Фемининность — маскулинность внешнего облика женщины1
Проблема социальной психологии мужчины и женщины все больше и больше занимает умы исследователей, работающих в различных направлениях гуманитарного знания. В связи с ней получили развитие исследования, направленные на изучение факторов формирования фемининности — маскулинности. Среди них одно из первых мест отводится социокультурным и социально-психологическим факторам. Такой вывод напрашивается в результате анализа содержания понятия фемининности — маскулинности личности.
В различных определениях фемининности — маскулинности прослеживается ряд непротиворечивых характеристик, объединив которые становится возможной социально-психологическая интерпретация данного явления. Первая из них касается того, что фемининность — маскулинность представляют собой совокупность экспрессивно-соматических, психических, социально-психологических, культурно- и зтноспецифи-ческих поведенческих признаков, отличающих мужчину от женщины, и наоборот. Второй параметр фиксирует тот факт, что совокупности определенных черт, свойств, особенностей соотносятся с нормативными представлениями о фемининности — маскулинности, включающими социальные половые символы. Третий параметр указывает на то, что маскулинность — фемининность являются прежде всего социальными конструктами, лежащими в основе тендерных ролей. Наиболее обобщенные из них, включающие набор нормативных атрибутов и правил, служат точкой отсчета по отношению к изменяющимся представлениям внутри определенного социального контекста. Четвертый параметр определяет место формирования фемининности — маскулинности. Оно располагается в пространстве культурно-этнических и социально-психологических координат и представляет собой скорее культурный, социально-психологический конструкт, чем характеристику, возникающую на биологической или на психологической основе. Из этого следует, что представление о маскулинности — фе-мининности варьируется в зависимости от этнокультурной и социально-психологической среды. Разнообразие существующих паттернов фемининности — маскулинности обусловлено установками, ожиданиями группы, общности. В соответствии с этими координатами формирования они наполняются различными характеристиками. Пятый параметр указывает на то, что феминин-ность — маскулинность являются проявлением социальной идентичности и представляет ряд идентич-ностей или форм идентичности, среди которых могут быть противоположные друг другу. Например, некоторые версии маскулинности (гегемоническая маскулинность, представленная в образе белого мужчины среднего класса) являются более принимаемыми, чем другие (подчиненная маскулинность). Идентификация по типу гегемоническои маскулинности предполагает избегание фемининного поведения, ориентацию на успех, эмоциональную дистантность, принятие риска. Шестой параметр подчеркивает то, что фемининность — маскулинность являются конструктами, которые нивелируют индивидуальные различия и унифицируют поведение в пределах заданной этносоциальной группы. Седьмой параметр указывает на то, что фемининность — маскулинность операционализируется через такие социаль-но-психологческие явления, как установки, отношения, аттитюды к мужским и женским ролям.
Таким образом, фемининность — маскулиннисть являются конструктами, формирующимися в пространстве социокультурных и социально-психологических координат, структура и содержание которых не являются постоянными и включают комплекс внутренних и внешних характеристик, степень взаимодействия которых определяется формами идентичности, представленными в ориентациях личности, в ее установках, отношениях, направленности в сфере деятельности и общения, в тех качествах личности, которые являются значимыми с точки зрения тендерных ролей. Из данного определения фемининности — маскулинности следует, что эти конструкты не связаны напрямую с биологическим полом, что они являются не только социокультурными, но и социально-психологическими явлениями, фиксирущими психотип мужского и женского поведения в пределах одной тендерной роли.
Нетрудно заметить, что фемининность — маскулинность личности, представленная в вышеобозначенной трактовке, является исконной проблемой социальной психологии, нацеленной на создание социальной психологии мужчины и женщины. Во-первых, потому что ее всегда интересует жизненный путь личности с точки зрения конкретных социокультурных условий ее существования. Во-вторых, потому, что для описания фемининности — маскулинности используется, главным образом, категориальный аппарат социальной психологии (роль, установка, аттитюды, отношения, ценностные ориентации) В-третьих, противостояние фемининности — маскулинности очевидно только в контексте совместной деятельности и общения, с точки зрения иерархии социально-психологических и социальных статусов, иными словами во взаимодействии. В-четвертых, проблема фемининности — маскулинности разворачивается в рамках изучения социальных представлений, архетипов и феноменов обыденного сознания (стереотипов, эталонов и т.д.), что на протяжении всего XX столетия является излюбленной предметной областью социальной психологии. В-пятых, рассмотрение фемининности — маскулинности непосредственно сопряжено с идеями социального познания и вписывается в качестве проблемы в предметное поле социальной перцепции. В-шестых, эмпирические работы в области психологии фемининного-маскулинного поведения нацелены не только на анализ элементов обыденного сознания, но и на поиск тех атрибутов внешности человека, которые являются «пусковым механизмом» в формировании образов, представлений о фемининности — маскулинности, тех характеристик речевого и неречевого поведения, в которых раскрываются как маскулинные, так и фемининные качества.
И наконец, как показывает анализ работ в области тендерных исследований, чаще всего рассматриваются фемининные-маскулинные черты личности сквозь призму общения, межличностного познания, которые являются центральными предметными областями социальной психологии.
Приведенные выше обоснования изучения фемининности — маскулинности как социально-психологической проблемы сформулированы в результате анализа большого количества зарубежных исследований. В отечественной социальной психологии проблема фемининности — маскулинности представлена и обсуждается главным образом, как проблема половых различий в социальной перцепции, в коммуникации, в межличностных отношениях. Данная проблема ставится в связи с изучением социального пола или вопроса о поло-ролевом поведении в различных социокультурных средах. Она анализируется в контексте изучения динамики структуры и содержания образов, представлений о тех или иных социальных объектах в зависимости от пола субъекта и его принадлежности к определенной этнокультуре (см., например, 142, 143).
Однако при всем многообразии работ в области социальной психологии личности и общения, включающих в качестве объяснительного принципа идеи полового диморфизма, в них проблема фемининности — маскулинности затрагивается только косвенно. В этих исследованиях фактор фемининность — маскулинность представлен сквозь призму биологического пола. Безусловно, такой подход отражает закономерные связи между биологическим полом, системой социальных ожиданий, предписаний, включающих степень фемининности — маскулинности поведения представителя определенного пола. Но вместе с этим он таит в себе возможность сведения фемининности — маскулинности к биологическому полу, что довольно часто происходит в конкретных исследованиях.
Отождествление фемининности — маскулинности с биологическим полом неправомерно с точки зрения природы данного феномена. Такой подход лишает категорию фемининность — маскулинность социально-психологического статуса. В связи с этим во многих социально-психологических исследованиях не учитывается тендерный фактор, авторы социально-психологических исследований выказывают пренебрежительное отношение к фактору пола как к неспецифической переменной и малозначимой с точки зрения основных трактовок предметного поля социальной психологии. Мы согласны с ними и считаем, что тендерный фактор, представленный сквозь призму трактовки фемининности — маскулинности, — это наиболее перспективный путь понимания детерминации феноменов социальной психологии, это наиболее возможный аспект включения фактора пола в контекст социальной психологии.
В целом игнорирование отечественной социальной психологией идей социокультурных и психокультурных подходов к проблеме фемининности — маскулинности привело к формированию «бесполой» социальной психологии личности. Сложившаяся традиция продолжает развиваться, так как по-прежнему недооценивается фемининность — маскулинность в качестве детерминанты формально-содержательных параметров различных феноменов социальной психологии (например, в области психологии социального познания, выражения и самовыражения личности, ее самоопределения и т. д.). В ряде исследований применяются традиционные подходы к изучению половых различий, либо они осуществляются При полном игнорировании самого факта нетождественности социальной психологии личности мужчины и женщины. Таким образом, «бесполая» со-
циальная психология личности продолжает развиваться в контексте новой проблематики, что уводит ее все дальше и дальше от изучения реального поведения и общения человека.
Несмотря на сложившуюся в социальной психологии ситуацию, она уже сегодня могла бы дать ответы на следующий круг вопросов, ожидающих своего решения, — это вопрос о роли системы отношений личности в формировании фемининных — маскулинных черт поведения, о способах презентации фемининности — маскулинности в различных актах общения, вопрос о структуре и содержании образов и представлений о фемининности и маскулинности, об их связи с другими компонентами Я-концепции и, в конечном итоге, вопрос о социально-психологическом содержании портрета фемининной — маскулинной личности как субъекта общения и совместной деятельности.
В рамках одной статьи дать ответы на эти и многие другие вопросы, определяющие статус проблемы фемининности — маскулинности в социальной психологии, не представляется возможным. Поэтому главная цель настоящей статьи заключает в том, чтобы на основе имеющихся данных описать фемининные — маскулинные параметры личности в пространстве отношений, способов и форм презентации своего внешнего экспрессивного Я, в пространстве социально-перцептивных образов, представлений, понятий, в пространстве стратегий, стилей поведения в общении и совместной деятельности. Другая задача состоит в том, чтобы рассмотреть методы, направленные на выяснение различных черт фемининной и маскулинной личности. Третья задача касается проблемы разработки методических приемов, адекватных определению фемининных и маскулинных черт в структуре социально-перцептивного образа. Четвертая задача предполагает определение фемининных — маскулинных черт в структуре социально-перцептивного образа внешности человека (на примере психосемантического анализа прически)
Сужение проблемы фемининности — маскулинности личности в социальной психологии до изучения ее с точки зрения общения и познания людьми друг друга объясняется прежде всего тем, что общение является не только «логическим центром» социальной психологии, но и психологии в целом (Б. Ф. Ломов, Г. М. Андреева, А А. Бодалев и др.). На нем смыкаются интересы тех, кто занимается изучением личности, ее отношений, форм обращения, т. е. поведения, рассматривает когнитивно-эмоциональные образования, регулирующие процесс взаимодействия, кто обращается к исследованию статусно-ролевого поведения, касается вопросов социального контроля, формирования аффи-лиативного, аттрактивного, агрессивного, эмпатийного и других видов поведения.
Представленные выше идеи относительно того, как может изучаться фемининность — маскулинность в социальной психологии, приводят к предположению о том, что личность, будучи представленной в первую очередь в общении, в стратегиях и моделях поведения, в установках, стереотипах и эталонах, обладает в зависимости от ориентации (маскулинной, фемининной, ан-дрогинной) теми или иными особенностями общения. Они в свою очередь выступают базовым фактором социального познания, в частности структуры и содержания различных социально-перцептивных образований.
Эмпирическим подкреплением правомерности высказанного предположения являются результаты исследований (59, 30, 73, 220, 231, 237, 266 и др.), в которых была предпринята попытка изучения фемининных и маскулинных черт личности. Авторы этих работ едины в том, что фемининная и маскулинная личности отличаются друг от друга прежде всего особенностями общения. Рассмотрим эти исследования подробнее, разделив имеющиеся в нашем распоряжении работы на три группы.
Первая группа включает исследования, в которых рассматриваются характеристики фемининного-маскулинного субъекта общения, выявленные в результате соединения в одной работе данных, полученных с помощью различных методов фиксации степени феми-нинности — маскулинности у мужчин и женщин, и показателей, фиксирующих особенности общения, зарегистрированные с помощью различных опросников, тестов, наблюдений и т. д. Это направление исследований обозначено нами как направление, стремящееся к созданию «объективного» портрета фемининной — маскулинной личности.
Вторая группа состоит из работ, направленных на выяснение структуры и содержания представлений, эталонов, стереотипов о фемининности — маскулинности, сложившихся на уровне обыденного сознания. Данную группу работ мы относим к психологии социального познания, выделяя в ней социально-перцептивное направление.
К третьей группе исследований примыкают те, в которых обсуждается проблема влияния фемининных — маскулинных черт личности на различные стороны, элементы, компоненты общения.
Первая группа работ представлена, главным образом, англоязычными исследованиями, из которых становится ясно, что характеристики фемининной, маскулинной, андрогинной личности различаются по многим параметрам. Типично мужские черты обусловливают социально неограничивающий стиль поведения. Это — компетентность, наличие рациональных способностей, активность и эффективность. Типично женские черты: наличие социально-коммуникативных умений, теплота и эмоциональная поддержка. Короче говоря, уже в середине XX века в научной литературе обозначилась тенденция определения фемининности — маскулинности как противопоставление деятельности (маскулинность) и общения (фемининность).
В 70-е годы Spens & Helmreich включили в портрет маскулинной личности такие черты, как эффективность, инструментальность и контроль, а фемининной: экспрессивность, эмоциональная поддержка и межличностная сензитивность (приводится по 266). Иными словами, они развили и дополнили противопоставление маскулинности — фемининности, как противопоставление деятельности и общения, подчеркнув преимущества женщин в социально-перцептивной сфере и в области выражения своего Я.
В последнее время появилось огромное количество работ, в которых проблема фемининности — маскулинности рассматривается сквозь призму интимного, доверительного общения. Маскулинная личность в отношениях с постоянным партнером демонстрирует низкий уровень интимности и доверительности, подавляет выражение эмоций и чувств. A. J. Bern (213) добавляет к портрету маскулинной личности как субъекта общения низкий уровень заботливости по отношению к нуждающемуся в помощи партнеру. В отличие от маскулинной личности фемининная и андрогинная характеризуются теплыми межличностными отношениями, интимностью, ярким выражением чувств, т. е. экспрессивностью, свободным проявлением любви, выраженной потребностью в близких взаимоотношениях до вступления в сексуальный контакт. Маскулинные личности имеют более высокий уровень самоуважения, сопряженный с их более высокой самооценкой по сравнению с фемининными индивидами.
Многие авторы отмечают, что в межличностном общении маскулинная, фемининная и андрогинная личности пользуются различными установками, стереотипами и эталонами общения. Как для маскулинной, так и для фемининной личности характерны более консервативные и ригидные установки, эталоны в области семей-но-брачных отношений по сравнению с андрогинными. Маскулинные индивиды имеют установку на высокую частоту сексуальных контактов без установления интимных доверительных отношений. Маскулинные мужчины и фемининные женщины отличаются от андрогинных индивидов тем, что придерживаются в общении традиционных стереотипов ролевого поведения.
В экспериментальных исследованиях также установлено, что маскулинная личность характеризуется частым применением агрессивных видов поведения в межличностных отношениях. Она стремится к соревновательным типам взаимодействия, к поведению, ориентированному на достижение, к креативным и рациональным способам взаимодействия, к доминированию в деятельности и общении, к демонстрации компетентных стратегий поведения в межличностном общении (219). Фемининная личность отличается от маскулинной тем, что она стремится выстраивать межличностные отношения (218), для которых являются характерными подчиненные, либо социально желаемые стратегии поведения, демонстрируя которые она опирается в большей степени на интуицию (238).
Высокий уровень маскулинности у женщин коррелирует с выбором видов деятельности, в основе которых лежат маскулинные стратегии поведения (72). В стратегиях игрового общения маскулинность проявляется в форме ориентации на открытые пространства, на атлетически-силовые увлечения, азартные, связанные с техникой, либо наполненные интеллектуальным содержанием, а фемининность заявляет о себе в форме «домашних, спокойных, вербализованных игр» (30).
К первой группе работ относятся также те, в которых прослеживаются особенности поведения в различных ситуациях взаимодействия. Среди них представляет интерес серия работ, которая касается проблемы «невербальное поведение — тендер». В них подчеркивается обусловленность полом отдельных невербальных проявлений, таких, как прикосновения, улыбка, контакт глаз (216, 235, 263).
Мужчины чаще используют прикосновения к другим, а женщины предпочитают прикосновения к себе. Данные экспериментов Hall (235) свидетельствуют о
более позитивном восприятии прикосновений «мужчина — женщина», чем «женщина —> мужчина». Другой элемент невербального поведения — контакт глаз — также взаимосвязан с тендерным фактором. Женщины чаще смотрят на собеседника во время слушания, чем во время говорения, а у мужчин не наблюдается значимых различий в частоте смотрения в периоды слушания и говорения. Некоторые исследователи приводят сведения о преимуществе женщин в умении и точности выражать эмоции. Например, Coats & Feldman (220) приходят к выводу, что женщины лучше кодируют экспрессивное выражение счастья, а мужчины — гнева и злобы.
В настоящее время отмечается связь невербальных паттернов доминантного и подчиненного поведения с невербальными паттернами маскулинности и феминин-ности. Carli и др. (219) выделили невербальные паттерны 4-х стилей поведения: доминантного, подчиненного, компетентного и некомпетентного. Из этой работы следует, что для мужской аудитории являются менее влиятельными и предпочтительными женщины с компетентным стилем, а наиболее влиятельными оказываются женщины, сочетающие невербальные паттерны компетентного и социального стиля. Женщины, которые в общении демонстрируют невербальные паттерны высокостатусного поведения, воспринимаются мужчинами как угрожающие, до тех пор пока они не продемонстрируют «соблазняющего» невербального поведения.
О влиянии женщин на мужчин при помощи невербального стиля, сообщающего дружелюбие и аффили-ацию, пишет Hall (235). Tucker & Friedman (263) также пришли к выводу о том, что высоко экспрессивные женщины воспринимаются как более дружелюбные, чем низкоэкспрессивные женщины. Но, например, в ситуации призыва о помощи мужчины оказываются намного экспрессивнее женщин. Об использовании экспрессии как средства влияния женщин сообщают Zuckerman и др. (266). Они установили, что фемининность связана с намеренной трансляцией «визуальных и слуховых ключей» (кинесики, паралингвистики), с организацией «утечки» информации по этим каналам невербального общения, объяснив данные факты тем, что такое поведение соответствует женскому поло-ро левому стереотипу.
Модели общения маскулинной, фемининной и андрогинной личности включают различные характеристики невербального поведения. В эксперименте Gallaher Р. (231) получены данные о том, что маскулинность позитивно коррелирует с «экспансивностью» индивидуального невербального поведения, что выражается в тенденции сидеть, широко расставив ноги, шагать широкими шагами, говорить громким голосом. Данные Zuckerman et al. (266) свидетельствуют о том, что фемининная личность в большей мере, чем маскулинная и андрогинная, контролирует, осознает и намеренно демонстрирует динамические компоненты невербального поведения, воспринимаемые зрительно и на слух. Также фемининная и маскулинная личности различаются по использованию таких видов невербального поведения, как: мимика, пантомимика, проксемика, паралингвистика. В эксперименте Carli et al. (219) было обнаружено, что фемининные и маскулинные индивиды достоверно различаются по использованию оправдывающейся интонации (несколько оправдывающаяся (ф) и немного оправдывающаяся (м)), по проявлению уровня дружелюбности в экспрессии лица (дружелюбная (ф) и несколько дружелюбная (м)), по степени напряженности и наклона позы (относительно наклонная, слегка съежившаяся (ф) и слегка наклонная, прямая (м)), по характеру жестикуляции (относительно спокойная (ф) и спокойная (м)).
Таким образом, женщине в определенных ситуациях общения позволителен более узкий диапазон допус-• тимого невербального поведения, чем мужчине, и на этом основании она может быть отвергнута как нарушительница норм тендерной роли.
Помимо работ, посвященных рассмотрению динамических элементов невербального поведения, можно выделить немногочисленный ряд работ, посвященных проблеме «гендер — социальные атрибуты внешнего облика». В работах культурологического плана (например, 208) постоянно подчеркиваются различия в моделях экспрессивного поведения, во внешнем облике людей с определенной ориентацией: фемининной, маскулинной либо андрогинной. Попытки найти адекватные и приписываемые социогендерной роли способы оформления внешности посредством прически, одежды, украшений, косметики отражены в ряде работ (239, 240). Данное направление исследований развивается в западной психологии в связи с решением проблем конструирования социальной реальности в рекламе, СМИ, но применение его результатов ограничено тем, что они получены в другой этнокультуре.
Проблема «гендер — социальные атрибуты внешнего облика» может быть рассмотрена в следующих планах: 1) отношение мужчины и женщины к своему внешнему облику и внешнему облику представителя противоположного пола; 2) адекватность оформления внешнего облика социогендерной роли. По разным данным первенство в заботе о своей внешности принадлежит либо мужчинам, либо женщинам. Оценивая мужской пол, женщины придают большее значение «внутренней» красоте, нежели внешней, как это делают сами мужчины. Однако наивысшей оценки удостаиваются мужчины с узкими бедрами и высокими доходами. Наибольшее значение мужской красоте придают те из женщин, которые сами привлекательны, самодостаточны и финансово независимы (78, 232). Сами мужчины, по свидетельству Gilmore (232), в своем внешнем облике особое внимание уделяют двум вещам — росту и волосам. Это как бы соревнование между мужчинами: преимущество в росте означает победу над другим, а волосы являются признаком силы, власти и полово-зрелости.
Из ряда работ (237, 266) известно, что конформность в одежде отождествляется с социальным принятием. Эксперименты Creekmore (приводится по 266) свидетельствуют о том, что мужчины-студенты более конформны в одежде, чем женщины-студентки. Нарушение гендерно-ролевой идентичности незамедлительно проявляется во внешнем облике. Таким образом, структура внешнего Я личности и отношение к ней зависят от степени фемининности — маскулинности человека. Как следует из ряда работ, содержание образов определяется тем, кто воспринимает и кто является объектом восприятия — мужчина или женщина. Выступающая; перед аудиторией женщина воспринимается и оценивается в первые несколько секунд как сексуальный объект. Женщине-политику приходится постоянно балансировать, как канатоходцу: нельзя быть ни слишком хорошенькой, ни слишком компетентной (243).
Выше было отмечено, что женщины отличаются от мужчин по линии эмоционального реагирования и сен-зитивности в межличностном общении. Эти данные послужили основанием для выдвижения гипотезы о превосходстве женщин в социально-перцептивной сфере общения, о более высокой точности, адекватности понимания ими других людей. Но если более высокая эмоциональная чувствительность, сензитивность женщин по сравнению с мужчинами никем не оспаривается, то утверждения о более высокой адекватности женщин в познании других людей постоянно подвергаются сомнению. Противоречивость сведений на эту тему можно проиллюстрировать на примере данных о точности распознания состояний другого человека на основе его экспрессии. В одних исследованиях установлено, что женщины превосходят мужчин в точности понимания эмоциональных выражений. В других не обнаружены различия между мужчинами и женщинами в успешности интерпретации мимики. В третьих — получены данные, которые свидетельствуют о том, что женские пары более эффективны в кодировании и декодировании невербальной информации, чем мужские (приводится по 98).
Разногласия исследователей в оценках возможностей мужчин и женщин в сфере межличностного познания порождены тем, что в работах не всегда учитываются особенности самого объекта познания (другого человека). Например, результаты эксперимента, поставленного Kyle et al. (239), свидетельствуют о значительном влиянии цвета волос и использования косметики женщинами на оценку их профессиональных способностей. Оценка мужчинами способностей женщин также находится в зависимости от использования ими в той или иной манере одежды, косметики, украшений (232). Иными словами, различия между женщинами и мужчинами в точности понимания другого человека зависят от того, какой пол у объекта познания.
Далее известно, что женщины более точно, чем мужчины, реагируют на выражения боли, тревоги, страдания. По данным С. В. Квасовец, женщины чаще, чем мужчины, склонны видеть в воспринимаемых лицах возмущение и обиду, а мужчины решительность (62). В исследовании Е. Ф. Бажина, Т. Кореневой также обнаружено, что женщины более чувствительны к экспрессивным признакам пониженного настроения и в целом более успешно, чем мужчины, распознают состояния по интонационным характеристикам голоса (приводится по 98).
В целом большинство авторов склонны считать, что женщины более успешно распознают, интерпретируют состояния, отношения личности на основе ее экспрессии, что они проявляют более высокую сензитивность к ней в процессе общения. Объяснение данного феномена следует искать в особенностях социализации мужчин и женщин, их развития как субъектов общения. Известно, что в результате социализации область взаимоотношений, общения становится субъективно более значимой для женщин, чем для мужчин (25). У женщин шире и разнообразнее круг общения. В этой связи они чаще сталкиваются с различными социально-перцеп-тивными задачами. Приоритет женщин в сфере социально-перцептивной деятельности является результатом их социализации и развития но фемининному типу.
Подводя итог рассмотрению исследований, отнесенных нами в первую группу, следует отметить, что большинство сведений о различиях в общении между мужчинами и женщинами получены в результате сравнения данных мужских и женских выборок, созданных без учета степени их фемининности — маскулинности как социально-психологических образований. Приведенные результаты исследований получены также вне определенного контекста общения, а в связи с другими видами деятельности. Эти исследования по существу их методологии незначительно отличаются от тех работ, в которых задействованы идеи полового диморфизма в процессе изучения личности в отечественной психологии, что позволяет рассматривать и те и другие в одном ряду. Описанные данные являются разрозненными и относятся к различным особенностям общения маскулинной, феминной, андрогинной личности. В этой связи на их основе трудно создать целостный социально-психологический портрет маскулинной, фемининной, андрогинной личности как субъекта общения.
Перейдем к рассмотрению второй группы работ, включающей исследования, направленные на выяснение структуры и содержания представлений, эталонов, стереотипов о фемининности — маскулинности, сложившиеся на уровне обыденного сознания. Данную группу работ мы относим к психологии социального познания, выделяя в ней социально-перцептивное направление.
В англоязычной литературе имеются сведения о том, что в представлениях «наивного психолога» о межличностных отношениях маскулинной личности чаще, чем в других случаях, присутствуют такие черты, как закрытость, расчетливость, она описывается более холодной, чем фемининная личность, которая наделяется спонтанностью, теплотой, открытостью и отзывчивостью (213, 23). В представлениях также фиксируется, что маскулинная личность — это личность, выбирающая [конфликтное, конфронтирующее, очень дистанциированное общение. Представления об отношениях фемининной личности включают такие их определения, как гармонизирующие, объединяющие, неконфликтные, очень доверительные, с высокой степенью близости (59, 72, 219, 237).
Маскулинному индивиду приписываются следующие стратегии межличностного взаимодействия: эффективные, инструментальные, контролирующие, компетентные, рациональные, активные, эффективные, долгосрочные, многослойные, с использованием неограничивающего стиля поведения. Фемининному индивиду приписываются стратегии поведения, основанные на экспрессивности, межличностной сензитивности, готовности прийти на помощь. Они наделяются развитыми социально-коммуникативными навыками, эмоциональностью, нежностью, пассивностью (72, 219). Представления о вербальных стратегиях общения маскулинных индивидов включают такие характеристики речевого поведения, как контроль над речью, сдержанность, дистанциирование в высказываниях.
В отечественной психологии предпринимались попытки изучить содержание стереотипов фемининнос-ти — маскулинности в различных этнокультурных ситуациях с учетом фактора половой принадлежности испытуемых (69, 148). Так, в экспериментах В. Е. Кагана были получены данные о различном соотношении коммуникативных и инструментальных характеристик в представлениях о маскулинности — фемининности, о связи этих представлений со стереотипами семейного ролевого поведения. Оказалось, что ведущими характеристиками в стереотипе маскулинности у мальчиков являются позитивные инструментальные характеристики, у девочек — эмоционально-коммуникативные характеристики Ведущими характеристиками в стереотипе фемининности и у мальчиков, и у девочек являются позитивные эмоционально-коммуникативные характеристики, в стереотипе фемининности у девочек также присутствует фактор «женственность — как не-муже-ственность». Межкультурные различия проявляются в близости — отдаленности содержания стереотипов маскулинности — фемининности, в приписывании определенных характеристик.
В эксперименте В. Ф. Петренко (142) изучались представления о ролевом репертуаре женщин России и Азербайджана. При дополнительном анализе этих данных можно сделать вывод о том, что представления азербайджанцев о фемининности более традиционны, а представления русских — более эгалитарны.
Среди работ, посвященных изучению представлений о маскулинности — фемининности, важное место занимают исследования, изучающие представления о способах оформления внешнего облика маскулинной, фемининной, андрогинной личности Обыденные представления о маскулинной личности включают такие характеристики внешнего облика, как: узкие бедра, короткая аккуратная стрижка, мускулистое тело, спортивная и кожаная одежда. Представление о внешнем облике фемининной личности включает плавные очертания тела, одежду из мягких струящихся тканей, длинные и полудлинные, распущенные или небрежно собранные волосы.
Некоторые исследователи с целью изучения динамики представлений о внешнем облике личности определенного типа вводят такую переменную, как возраст субъекта представлений. В одном из них приводятся сведения о том, что ношение длинных волос интерпретируется людьми более старшего поколения как фемининный тип поведения, тогда как этот же атрибут внешности человека не расценивается молодежью в качестве показателя фемининности (232).
В эксперименте Workman J. & Johnson N. получены данные о различиях в гендерно-ролевых ожиданиях между учителями и учениками. Учителя воспринимают ношение мальчиками серьги в левом ухе как несоответствующее их представлениям о внешнем облике маскулинного подростка, а сверстники такой способ оформления внешнего облика воспринимают как адекватный маскулинному типу поведения. Однако представления об адекватном внешнем облике со временем меняются, в связи с чем более старшими возрастными группами многие особенности внешнего облика, являющиеся конформными в группах подростков, воспринимаются как несоответствующие тендерной роли. Это касается отношения к длинным волосам мужчин и слишком коротким женским прическам.
Изменчивость содержания представлений о фемининности — маскулинности является одним из главных параметров социальных представлений и социально-перцептивных образований. Это свойство представлений о фемининности — маскулинности фиксируют исследования культурологического, исторического, искусствоведческого плана (115, 150). В них в качестве базовых факторов изменения содержания не столько рассматривается возраст, сколько социокультурные, социально-психологические, идеологические характеристики определенной исторической эпохи. В качестве примера, соединяющего в себе культурологические, социально-психологические, искусствоведческие факты изменчивости стереотипов внешности человека, представлений о мужественности и женственности в советский период развития нашего общества, можно привести книгу В. Кузнецовой «Кинофизиогномика» (84).
А. Плахов (150), используя другие источники, пишет о том, что в 30-е годы представления о маскулинном мужчине содержали понятия силы, власти, сексуальной агрессии, в 60-е годы в эти представления входили качества духовной силы, интеллекта, чувства юмора, в 70-е годы к ним добавились такие характеристики, как невротичность, тревожность, несамодостаточность личности В настоящее время представления о маскулинном мужчине включают коммуникативные характеристики общения, которые расцениваются поколениями 30-х и 50-х годов, как фемининные — это экспрессивность, спонтанность, проявление психологической заботы.
Понятно, что малочисленные исследования в социальной психологии, привлекающие идеи психологии формирования фемининности — маскулинности, не могли справиться с решением методических проблем, связанных с представлением о фемининности — маскулинности личности как субъекта общения и познания других людей.