих снов. Через несколько часов на исходе сил он добрался до вершины горы. Перед ним раскинулись необозримые просторы: старик увидел развилку дорог и село, в котором жители вели благополучную жизнь, и большой город, и избушку женщины, с которой провел много счастливых лет. А вдали, на горизонте, увидел голубое, бескрайнее море.
И, прежде чем остановилось его измученное сердце, растроганный старик сквозь слезы сожаления заметил еще, что все дороги, по которым он шел, вели к морю, но только ни одну из них он не прошел до конца.
Зерен
У одного уважаемого старца было три сына, и все они нашли себе прекрасных девушек, которых захотели взять в жены. Пришли они просить у отца благословения.
Отец посмотрел на невесток и сказал, что избранницы хороши и дал добро каждому. А вот с наследством решил поступить следующим образом.
Позвал он к себе невесток и дал каждой по 5 зерен и сказал, что именно та, которая сможет сохранить эти 5 зерен 4 года станет владелицей всего хозяйства, которым владел старец.
Первая невестка посмотрела на зерна и подумала, что видимо старец сошел с ума. Зачем хранить эти 5 зерен? Невестка выбросила их. Решила, что когда пройдет 4 года, она достанет новые зерна и отдаст их.
Вторая невестка долго думала, что ж такого в этих 5 зернах. Если старец приказал беречь их, может они обладают какими-то магическими способностями. «Возможно через 4 года, он скажет съесть их, и я стану обладать сверхспособностями. Съем я их сейчас, а через 4 года отдам старику новые 5 зерен». Так и сделала.
Третья невестка посмотрела на пять зерен, которые дал ей старик, а потом пошла и посадила их у себя во дворе. Из этих зерен выросли колосья и девушка собрала первый урожай в 50 зерен, затем посадила эти 50 зерен и собрала еще один урожай в 300 зерен. И так за 4 года у третьей невестки закрома и амбар был заполнен урожаем.
Когда пришло время, старец пришел к хозяйкам, и каждая девушка рассказала свою историю. Третья же не невестка показала старцу, во что превратились те 5 зерен, которые он ей поручил беречь. Старик обрадовался, обнял девушку и понял, кому именно он сможет доверить хозяйство и кто сможет не только сберечь то, что есть, но и приумножить.
Эта притча, не только о способности приумножать материальные блага… Она и о том, что каждый способен растить в себе и приумножать знания, свет, любовь, а не просто хранить их.
О разумности
Если вы когда-либо наблюдали за косяком гусей, летящим к югу на зимовку, вам, возможно, интересно будет узнать, что ученые объяснили, почему стая летит клином.
В ходе исследования выяснилось, что каждая птица, взмахивая крыльями, обеспечивает подъем для птицы, находящейся непосредственно за ней. Благодаря такому построению вся стая увеличивает скорость полета по меньшей мере на 71 % по сравнению со скоростью, которую может развить каждая птица в отдельности. Люди, согласованно двигающиеся в общем направлении, достигают своей цели быстрее и с меньшими затратами.
Стоит одному гусю выпасть из общей стаи и попытаться лететь в одиночку, как он сразу же чувствует тяжесть и сопротивление. И он возвращается в стаю, чтобы воспользоваться подъемной силой, создаваемой впереди летящей птицей. Если бы мы, люди, были так же разумны, как гуси, то всегда бы держались сообща.
Когда вожак устает, он возвращается в конец косяка, и другой гусь встает во главе стаи. Выполнять тяжелую работу по очереди гораздо легче.
Гуси в конце стаи кричат, поощряя тех, кто впереди, не сбавлять скорость. Что кричим мы, находясь позади своих лидеров?
И, наконец, если гусь, заболев или получив ранение, выпадает из стаи, два других гуся тоже покидают стаю и следуют за ним, чтобы оказать ему помощь и поддержку. Они остаются с этим гусем до тех пор, пока он не поправится или не умрет, а затем отправляются в путь сами или с другой стаей догонять своих. Если бы мы были так же разумны, как гуси, мы бы тоже поддерживали друг друга.
Тот, кто первый сказал о другом человеке «глуп, как гусь», вероятно, мало знал о гусях.
О пьянстве
В Египте жил один пустынник-монах. И вот бес, после многолетней борьбы с ним пообещал, что не будет его больше угнетать никакими искушениями, только бы он совершил один какой-либо грех из трех. Он предложил следующие три греха: убийство, блуд и пьянство.
– Соверши, – говорил бес, – какой-либо один из грехов: или убей человека, или соблуди, или один раз упейся – и дальше ты пребудешь в мире. После этого я уже не буду тебя искушать.
Пустынник подумал про себя так: «Человека убить – страшно, ибо это есть и само по себе большое зло, и заслуживает смертной казни, как по божьему суду, так и по гражданскому. Совершить блуд, стыд, погубить хранимую до того чистоту тела – жаль, и гнусно оскверниться не познавшему еще этой скверны. Упиться же один раз, кажется, небольшой грех, ибо человек скоро протрезвляется сном. Итак, пойду я, напьюсь, чтобы бес больше не угнетал меня». И вот он пошел в город, вошел в корчму и упился.
По сатанинскому действию случилось ему беседовать с некой бесстыдной женщиной. Будучи прельщен, он пал с нею. Когда он совершал с ней грех, пришел муж женщины и, застав грешащего с женой, начал его бить. Монах же в схватке одолел мужа и убил его.
Таким образом, пустынник совершил все три греха: блуд и убийство, начав с пьянства. Каких грехов он трезвый боялся и гнушался, те он смело совершил пьяный и через это погубил свои многолетние труды и свою жизнь.
Чашки кофе
Группа выпускников престижного вуза, успешных, сделавших замечательную карьеру, пришли в гости к своему старому профессору. Во время визита разговор зашел о работе: выпускники жаловались на многочисленные трудности и жизненные проблемы.
Предложив своим гостям кофе, профессор пошел на кухню и вернулся с кофейником и подносом, уставленным самыми разными чашками: фарфоровыми, стеклянными, пластиковыми, хрустальными. Одни были простые, другие дорогие.
Когда выпускники разобрали чашки, профессор сказал:
– Обратите внимание, что все красивые чашки разобрали, тогда как простые и дешевые остались. И хотя это нормально для вас – хотеть только лучшее для себя, но это и есть источник ваших проблем и стрессов. Поймите, что чашка сама по себе не делает кофе лучше. Чаще всего она просто дороже, но иногда даже скрывает то, что мы пьем. В действительности, все, что вы хотели, было просто кофе, а не чашка. Но вы сознательно выбрали лучшие чашки, а затем разглядывали, кому какая чашка досталась.
А теперь подумайте: жизнь – это кофе, а работа, деньги, положение, общество – это чашки. Это всего лишь инструменты для поддержания и содержания жизни. То, какую чашку мы имеем, не определяет и не меняет качества нашей жизни. Иногда, концентрируясь только на чашке, мы забываем насладиться вкусом самого кофе.
Наиболее счастливые люди – это не те, которые имеют все лучшее, но те, которые извлекают все лучшее из того, что имеют.
ПРИМЕРЫ ТРЕНИНГОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Разминочные упражнения
Бумажные мячики (Снежки)
Цель. Снятие эмоционального напряжения, выход энергии.
Инструкция. Возьмите каждый по большому листу газеты, как следует скомкайте его, сделайте из него хороший, достаточно плотный мячик. Теперь разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно четыре метра. По моей команде вы начнете бросать мячи на сторону противника (отделена разделительной чертой).
Игроки каждой команды должны как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на их стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне оказалось меньше мячей. И не перебегайте, пожалуйста, за разделительную линию.
Молекулы
Цель. Раскрепощение участников, снятие напряжения.
Инструкция. Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (руки согнуты в локтях). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый.
После выполнения упражнения спросить:
- Как вы себя чувствуете?
- Все ли соединились с теми, с кем хотели?
Дрожащее желе
Цель. Пробуждение новых жизненных сил после долгой сидячей работы, требующей сосредоточенности.
Инструкция. Подойдите все ко мне и встаньте напротив, плотно прижавшись друг к другу. Смотрите на меня. Представьте себе, что вы все вместе – это блюдо с желе. Можете ли вы сказать мне, какое это желе на вкус? Ванильное, банановое, малиновое? Хорошо, пусть вы будете блюдом с малиновым желе. Я сейчас начну встряхивать блюдо с желе. Когда я буду легонько его встряхивать, вы будете раскачиваться медленно. Когда я начну встряхивать блюдо сильнее, вы должны будете раскачиваться быстрее. Чтобы увидеть и понять, как вам надо раскачиваться, следите за моими руками...
(В течение одной минуты показывайте, как держите в руках огромное блюдо и встряхиваете его, сначала легко, а потом все сильнее и сильнее. Затем резко остановитесь – дрожащее желе успокоится не сразу).
Теперь представьте себе, что я забыла убрать блюдо с желе и оставила его на солнце. И что стало с замечательным желе? Оно начало таять и растекаться... Начинайте таять, опускайтесь на пол и растекайтесь во все стороны.
Ритмические хлопки
Цель. Преодоление беспокойства, фрустрации, скуки, усталости.
Инструкция. Встаньте широким кругом и закройте глаза. После того, как я дам вам сигнал, каждый должен будет отхлопывать ладошками какой-нибудь ритм, который ему в этот момент нравится. Сначала вы будете слышать только себя. Однако со временем вы, вероятно, начнете различать ритмы своих соседей, и, может быть, сумеете создать какой-нибудь общий ритмический рисунок. Если вам это удастся, откройте глаза и общайтесь друг с другом взглядом. Мы будем играть до тех пор, пока кто-нибудь из вас не почувствует, что цель достигнута и можно остановиться. Пусть он тогда крикнет: «Стоп!»
Дотянуться до звезд
Цель. Физическое и эмоциональное расслабление, формирование уверенности в себе.
Инструкция. Встаньте удобно и закройте глаза. Сделайте три глубоких вдоха и выдоха...
Представьте себе, что над вами ночное небо, усыпанное звездами. Посмотрите на какую-нибудь особенно яркую звезду, которая ассоциируется у вас с вашей мечтой: желанием что-либо иметь или кем-либо стать... (15 секунд.)
Теперь откройте глаза и протяните руки к небу, чтобы дотянуться до своей звезды. Старайся изо всех сил! И вы обязательно сможете достать рукой свою звезду. Снимите ее с неба и бережно положите в красивую корзинку у своих ног. Опустите руки и закройте глаза. Выберите прямо у себя над головой другую сверкающую звездочку, которая напоминает вам о другой вашей мечте... (10 секунд.)
Теперь откройте глаза, потянитесь обеими руками как можно выше и достаньте до неба. Сорвите эту звезду с неба и положите в корзинку к первой звезде...
Продолжайте в том же духе и сорвите с неба еще несколько звезд. Делайте глубокий вдох, когда вы тянитесь за звездой, и выдох, когда достаете ее и кладете в корзину.
Коммуникативные упражнения
Приветствие
Цель. Формирование доверительного стиля общения в процессе налаживания контактов; создание позитивных эмоциональных установок на доверительное общение.
Инструкция. В кругу, по очереди поприветствуйте друг друга, обязательно подчеркивая индивидуальность партнера, например: «Я рад тебя видеть, и хочу сказать, что ты выглядишь великолепно» или «Привет, ты как всегда энергичен и весел». Можно вспомнить о той индивидуальной черте, которую сам человек выделил при первом знакомстве.
Три имени
Цель. Развитие саморефлексии; формирование установки на самопознание.
Инструкция. Сейчас каждый участник получит по 3 карточки. На карточках нужно написать 3 варианта своего имени (например, как вас называют родственники, сослуживцы и близкие друзья). Затем каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может быть послужила причиной возникновения этого имени.
Комплименты
Цель. Отработка навыков эмпатии и новых способов поведения; формирование умения делать комплименты и создавать позитивные установки друг на друга.
Инструкция. Вы должны, свободно передвигаясь по комнате, подходить к любому члену группы и обмениваться комплиментами, добрыми пожеланиями, похвалами. Возможно, этот человек чем-то помог вам в процессе тренинга, поблагодарите его. Таким образом, обойдите всех участников тренинга.
Для этого упражнения целесообразно использовать лирическую музыку.
На упражнение отводится 7-10 минут.
Автопортрет
Цель. Формирование умений распознавания незнакомой личности; развитие навыков описания других людей по различным признакам.
Инструкция. Представьте себе, что вам предстоит встреча с незнакомым человеком и нужно, чтобы он узнал вас. Опишите себя. Найдите такие признаки, которые выделяют вас из толпы. Опишите на листках бумаги свой внешний вид, походку, манеру говорить, одеваться; может быть вам присущи обращающие на себя внимание жесты. Далее все листки сдайте мне.
Затем ведущий зачитывает автопортреты участников, а они должны угадать, о ком идет речь.
Позиция
Цель. Рефлексия взаимооценочных позиций участников тренинговых занятий.
Инструкция. Образуйте 2 круга: внутренний и внешний. Внешний круг движется, внутренний остается на месте. Находящиеся во внешнем круге высказывают свое впечатление о партнере по внутреннему кругу, начиная с фразы: «Я вижу тебя…», «Я хочу тебе сказать…», «Мне нравится в тебе…». Через 2 минуты внешний круг смещается на одного человека и т.д.
100 секунд
Цель. Отработка умения активного и эмпатического слушания, а также умения лаконично и убедительно представлять другого человека с позиции его положительных человеческих качеств, уважения его достоинств, важности (полезности) такого человека в команде.
Инструкция. Группа разбивается на пары. Каждый участник пары в течение 100 секунд рассказывает партнеру о себе только хорошее и интересное. Сначала говорит один, а другой внимательно слушает и останавливает, если говорится что-то самоуничижительное. Задача слушающего – узнать как можно больше хорошего о собеседнике. Через 100 секунд рассказчик и слушатель меняются ролями.
После этого в круге каждый рассказывает все, что он узнал хорошего о своем собеседнике. Группа задает уточняющие вопросы. Тренер может спросить следующее: «Что вы чувствовали в тот момент, когда ваш собеседник рассказывал о вас? Трудно ли было остановить критику в свой адрес? Что полезного вы вынесли из этого упражнения?»
Всеобщее внимание
Цель. Развитие умения соединить вербальные и невербальные средства общения; формирование навыков акцентирования внимания окружающих за счет различных средств общения.
Инструкция. Всем участникам игры необходимо выполнить одну и ту же простую задачу: любыми средствами, не прибегая к физическим действиям, в течение 5 минут нужно привлечь внимание окружающих. Задача усложняется тем, что одновременно ее выполняют все участники.
Далее обсуждаются итоги: кому удалось привлечь к себе внимание других и за счет каких средств.
Рекламный ролик
Цель. Развитие навыков эффективной самопрезентации.
Инструкция. Всем нам хорошо известно, что такое реклама. Ежедневно мы множество раз видим рекламные ролики на экранах телевизоров и имеем представление, какими разными могут быть презентации того или иного товара. Поскольку мы все – потребители рекламируемых товаров, то не будет преувели<