Критерии периодизации возрастного развития

Можно выделить две противоположные точки зрения на процесс психического развития. Первая рассматривает развитие как непрерывный (то есть идет не останавливаясь, поэтому возрастные этапы не имеют четких границ) процесс, а вторая дает понять, что развитие – дискретно (то есть проходит определенные стадии, в результате чего видны границы становления психики). Большинство ученых придерживаются стадиальности развития по отношению к психике и поведению человека. В результате появилось понятие «периодизация психического развития». Под ней понимается принцип рассмотрения изменения психики в онтогенезе, основанный на выделении качественно отличающихся ступеней (стадий, периодов, этапов) по какому- либо признаку. Разделение жизненного цикла человека на периоды позволяют лучше понять закономерности его развития, специфику возрастных изменений психики.

Попытки выделения жизненных циклов были сделаны еще в древности. Так, Пифагор (VI в. до н. э.) видел следующую классификацию возрастов:

Период становления – весна (от рождения до 20 лет).

Молодой человек – лето (20-40 лет).

Человек в расцвете сил – осень (40-60 лет).

Старый и угасающий человек – зима (60-80 лет).

На современном этапе разделяют генетические и функциональные периодизации. Генетические периодизации основываются на общих для всех людей одного возраста феноменов, на которые базируется выделение этапов в процессе становления психики. Функциональные периодизации развития предполагают, что существуют единые для всех людей этапы формирования конкретной внутренней или внешней деятельности (конкретных практических действий).

Л. С. Выготский выделил три группы периодизаций. В первую группу он отнес периодизации психического развития на основе какого-либо внешнего признака, связанного (влияющего) на психику и поведение. Примером может быть периодизация Рене Заззо, который выделил этапы детства с учетом влияния системы воспитания и обучения (педагогический критерий):

I. Раннее детство (до 3-х лет), развитие идет под влиянием семьи.

II. Дошкольное детство (с 3-х до 6 лет), развитие осуществляется при воспитании и обучении в семье и в дошкольном учреждении.

III. Этап начального образования (с 6 до 12 лет), приобретение интеллектуальных знаний и умений посредством общения с учителем.

IV. Этап обучения в средней школе (с 12 до 17 лет), приобретение интеллектуального развития с помощью содеятельности и проявления самостоятельности при изучении школьных дисциплин.

V.

Этап высшего образования (с 17 лет), развитие путем самообразования.

Для второй группы периодизаций характерно построение стадий развития на основе одного внутреннего критерия, которым становится какая- либо сторона психического или физического развития. Так, П.П. Блонский попытался описать стадии развития человеческой жизни: детство (эпоха прогрессирующего роста), размножения, угасания. Период детства он также разделил на этапы по особенностям конституции растущего организма, а именно по времени появления и смены зубов. В итоге детство делилось на три эпохи:

I. Беззубое детство (до 2,5 лет): только появляются зубы.

II. Детство молочных зубов (до 6 лет): наличие большинства зубов, которые отличаются частым выпадением.

III. Детство постоянных зубов (до появления зуба мудрости): появление всех зубов, которые становятся постоянными в течение дальнейшей жизни.

Ко второй группе периодизаций относятся также периодизация З. Фрейда, стадии развития интеллекта Ж. Пиаже, этапы становления морального сознания Л. Колберга и др.

Третья группа периодизаций объединена тем, что в них авторы выделяют периоды психического развития на основе нескольких существенных особенностей развития. В качестве примера такой периодизации можно рассмотреть ступени развертывания субъектности человека по В. И. Слободчикову:

I ступень – оживление: освоение и адаптация собственной телесности, элементарных психических свойств и первых отношений с внешним миром (0-1 года).

II ступень – одушевление: психические процессы характеризуются осознанностью применения, приобретаются предметно-опосредованные формы взаимодействия с внешним и внутренним миром (от 1 года до 6 лет).

III ступень – персонализация: освоение и применение ценностей жизни, созревание личностных сфер (с 6 до 18 лет).

IV ступень – индивидуализация: пересмотр социальных ценностей с точки зрения собственной позиции, авторство в организации своего образа жизни (от 18 до 42 лет).

V ступень – универсализация: приобретение духовности, субъектность направляется за пределы индивидуальности в сферу подлинно вселенного бытия (с 42 лет).

К третьей группе периодизаций также относится периодизация возрастного развития Д. Э. Эльконина.

Социальная ситуация развития
Социальная ситуация развития — сущностная характеристика возрастного периода развития, введенная Л. С. Выготским. Социальная ситуация развития как единственное и неповторимое, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и средой, определяет: 1) объективное место ребенка в системе социальных отношений и соответствующие ожидания и требования, предъявляемые к нему обществом (А. Н. Леонтьев); 2) особенности понимания ребенком занимаемой им социальной позиции и своих взаимоотношений с окружающими людьми; отношения ребенка к своей позиции в терминах принятия — непринятия. Социальная ситуация развития ставит перед субъектом на каждом возрастном этапе специфические задачи, разрешение которых и составляет содержание психического развития в данном возрасте. Достижения психического развития (см. Развитие психики) ребенка постепенно приходят в противоречие со старой социальной ситуацией развития, что приводит к слому прежних и построению новых отношений с социальной средой, а следовательно, к новой Социальной ситуацией развития. Вновь возникшее противоречие между новыми, более высокими социальными ожиданиями и требованиями к ребенку и его возможностями, разрешается путем опережающего развития соответствующих психологических способностей. Таким образом, скачкообразное изменение социальной ситуации развития выступает одним из существенных компонентов возрастных кризисов развития.

«Центральное новообразование»

На «каждой данной возрастной ступени» – стадии – «мы всегда находим центральное новообразование, как бы ведущее для всего процесса развития» в пределах этой стадии [86]. Причем новообразование «всегда» созревает «к концу данного возраста» и «центральное новообразование» данной стадии – это «фундамент» следующей стадии развития [87].

«Созревшее» «центральное новообразование» предшествующей стадии – «фундамент» последующей стадии –имеет место на границе между обеими стадиями.

Конец стабильной стадии – это начало следующей нестабильной стадии, а конец нестабильной стадии – это начало следующей стабильной стадии (3.5). В этом смысле можно сказать, что центральным новообразованием «возраста» является начало «кризиса», а центральным новообразованием «кризиса» – начало «возраста». Точнее, психологические признакиэтих начал. Таким образом, центральное новообразование стабильной стадии – сформированная саморегуляция, которая проявляется в отвержении внешней регуляции, а центральное новообразование нестабильной стадии – сложившаяся социальная ситуация развития [88],которая проявляетсяв подчинении ребенка внешней регуляции (ее новому виду). Соответственно, фундамент стабильной стадии – сложившаяся социальная ситуация развития, а фундамент нестабильной стадии – сформированная саморегуляция.

Наши рекомендации