Динамические компоненты экспрессии человека

Экспрессия человека в качестве динамических компонентов включает самые разнообразные вырази­тельные движения (жесты, экспрессия лица, взгляд,позы, интонационно-ритмические характеристики го­лоса, прикосновения), которые сопряжены с изменяю­щимися психическими состояниями человека, его отно­шениями к партнеру, с ситуацией взаимодействия и общения и которые представляют основу экспрессивно­го Я личности Традиционно самое большое внимание уделяется исследованию экспрессии лица или мимике, взгляду, поэтому начнем рассмотрение динамических компонентов в структуре экспрессивного Я личности с этих средств выражения.

Экспрессия лица и взгляд

Лицо является важнейшей харак­теристикой внешнего облика человека, поэтому лицо наряду с глазами называют зеркалом души. Большинство людей в процессе общения чаще всего концентрируют свое внимание на лицах партнеров. Оно выступает главной частью экспрессивного репер­туара личности. Лицо человека осуществляет, особен­но на ранних стадиях онтогенеза, а затем и всю после­дующую жизнь, функции социального контакта, функции передачи состояний и отношений.

Сокращение лицевых мышц происходит в соответ­ствии с теми или иными состояниями человека, обра­зуя то, что называют мимикой лица. Каждая мина пред­ставляет собой сокращение многих лицевых мышц, что обусловлено тем, что все мимические мышцы развива­ются из общего зачатка и иннервируются одним лице­вым нервом (176). Данные экспериментальной психоло­гии и физиологии свидетельствуют о том, что мимика лица складывается из спонтанных и произвольных дви­жений мимических мышц. Обычно мимику анализиру­ют: 1) по линии ее произвольных и непроизвольных компонентов; 2) на основе физиологических парамет­ров (тонус, сила, комбинация мышечных сокращений, симметрия — асимметрия, динамика, амплитуда); 3) в социальном и социально-психологическом плане выделяют межкультурные типы выражении лица; выраже­ния, принадлежащие определенной культуре; выраже­ния, принятые в социальной группе; индивидуальный стиль выражения. Применяя перечисленные способы анализа мимики, можно получить информацию о ми­мическом знаке в целом или об отдельных его элемен­тах.

На основе анализа зарубежной и отечественной ли­тературы, посвященной систематизации эмоций и их лицевых выражений, нами была составлена схема опи­сания мимики шести эмоциональных состояний (ра­дость, гнев, страх, страдание, отвращение, удивление). За единицу анализа лицевого выражения был принят сложный мимический признак. На физиологическом уровне он включает ряд характеристик: направление движения лицевых мышц, отношения между движени­ями мышц, интенсивность, напряжение мышц лица. В феноменологическом плане мимический признак пред­ставляет следующее: «брови подняты вверх, губы плот­но сжаты» и т. д. «Для психолога существует, — писал П. П. Блонский, — «расширение ноздрей» — при удо­вольствии, «оттягивание рта книзу» — при неудоволь­ствии. Психолог не должен игнорировать значение мускулов, но его реальная единица — движение сочле­нений, то есть то или другое движение черт лица» (23. С. 96). Сложные мимические признаки являются необ­ходимыми, постоянными, но в то же время могут вхо­дить в структуру мимики различных состояний. В свя­зи с этим постоянным и необходимым индикатором психических состояний будет выступать комплекс при­знаков мимики.

Предлагаемая схема описаний мимики строится с учетом этого принципа, что позволяет обнаружить уни­версальные признаки для определенного типа состоя­ний, специфические признаки для каждого состояния, неспецифические, которые приобретают значение только в контексте с другими признаками. Таблица 1 наглядно демонстрирует сочетание различных типов

Таблица 1

Схема описания мимических признаков эмоциональных состояний



Части и элементы лица Мимические признаки эмоциональных состояний Экспрессивное Я личности
Гнев Презрение Страдание Страх Удивление Радость
Положение рта Рот открыт Рот закрыт Рот открыт Рот закрыт
Губы Уголки губ опущены Уголки губ приподняты
Форма глаз Глаза раск­рыты или припущены Глаза сужены Глаза широко раскрыты Глаза при­щурены или раскрыты
Яркость глаз Глаза блестят Глаза тусклые Блеск глаз не выражен Глаза блестят
Положение бровей Брови сдвинуты к переносице Брови подняты вверх
Уголки бровей Внешние уголки бровей подняты вверх Внутренние уголки бровей подняты вверх
Лоб Вертикальные складки на лбу и переносице Горизонтальные складки на лбу
Подвижность лица и его частей Лицо динамичное Лицо застывшее Лицо дина­мичное

мимических признаков в структуре экспрессии лица. Характерной особенностью «мимических картин» эмо­циональных состояний является то, что каждый симп-томокомплекс мимики включает признаки, которые одновременно являются универсальными, специфичес­кими для выражения одних состояний и неспецифичес­кими для выражения других Например, такие призна­ки, как: «уголки губ опускаются», «глазная щель сужается», «глаза прищурены» соответствуют ряду от­рицательных состояний (см табл 1 ). Признак «уголки губ опущены» является универсальным, так как появ­ляется только в том случае, когда человек переживает состояния, относящиеся к отрицательным. Признак «глазная щель сужается» может быть индикатором как отрицательных состояний (гнев, презрение и т. д), так и положительных (радость) Однако для первого типа состояний он является специфическим, для второго — нет. Иными словами, в выражении состояний гнева, презрения, страдания он несет информацию только в контексте с другими признаками и представляет воз­можный вариант выражения этого состояния.

Далее, для лицевого выражения гнева характерны как признак «рот открыт», так и признак «рот закрыт». Но эти признаки будут выступать индикаторами состо­яний гнева только в контексте с признаками «брови сдвинуты к переносице», «глаза сужаются — расширя­ются». В контексте с такими признаками, как «брови подняты», «глаза расширены», признак «рот открыт» будет уже индикатором состояний удивления, страха. Таким образом, в каждом случае комплекс признаков в целом представляет мимическую картину состояний и является его индикатором.

Описанные симптомокомплексы мимики соответ­ствуют интенсивным проявлениям состояния. Для рас­познания такая мимика субъективно менее сложна, так как «картина выражения» представлена четко Более сложными для распознания являются те выражения, которые соответствуют переходным состояниям, неинтенсивным аффектам. В них мимические признаки, как и система их отношений, непостоянны Но даже в этом случае лицевое выражение представляет вариации ми­мики основных эмоциональных состояний.

К Леонхард (242), используя принцип деления лица на определенные зоны, дифференцировал состояния на основе ведущего элемента лицевой экспрессии, кото­рый является его индикатором. Данная работа представ­ляет одну из попыток классифицировать экспрессию, избегая обозначения ее в терминах психических состо­яний, которые она выражает К. Леонхард анализиру­ет «топографию мимического поля», динамику, отноше­ния отдельных движений лица и выделяет наиболее характерные из них, фиксируя состояния, приводящие к активности соответствующие фракции лица. На ос­нове этих признаков он классифицирует различные состояния. Его классификация выглядит следующим образом.

Мины «области лба»Напряжение Страх Внимание Мины «области подбородка и носа»

Стремление Отвращение Порицание Мины «области рта»Удивление Отвращение Упрямство Волевое напряжение Сомнение Обдумывание Терпение Страх Радость

Мины «области глаз»Легкое внимание Удовлетворение Симпатия Антипатия Размышление Оценивание Вопрошание Мины «области щек»Страдание Скорбь «Неспецифические мины»Мины смеха Мины слез Смущение Мины «интегральные»

Пренебрежение Презрение Восхищение Сострадание Одобрение Нерешительность

Счастье

Фризен (225), изучая сокращения лицивых мышц пришли к выводу, что существует три сигналов: стабильные (цвет кожи, форма и конст лица), относительно стабильные сигналы (внестабильные- кожи, расположение морщин, тонус мышц ни« <Ч> признаки, претерпевающие изменения в тече-ны* %1зни человека), нестабильные — кратковремен-бил изменения движений мышц лица. Среди нестабильных сигналов ими выделены символические или именений атвческие, имеющие четкое вербальное значе-'вещающие слово (например, подмигивание гла-

носа) На основе анализа сокра-

Milrj\J\ мышц лица, приводящих к определенной Ибеской картине, а также учитывая изменения в тонусе отдельных частей лица, их взаимодействие, по­явление специфических морщин, они составили табли­цы признаков, характерных для трех зон лица (брови — лоб, глаза — веки, основание носа, нижняя часть лица и щеки), для каждого эмоционального состояния. Результатом проделанной работы было создание фото­эталонов естественных мимических выражений основ­ных эмоций и «метода кодирования выражений — FAST». Данный «метод» позволяет провести анализ эк­спрессии с точки зрения наличия в ней мимических признаков основных эмоций. Паттерны экспрессии лица, послужившие основанием для создания фотоэта­лонов, приводятся ниже.

УДИВЛЕНИЕ

1. Брови округлены и высоко подняты.

2. Кожа под бровями натянута.

3. Горизонтальные морщины на лбу.

4. Веки раскрыты.

5. Рот открыт, челюсть опущена, зубы разъединены.

СТРАХ

1. Брови приподняты и сдвинуты.

2. В центре лба появляются морщины.

3. Верхние веки подняты так, что видна склера, а нижнее веко напряжено и приподнято.

4. Рот раскрыт, губы слегка напряжены и оттянуты в стороны или сильно напряжены и растянуты.

ОТВРАЩЕНИЕ

1. Верхняя губа поднята, а нижняя приподнята по направлению к верхней губе или опущена и слег­ка выпячена

2. Нос наморщен.

3. Щеки подняты.

4. Нижние веки приподняты, но без напряжения, под ними образуются морщины.

5. Брови опущены, как и верхние веки.

РАДОСТЬ

1. Уголки губ оттянуты в стороны и приподняты.

2. Рот может быть приоткрыт или закрыт, а зубы обнажены или прикрыты губами.

3. От носа к внешнему краю губы тянутся морщи­ны (носо-губные складки).

4. Щеки подняты.

5. Верхние веки спокойны, под нижними образуют­ся морщины, нижние веки приподняты, но не напряжены.

6. У наружного края уголков глаз появляются мор­щинки — «гусиные лапки».

ГОРЕ

1. Внутренние уголки бровей подняты вверх.

2. Кожа между бровями треугольной формы.

3. Внутренние утолки верхних век приподняты.

4. Рот закрыт, уголки губ опущены, но не напряжены.

ГНЕВ

1. Брови опущены и сведены.

2. Между бровями вертикальные складки.

3. Нижние веки напряжены и приподняты, нижние веки также напряжены.

4. Глаза неподвижные, могут казаться выпученными.

5. Губы находятся в одном из двух положение: креп­ко сжаты, уголки губ прямые или опущенные; губы раскрыты и напряжены, как при крике.

6. Ноздри могут быть расширены.

Позже, наряду с вышеназванной методикой анали­за экспрессии лица, появляется усовершенствованный вариант — FACS — система кодирования активности лицевых мышц (226). Методика предназначена не толь­ко для анализа экспрессии лица, связанной с определенным состоянием, но и для дифференциации всех наблюдаемых изменений лица. «Система кодирования активности лицевых мышц», как отмечает В. Трусов (180), имеет ряд уникальных характеристик. Первая заключается в том, что методика основана на совершен­ном знании функциональной анатомии лица. Вторая особенность выражается в применении для анализа экспрессии дискретных, едва различимых изменений тонуса мышц. Эксперт должен заметить самые различ­ные изменения, зная дискретные единицы и хорошо владея данными о функциональной анатомии лица. Среди недостатков этого метода можно отметить то, что для его применения в практической работе требуется специальная подготовка, а также то, что далеко не все изменения тонуса мышц могут быть зафиксированы человеком. Использование технических средств не пре­дусмотрено разработчиками данного метода. Кроме этого, эксперт должен разбираться как в статических, так и в динамических компонентах выражения лица. Ему необходимо учитывать особенности изменения тонуса мышц в зависимости от структуры кожного покрова, постоянных морщин, выучить все возможные сопутствующие изменения тонуса мышц.

Методику «FACS» отличает от многих других спосо­бов кодирования экспрессии применение экспертом цифрового кода для записи дискретных единиц мышеч­ных изменений. На базе данного метода осуществлено большое количество исследований и подтверждена валидность системы кодирования активности лицевых мышц, разработанной П. Экманом и его коллегами.

Таким образом, экспрессия лица как важнейший компонент структуры экспрессии человека изучалась на протяжении долгого времени как экспрессивный код состояний и эмоциональных отношений личности. С целью исследования экспрессии лица применялись раз­нообразные методические приемы, в основе которых лежала процедура наблюдения, дополненная различны­ми способами фиксации' вербальное описание сокращений мышц лица, пиктограммы, рисунки, фотокино­видеозапись. В результате многолетней работы иссле­дователей, работающих в области психологии экс­прессивного поведения, были созданы вербальные, графические, цифровые коды экспрессии и соответ­ствующие им способы кодирования.

Критерии эффективности способов фиксации и из­мерения экспрессии лица были разработаны в 80-е годы нашего столетия рядом психологов, но наиболее при­знанной «шкалой оценки», используемых приемов ко­дирования является «шкала», предложенная П. Экманом (227). Им осуществлен анализ имеющихся методов измерения лицевой экспресии по следующим парамет­рам: способ (база) выделения единиц экспресии; тип акции — степень обобщенности, время акции и ее ин­тенсивность. Итак, П. Экман обращает внимание на то, как были выделены акции (отдельные движения), на­сколько они детализированы или обобщены, позволяет ли предлагаемый способ фиксации акции учесть времен­ные и интенсивностные параметры движения. На осно­ве вышеизложенных критериев он классифицирует ис­следования, в которых представлены экспрессивные коды или предлагаются способы их записи.

Несмотря на достижения в области кодирования экспрессии лица, многие единицы анализа являются весьма условными. Отдельные зоны лица входят в еди­ную целостную систему, и изменение какого-либо ком­понента мимического знака приводит к изменению его психологического смысла. Вместе с этим, в каждом лицевом экспрессивном паттерне имеются те элемен­ты, которые придают ему основное значение. П. Экман (226) установил, что по нижней части лица лучше всего распознается гнев, радость, страдание, но с трудом оп­ределяется удивление. На основе средней части лица успешно идентифицировались удивление, страдание, радость, страх, но не распознавалось удивление. Наи­большие трудности у наблюдателей возникают тогда, когда они пытаются распознать эмоции по верхней части лица (лоб и брови). Анализируя эти данные, П. Экман пришел к выводу, что точность восприятия эк­спрессии лица значительно выше тогда, когда она предъявляется как целостный знак.

Л. М. Сухаребский также отмечает, что для понима­ния мимического разнообразия личности имеет смысл рассматривать как целостную мимическую активность, так и частную, связанную с деятельностью отдельных ее зон. Но не следует забывать, продолжает он, что отдель­ные мимические зоны лба, глаз, рта — действуют как звенья единой целостной системы (176. С. 216—218).

Целостность, динамичность — главные характерис­тики мимики как элемента экспрессивного поведения личности, поэтому изменение какого-либо компонента мимической структуры приводит к изменению всего ее психологического смысла. Исходя из этого факта, за единицу анализа собственно мимического выражения должна быть принята совокупность координированных движений мышц всего лица.

Таким образом, двойная регуляция (биологическая и социальная), динамичность, целостность мимики, а так­же характеристики, производные от вышеперечислен­ных: изменчивость структуры выражения и в то же время наличие константных признаков, многозначность и одновременно «емкая однозначность» мимики явля­ются ее основными параметрами как элемента экспрес­сии личности и определяют ее функции в межличнос­тном общении.

По мнению многочисленных исследователей, эксп­рессия лица, мимика несут, главным образом, информа­цию о состояниях человека, демонстрируют отношение к другому, снабжают обратной связью, комментируют речевое поведение, являются одним из важных соци­альных стимулов в развитии контактов матери и ребен­ка, Высокая социальная значимость экспрессии лица повлияла на развитие мимического репертуара, спосо­бов его интерпретации, послужила основанием для выработки конвенциальных, мимических масок, экспрессивных способов психологической защиты. Среди всех элементов экспрессивного поведения мимика яв­ляется наиболее контролируемым явлением со сторо­ны субъекта. Как известно, данный факт был учтен П. Экманом и У. Фризеном (225) в процессе разработ­ки концепции «о невербальной утечке информации». В рамках данной концепции проранжированы различные части тела на основе критерия — «способность к пере­даче информации». Лицо человека является самым мощным передатчиком информации: лицевые мышцы быстро изменяются в соответствии с состоянием чело­века; они могут создавать значительное число паттер­нов выражения; лицо является видимой частью тела, представленной наблюдателю. Поэтому люди чаще всего контролируют выражение лица и не обращают внимание на другие составляющие их экспрессивного репертуара. Попытки обмана трудно обнаружить, ориентируясь на экспрессию лица.

В различных направлениях психотерапии отмечает­ся факт неосознанного отношения человека к экспрес­сии своего лица. Так, Лоуэл пишет: «Вот на лице паци­ента возникает усмешка и мы интересуемся, почему он усмехается. К нашему удивлению, он отвечает, что и не думал усмехаться... Оказывается, что человек, погло­щенный наблюдением за реакцией на себя окружаю­щих, часто не осознает выражения собственного лица» (109. С. 106). Такие неосознанные выражения, по мне­нию психотерапевтов психоаналитического направле­ния, подобны случайным оговоркам, и на них еще мно­го лет назад обращал внимание сам Фрейд. Кроме этого Лоуэл отмечает, что еще большее значение в психоте­рапии имеют те неосознанные выражения, которые словно примерзают к лицу, да настолько, что окружа­ющие воспринимают их как часть личности, а сам че­ловек перестает их замечать. «Словно старая привыч­ная одежда, — пишет Лоуэл, — эти выражения до такой степени становятся частью нас самих, что мы осозна­ем лишь их отсутствие» (109. С. 106).

Рассматривая с этой точки зрения проблему регуля­ции экспрессии лица, необходимо обратить внимание на то, какую информацию субъект собирается передать или скрыть от окружающих, каковы индивидуальные различия в выборе экспрессивных масок.

Несмотря на социальный и субъективный контроль в ситуациях эмоционального напряжения, в ситуациях, имеющих личностное значение, мимика раскрывает действительное отношение к партнеру, к происходя­щим событиям. На основе взаимосвязи между отдель­ными зонами лица судят о гармоничности — дисгармо­ничности мимики. Как правило, гармония, целостность присущи тем экспрессивным знакам, которые соответ­ствуют естественным переживаниям. Преднамеренное наигранное выражение лица отличается дисгармонич­ностью. Рассогласование мимических движений (верх­ней и нижней части лица — дисгармоничная «маска») свидетельствует о неискренности чувств человека, его отношений к другим людям. Такая «дисгармоническая маска» может очень точно охарактеризовать личность, отразить ее ведущие отношения к миру. Вспомните А. С. Пушкина:

Напрасно видишь тут ошибку: Рука искусства навела На мрамор этих уст улыбку, А гнев на хладный лоск чела.

Недаром лик сей двуязычен. Такой и был сей властелин: К противочувствиям привычен, В лице и в жизни арлекин.

Гармоничность экспрессии, синхронность элементов мимики — это своеобразный визуальный знак истин­ного отношения к другому человеку, это знак внутрен­ней гармонии личности. Мимика, экспрессия лица неотделима от личности, она выражает не просто состо­яния, а состояния, переживаемые конкретным челове­ком. Отсюда происходят индивидуальные различия в выражении одной и той же эмоции, отношения и со­ответственно трудности их однозначного понимания.

Основное внимание в работах, направленных на изучение экспрессии лица, уделяется поиску экспрес­сивных кодов, соответствующих тем или иным эмоци­ональным состояниям. Благодаря усилиям огромного количества исследователей получены данные, которые говорят о существовании экспрессивных кодов состоя­ний. Но до сих пор их диагностические и коммуника­тивные функции остаются предметом спора в связи с проблемой кодирования и декодирования, существую­щей в психологии невербального общения. Мимика является индикатором различных состояний, но связь между экспрессией лица (знаком) и его значениями (психическими состояниями человека) неустойчива, ее форма и содержание зависят от многочисленных пере­менных общения. «Самое простое движение, невольное дрожание губ может стать развязкой ужасной драмы, которая долго таилась в двух сердцах» (О. Бальзак).

Диапазон выражений лица, сопряженных с эмоцио­нальными состояниями личности, колеблется в преде­лах общего типа, свойственного определенному соци­альному коллективу. Выполнение экспрессией лица индикативных функций возможно не только потому, что она обусловлена единым нервно-генетическим ме­ханизмом, но и потому, что вариабельность выражений, многозначность их смыслов ограничена социокультур­ными нормами общения и выражения своего Я.

Экспрессия лица, являясь важнейшим элементом внешнего Я личности, сопряжена с другими компонен­тами экспрессии, особенно с физиогномическими па­раметрами и движением, выражением глаз — взглядом человека. Идея о том, что глаза — зеркало души, про­низывает все трактаты о внешности человека, его экс­прессии. К. С. Станиславский писал, что взгляд — «это прямое, непосредственное общение в чистом виде, из души — в душу...» (172. С. 307). По мнению Пауля Шильдера, высказанного в его книге «Видимая и реальная форма человеческого тела» (приводится по А. Лоу-элу. С. 106), основное внимание должно быть направ­лено на глаза, так как Эго личности «где-то вблизи глаз или даже в самих глазах».

Динамические (направленность взгляда, время фик­сации взгляда, темп) и качественные (выражения глаз) характеристики взгляда как бы завершают мимическую картину. Порой выражение глаз сообщает об истинных переживаниях человека, в то время как хорошо конт­ролируемые мускулы лица остаются неподвижными. По мнению многих исследователей, качественные и динамические параметры взгляда трудно поддаются контролю и регуляции, поэтому глаза — это не просто зеркало души, а именно тех ее уголков, которые чело­век пытается скрыть как от себя, так и от других. Прак­тически невозможно скрыть качество взгляда, особен­но тогда, когда человек переживает сильные чувства. Верно подметил писатель С. Есин: «Человек еще может скрыть горе, но радость — это свыше его сил. Она... сочится из глаз. Надо долго тренировать себя на попри­ще жизни, чтобы научиться ее скрывать» (53. С. 69). Естественно, что потребность в маскировке взгляда, как и мимики, развивалась в связи с их высокими диагно­стическими возможностями, как своеобразный защит­ный механизм.

Модальность состояния, переживаемого личностью, влияет на такие признаки взгляда, как: блеск — туск­лость; теплота — холодность; открытость — непрони­цаемость; статичность — подвижность; поверхност­ность — глубина; сосредоточенность — рассеянность. Продолжительность, сосредоточенность, подвижность взгляда описывается обычно с помощью следующих определений: беглый, быстрый, неторопливый, длин­ный, короткий, долгий, мгновенный, мимолетный, стре­мительный. Психофизиологические особенности взгля­да менее изучены в психологии экспрессивного поведения, чем его динамические характеристики. Это обусловлено тем, что психофизиологические аспекты

взгляда трудно поддаются экспериментальному изуче­нию. Они чаще всего представлены в описательном плане (искристые глаза, потухший взгляд и т. д.) и рас­сматриваются как метафорические характеристики, привнесенные в исследования «наивными» наблюдате­лями и подчерпнутые из произведений искусства. Н. За­болоцкий в стихотворении «Портрет» пишет:

...Ее глаза — как два тумана, Полуулыбка, полуплач, Ее глаза — как два обмана, Покрытых мглою неудач.

Соединенье двух загадок, Полувосторг, полуиспуг, Безумной нежности припадок, Предвосхищенье смертных мук. ...

(Н. Заболоцкий. Стихотворения и поэмы. М.-Л., 1965. С. 129)

«Ускользающий» от традиционных методов изуче­ния взгляд человека, тем не менее, не перестает играть одну из главных ролей в его экспрессивном репертуа­ре, сообщая о динамических и статических аспектах структуры личности, выполняя функции идентифика­ции. Например, прямой взгляд — это может быть не только характеристика взгляда в данный момент обще­ния, но и отражение устойчивого свойства личности — прямоты (прямой человек). В качестве экспрессивного стиля можно рассматривать взгляд исподлобья — это манера смотрения на других людей, которая в сочета­нии с настороженным выражением лица свидетельству­ет о недоверии человека к другим людям, об опасении попасть впросак и т. д. «Стрелять глазами», «строить глазки», «играть глазами», «мерить взглядом с головы до ног», «взглянуть свысока», «смотреть краем глаза», «ловить взгляд», «вперить глаза», «манить взглядом», «провожать взглядом» — все эти наименования взгля­да не столько принадлежат научной психологии, сколь­ко отражают обыденный опыт. Но думается, что данный опыт намного правдивее и богаче, чем опыт экс­периментального изучения взгляда, который отражает, главным образом, динамические характеристики взгля­да (темп, длина, направленность). Данные параметры взгляда исследуются в контексте невербальной инте­ракции, поэтому мы их рассмотрим в соответствующем разделе книги.

Взгляд сопряжен с выражением лица и другими эле­ментами экспрессии, поэтому он может быть описан как показатель основных состояний человека: радост­ный взгляд, удивленный, испуганный, страдающий, внимательный, презрительный взгляд, восхищенный. Если рассматривать взгляд с точки зрения различных классификаций отношений человека, то взгляд бывает: дружеский — враждебный (агрессивный); искренний — неискренний; доверчивый — недоверчивый; уверен­ный — неуверенный; принимающий — неприязнен­ный; покорный — доминантный; понимающий — не­понимающий; ласковый — грубый; отчужденный — включенный; отталкивающий—притягивающий. Навер­ное, различные выражения глаз можно расположить на шкалах отношений, предложенных В. Столиным (174). В соответствии с этими шкалами взгляд человека вы­ражает: симпатию — антипатию; уважение — неуваже­ние; доверие — недоверие; близость — отдаленность.

В качестве черт характера чаще всего ассоциируют­ся со взглядом такие, как: безжалостный, безразличный, беспощадный, бесстыдный, благородный, высокомер­ный, гордый, жестокий, наивный, нахальный, неподкуп­ный, непримиримый, озлобленный, скромный, не­скромный, прямодушный, робкий, угрюмый, умный, глупый, хитрый, честный. Правильнее сказать, что та­кие выражения взгляда сообщают не об отдельной чер­те личности, а свидетельствуют об ее типе (честный, прямодушный и т. д.). «У некоторых глаза яркие, искря­щиеся, у других сияющие, словно звезды, у третьих скучные и тусклые, а у большинства и вовсе пустые. Конечно, выражение глаз меняется. Значит, нам нуж­но определить типичное. Одни глаза злые, другие грустные, одни холодные и безжалостные, другие кроткие и зовущие. Измерить эти свойства невозможно никаким прибором. Нередко на лице отражаются противоречи­вые свойства характера. Взгляд может быть мягким и рассеянным, а челюсть сильной, выступающей вперед. И наоборот, челюсть слабой, безвольной, а взгляд — острым, пристальным. Легкая выдвинутость челюсти вперед выражает решительность, большая — придает лицу воинственное выражение, а сильно выдвинутая челюсть, как у Муссолини, означает явный вызов и пренебрежение» (приводится по А. Лоуэлу).

Таким образом, оказывается, что качественные ха­рактеристики выражения глаз, их психофизиологичес­кие параметры выполняют функцию дифференциа­ции — типизации личности на основе широкого спектра критериев (интеллект, воля, нравственно-моральные критерии, отношение к себе и другим). Особенно час­то движения глаз, направленность взгляда связывают­ся в обыденном сознании с нравственно-этическими ха­рактеристиками человека (бегающий взгляд — вор).

Обычно описания значений взгляда в общении со­провождаются указанием не только на выражение лица, но и на положение головы. Движение головы и взгляд являются взаимосвязанными элементами эксп­рессивного поведения. Например, взгляд вниз при за­кинутой голове выражает горделивость, надменность. Взгляд вниз при слегка опущенной голове говорит о скромности человека или о его желании выглядеть скромным. Направленный в сторону и фиксированный взгляд при слегка наклоненной голове — выражает недоверие. Взгляд в сторону, с поворотом головы («взгляд через плечо») говорит о превосходстве над кем-нибудь (61).

Взгляд как показатель состояний, отношений лично­сти представлен в живописи, в кино, театре, художе­ственной литературе. Эти жанры искусства выручают практическую психологию, коллекционируя динамичес­кие и качественные характеристики взгляда. Именно они закрепляют за определенными особенностями взгляда его психологические значения, подчеркивают возможности взгляда в качестве способа создания об­раза человека. Кроме названных функций, взгляд, как и другие элементы экспрессивного репертуара, выпол­няет паралингвистические функции, является услови­ем чередования реплик в диалоге. Взгляд наряду с экс­прессией лица является важнейшим компонентом экспрессивного Я личности.

Позы человека и его походка

Еще один элемент экспрессии — это позы человека. Определенное положение частей тела человека: головы, плеч, туловища, рук, ног — это его поза. Гармоничная взаимосвязь компонентов (частей тела) сообщает позе вид естественной, завер­шенной позы, а разложение ее на отдельные элементы приводит к потере ее целостности и, следовательно, к исчезновению самого феномена «поза». Перечисление отдельных элементов позы, например, «человек стоит, его голова наклонена вперед, руки опущены», мало что дает для ее понимания. Но если все движения тела объединить и зафиксировать на небольшой промежу­ток времени, то получится поза, символизирующая окончание беседы. Поза оформляет экспрессивный репертуар человека. Она требует соответствующего выражения лица, жестов, направленности и качества взгляда.

Человеческое тело способно принять около тысячи различных устойчивых положений. В силу культурных, групповых традиций одни позы запрещаются, а другие закрепляются. Сидеть, развалившись на стуле или по­ложив ноги на стол, в присутствии стоящего партнера в нашем обществе не принято. На такие позы существу­ет запрет, они классифицируются как вульгарные. По­этому как и все элементы экспрессивной структуры человека, так и диапазон его поз свидетельствуют об уровне его личностного развития, о его групповой и культурной принадлежности. Например, в момент вос­приятия какой-то необычной информации человек мо­жет повернуться к соседу, приподнять плечи, наклонить голову вбок, показать пальцем на источник информа­ции, удивившей его. Такие позы и сопровождающие их движения не запрещаются, но человек, использующий их, воспринимается как недостаточно воспитанный, его относят к «простолюдинам».

Особую роль поза играет в выражении отношения к человеку, в подчеркивании своего и чужого социаль­ного и социально-психологического статуса. В повсед­невной жизни мы часто слышим: «он принял позу по­бедителя», «он сидел в позе провинившегося ребенка», «его поза — это поза высокомерного человека» и т. д.

Для правильного понимания позы необходимо знать не только культурные традиции, возрастные ограниче­ния, но и половые различия в использовании тех или иных поз, способы реагирования на собеседника муж­чинами и женщинами. Замечено, что женщины в ситу­ации эмоционального напряжения, недоверия к парт­неру резко наклоняют туловище вперед или, сидя, «отбрасывают» его на спинку стула, принимают рас­слабленную позу. Мужчины в этой же ситуации при­нимают «жесткую позу», держатся прямо, движения их рук раскованны (217).

Смысл позы определяется ее рисунком. Однознач­ность понимания зависит от типичности позы, широты ее распространения. Так, большинством опрошенных нами людей поза «туловище отклонено назад, голова поднята вверх, руки на уровне груди, положены одна на другую, ноги слегка расставлены» интерпретирова­лась как высокомерная, самоуверенная, надменная, как выражение пренебрежения к партнеру. А поза «плечи подняты, руки отведены в сторону и согнуты в локтях, голова слегка повернута вбок» имеет для наблюдателей другой психологический смысл: растерянность, удивле­ние, недоумение, непонимание.

Позы людей, испытывающих эмоциональное напря­жение, отличаются «жесткостью», неподвижностью, степенью наклона туловища вперед или назад. В пси­хологии невербального общения известны позы агрес­сивного или, наоборот, расположенного к общению человека: «улыбка, голова и тело повернуты к партне­ру, туловище наклонено вперед».

Наиболее распространенные позы в сочетании с другими элементами экспрессии описаны в книге А. А. Акишиной и др. (3). Одной из сложных проблем является проблема классификации поз. Исходя из име­ющихся исследований, позы можно классифицировать на основе следующих критериев: 1) этапы общения (позы вступления и выхода из контакта); виды отноше­ний и взаимоотношений (симпатии — антипатии; подчинения — доминирования; включенности — отчужденности); психофизиологические состояния (на­пряженная — расслабленная, активная — пассивная); по критерию соответствия поз партнеров в общении (синхронные — несинхронные позы); по критерию направленности позы (от лицом к лицу до спина к спи­не); на основе соответствия позы другим элементам экспрессии (гармоничная — дисгармоничная).

Классификация поз предполагает анализ позы парт­нера. Поэтому позы чаще всего изучаются как важные компоненты невербальной интеракции. Исходя из это­го, мы остановимся на рассмотрении поз, их психоло­гической сути в третьей главе. Несмотря на эти особен­ности в изучении позы, они могут быть описаны и как экспрессивные элементы индивидуального невербаль­ного поведения. Например, поза приветствия: «опустить голову и наклонить корпус вперед, а затем распрямить­ся». Поклон тем ниже, чем большую почтительность хотят выразить. Поза, выражающая неуверенность, нерешительность: «сесть на краешек сидения стула, чуть подавшись вперед». Во всем мире выглядит одно­образно поза отдыха: «глубоко сесть на сидение стула, прикасаясь к спинке. Весь корпус или голова отклоня­ется назад».

В словаре эпитетов русского литературного языка (40) приводится около 70 определений позы, касающих­ся ее внешнего рисунка. Вот некоторые из них: антич­ная, безобразная, грациозна

Наши рекомендации