Как распознать сопротивление

Мы с вами побывали по ту сторону психологического ба­рьера, препятствующего правильному, полноценному восприя­тию жизни, прежде всего информации, противоречащей представлению о себе. Немного познакомились с тем, как, помимо нашей воли и сознания, действуют механизмы, обес­печивающие нам привычную, уравновешенную, пусть даже не всегда приятную жизнь.

Но мы-то действуем по эту сторону барьера, где нашими надежными союзниками являются наша воля, мысль и жела­ние радоваться жизни. Надо сказать, что знакомство широкой публики с проблемой бессознательного и тем влиянием, ко­торое оно оказывает на наше поведение, придало много до­полнительных сил энергетике сопротивления, базирующейся якобы на «научной основе». Логика проста: раз в человечес­кой психике есть область, которая не контролируется челове­ком и ему не подчиняется, следовательно... В общем, старая песня на избитый мотив про горбатого и могилу в современ­ной рок-аранжировке. Дело, однако, в том, что человеческая психика не описывается и не объясняется с помощью такой простой механической логики.Она неимоверно сложна, а глав­ное, обладает потрясающей гибкостью, способностью к ком­пенсации, к взаимозаменяемости. Отдельные ее стороны на­ходятся в очень сложном, еще далеко не изученном взаимо­действии. И так же, как бессознательное, оказывает влияние на наше сознание, так же и сознательно, произвольно можно менять себя так, чтобы это влияло и на бессознательное. Имен­но на этом строятся и успешно действуют самые разнообраз­ные методы психотерапии. Правда, это требует значительных усилий, часто бывает трудно, а иногда и скучно. Тем более что сопротивление прекрасно маскируется под лень и скуку.

Спросите себя: в каких ситуациях вы начинаете испыты­вать особо сильное волнение? Какие темы высказывают его? В каких случаях вас охватывает приступ беспричинной лени или вы чувствуете вдруг усталость, тоску? Всегда ли вы осознаете, в чем причина этих переживаний? Всег­да ли вы на самом деле хотите эту причину узнать? Если не хотите, почему? Что вам мешает? Дайте себе в этом отчет. Именно это позволит вам выявить ту глубинную проблему, которая мешает вам жить.

Сопротивления могут проявляться:

— в стремлении выйти из ситуации (иногда это значит про­сто уйти из комнаты или не прийти куда-либо);

— в желании изменить тему разговора или особенно горя­чо отстаивать свою правоту;

— в нежелании разговаривать на какие-то темы, смотреть определенные сцены в театре, кино;

— во внезапном кашле, чихании, зевоте, неожиданно про­снувшемся зверском аппетите;

— в том, что тогда, когда остается мало времени и вы мо­жете опоздать, начинаете вдруг чем-то заниматься и действи­тельно опаздываете;

— в беспричинном смехе, внешне неоправданных слезах;

— в совершенно непонятно откуда взявшемся ощущении усталости;

— в приступах ничем не спровоцированных страха и гнева;

— в «пробуксовке» мыслей, когда надо думать о чем-то важном, искать выход из какого-то серьезного положения... и во многом другом, о чем уже говорилось и о чем еще будет идти речь в дальнейшем.

Конечно, не всегда перечисленные выше симптомы, фор­мы поведения вызываются именно сопротивлением, но со­противление очень удачно под них маскируется.

Повторим, важным признаком сопротивления является то, что эти формы поведения служат как бы дымовой завесой, отвле­кающей от того, что реально важно для вас.

Когда вы работаете с собственным сопротивлением, следу­ет вести себя так, как говорит всемирно известная мисс Марпл (помните, у Агаты Кристи?): «Начнем с этой фразы: «Нет дыма без огня». Она вас беспокоила, но вы совершенно правильно свели ее к тому, что она значила, — к дымовой завесе. Видите ли, произошла дезориентация, все заняты не тем — аноним­ными письмами, но суть дела в том, что не было никаких анонимных писем... они были ненастоящие... Итак, вы види­те, что, если вы не будете смотреть на дым и подойдете к огню, вы узнаете, к чему вы пришли. Вы непосредственно приблизитесь к реальным событиям. Если отмести все эти письма, произошла только одна вещь — умерла миссис Симмингтон. Тогда, естественно, начинаешь думать о том, кто мог хотеть смерти миссис Симмингтон»*.

Понять, что именно вызывает сопротивление, можно и с помощью анализа собственных фантазий. Как уже говорилось, часто, когда нам что-то не удается или мы огорчены, фанта­зии, мечты скрашивают наше существование, позволяя, пусть иллюзорно, удовлетворить наши желания, стремления, нака­зать обидчика, расквитаться за унижения. Этот защитный ме­ханизм мы по эту сторону психологического барьера можем заставить работать в своих целях. Выполните следующее уп­ражнение.

Когда вы будете в очередной раз предаваться подобным мечтам, не дайте им уйти бесследно, задержите, запо­мните и запишите их (в этой части нас почему-то пресле­дует уголовно-детективная лексика). Сделайте так 2—3 раза. А потом, перечитав, проанализируйте, о чем они говорят, и ответьте на такие вопросы: какая ситуация вызвала эти фантазии? Что я сумел в них сделать иначе, чем в жизни, чем они отличались от жизни? Какие свои желания я удовлетворял в этих фантазиях? (Отвечая на эти вопросы, не останавливайтесь на том, что первым придет в голову, «копайте глубже».) Что я испытывал при этом? Часто ли эти чувства я переживаю в жизни? Может быть, я запрещаю их себе (когда, например, речь идет о радости отмщения)? Каков я в этих фантазиях? Нравлюсь ли я себе?

Важное условие: записывая, не старайтесь пригладить, «вы­строить», логически увязать свои мечты. Мечты есть мечты, они часто плывут, как облака по небу, без всякой видимой связи. Так их надо и записывать. Только это даст возмож­ность настоящего анализа.

Когда вы научитесь записывать и анализировать свои фан­тазии, усложните задание.

Попробуйте поймать момент, когда вы перестаете фан­тазировать или когда ваша мысль начинает бегать по кру­гу, как лошадь в цирке. Что это за моменты? С чем они связаны? Задайте себе вопрос: о чем вы не хотели ду­мать? Особенно важно это в тех случаях, когда мысль буксует, вертится по кругу.

Анализируя фантазии и мечты, всегда задавайте себе во­просы: почему я об этом думал сегодня? Какое отношение к моему сегодняшнему состоянию они имеют? Какие мои по­требности выражают?

Подобный анализ позволяет многое понять в себе, в своих проблемах.

Я хочу стать другим, но... или Вновь о страхе

Автор книги «Как исцелить свою жизнь», американский психолог Л. Хей, очень убедительно говорит о том, что более всего мешает нам работать над своими глубинными пробле­мами, измениться, а впрочем, послушаем Луизу Хей:

«Самое большое сопротивление в нас из-за страха — СТРА­ХА ПЕРЕД НЕИЗВЕСТНЫМ.

Послушайте:

Я не готова.

У меня ничего не получится.

А что скажут соседи?

Я не хочу открывать эту «банку с червями».

А какова будет реакция моих родителей (мужа, жены, бабушки и т. д.)?

Я знаю чересчур мало.

А что, если я сделаю себе больно?

Я не хочу, чтобы другие знали о моих проблемах.

Я не хочу об этом говорить.

Слишком трудно.

Мне не хватает денег.

Я потеряю своих друзей.

Я никому не доверяю.

Я недостаточно хороша для этого.

И список может продолжаться до бесконечности»*.

Избавиться от этого страха, от сопротивления, с точки зре­ния Луизы Хей, можно, лишь сознательно приняв это сопро­тивление. Важно не бороться, а просто принять, отмечать его каждый раз, когда оно возникает, и анализировать, почему оно возникло.

Луиза Хей, как и многие другие авторы, приводит еще один прием, позволяющий пробиться к нашим проблемам. Я по­болю себе привести еще одну, довольно длинную цитату из ее книги: «Иногда нам необходимо расслабиться физически. Негативный опыт от ситуаций, в которые мы попадаем, и эмоции, которые мы испытываем, часто остаются в нашем теле. Одна из форм физического освобождения от этого сле­дующая — закрыть все окна в машине или дома и кричать изо всех сил. Бить изо всех сил подушку или кровать — другой без­обидный способ. Занятия различными видами спорта или быстрая прогулка приведут к таким же результатам. Недавно я испытала адскую боль в плече, которая продолжалась день или два. Я пыталась не обращать на боль внимание, но она не исчезла. Тогда я спросила себя: «Что происходит, в чем дело? Что меня раздражает?» Я не могла найти ответа, поэтому ска­зала себе: «Ну что же, давай посмотрим». Я положила две боль­шие подушки на кровать и стала изо всех сил лупить по ним. После двенадцатого удара я точно знала, что меня раздража­ет. Все было ясно, и я стала бить подушки еще сильнее и таким образом освободила себя от чувства раздражения. За­кончив, я почувствовала себя намного легче, а на следующий день боль совсем исчезла»*.

Здесь речь идет о психосоматическом симптоме — боли, вызванной психологическими причинами. Чаще подобный прием рекомендуют использовать, когда вы испытываете силь­ные, неприятные эмоции (например, раздражение, гнев) и не можете определить их причину.

Психологический механизм, который действует в этом слу­чае, достаточно ясен: неудовлетворена, фрустрирована какая-то важная потребность. Именно это отражается в остром пере­живании неблагополучия, эмоциональной напряженности. Со­противление мешает осознать причину, то, какая именно потребность неудовлетворена. Когда мы бьем по подушке, мы тем самым «разряжаем» напряжение, находим для него по­бочный выход, и сопротивление ослабевает — оно тоже дер­жалось за счет напряжения. Благодаря этому мы и можем по­нять, в чем причина нашего раздражения.

Должна сказать, что этот прием помогает далеко не всем и не всегда, но тем, кому помогает, помогает достаточно силь­но. Попробуйте, испытайте его. Возможно, именно вам он подойдет.

Для выявления проблемы и снятия напряжения очень хо­рош и прием из практики со-консультирования, с которого мы начали эту часть работы. Другое дело, что осознание глу­бинной проблемы не ведет к освобождению от нее, облегче­ние бывает лишь временным.

Найдите прием, наиболее подходящий именно для вас. Ваша задача — снова и снова повторю это — понять свою проблему и назвать ее как можно более конкретно, не прибе­гая к помощи общих слов и выражений. Уподобимся в этом смысле древним, которые верили, что знание подлинного имени дает власть над его обладателем.

Наши рекомендации