История и современное состояние ПС за рубежом

США: Развитие ПС началось гораздо раньше, чем в России, примерно в 1800 г. В США так же как и в России первыми практическими психологами были ученые: проблемы самовоспитания (была проблема работы с нестандартными детьми, в 1896 г. были созданные первые курсы в Пенсильвании, которые считаются отправной точкой в развитии ПС в США.)

Официальная точка развития ПС в США: заявление Л. Витмера о необходимости серьезной базовой подготовки специалистов для работы с трудными детьми.

Термин «школьный психолог» появился в Германии в 1910 г.: Штерн предложил называть психологами людей, которые проводят диагностику в школе.

А. Геззел – первый школьный психолог в штате Коннектикут в США. Он проводил диагностику общего профиля развития.

После второй мировой войны в США начался бэби-бум – психологов не хватает: появляются факультеты, университеты, профессиональные центры. Бэби-бум увеличил количество психологов в школе и тут же резко увеличились требования к выпускнику.

В 1969 г. появилась национальная ассоциация школьных психологов.

Сегодня наличие школьного психолога в США утверждено законом (обязаловка). В США есть определенные нормы для психологов и условия. Чтобы попасть на гос.службу в США, необходимо иметь лицензию и некоторое время стажировки в учебных заведениях. Специалисты имеют многими правами (если психолог сказал прийти, а родители не пришли, он может подать в суд).

Европа: Франция, Германия – образование отдельно от психологии.

Первая проблема, как предпосылки зарождения ПС: изменение уровня интеллекта 1905 г. (Появился тест Бине).

В 1909 г. в Париже появилась первая школьная психологическая служба.

1947 г. Париж – группа школьных психологов под руководством А.Валона

После войны появилось очень много проблем и Валон сказал: «Найти подход к каждому ребенку». Первое описание функций школьного психолога появилось в 1951 году во Франции. В 1960 году официально организованы городские психологические центры во Франции.

Сегодня во Франции школьный психолог имеет мощную поддержку психологического центра и психолог может вмешиваться в условия воспитания детей.

Тенденции в других странах:

селекция – обнаружение, что есть еще проблемы – появление психологов в образовательном учреждении, складывание системы – появление психологических центров и т.д.

Израиль: ПС существует в виде специализированных центров.

Подготовка психологов – многоступенчатая: 1. базовое высшее образование, 2. 2-3 года отработать в центре, получить опыт, 3. аттестация, 4. работа в ОУ.

Общие тенденции развития ПС:

1. Развитие теории ведет за собой развитие практики

2. Все ПС начались из общей для человечества проблемы: дети с особыми образовательными нуждами

3. Началная точка в развитии всех ПС – глобальная диагностика всего на свете.

4. Сопутствующее рождение психодиагностического инструмента.

5. Ряд кризисов: связано с нарастанием опыта

6. Сегодня целью всех ПС является содействие психологическому здоровью клиента.

4. Практическая психология образования в России. История развития, актуальное состояние.

Раньше реальной практики не было, была только теория. После революции появилась педология – было много детей-беспризорников. Появились тесты интеллекта с сильными ошибками.

1936 – запрет на педологоию. До 60-х годов – затишье.

В период оттепели 70-х годов публикуются в журналах психологические статьи и тесты. На предприятих орагизовани кабинет псих.разгрузки. В конце 70-х психология становится профессией.

80-е – появляются факультеты «Психологии для образования» в Ленинграде и Москве. Закончившие факультет работали в ОУ. Позже в 1994 – Официальный первый съезд психологов. 80-90-е – исследовательские лаборатории, заведовала Дубровина – разработка норм.базы и ставились эксперименты. В начале 90-х – официальная ставка психологов в ОУ, появились факультеты в др.городах. В Перми – спец.фак – 9 месяцев.

88г – внедрена ставка школьного психолога

89г – положение о псих.службе

94 – первый съезд психологов образования. Ставка 500 человек на 1 психолога, 36 часов рабочая неделя.

96 – второй съезд в Перми, представлена практика

99 – второй вариант положения о психслужбе

2003 – третий съезд психологов образования – учреждена федерация психологов образования России.

2008 – 4-ый съезд – профилизация образования.

Перспективное направление – нацелено на развитие индивидуальности каждого ребенка. Напомним, что индивидуальность – это психологическая неповторимость отдельного, единичного человека, взятого в целом, во всех его свойствах и отношениях. Это направление реализует теоретическое положение о богатстве возможностей развития личности каждого ребенка. Здесь в центре профессионального внимания психолога – анализ психологических условий развития способностей всех и каждого.

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПС.

1. ПС появляется в коммерч.организациях

2. увел-ся число вузов, готовящих психологов – отсюда возрастает конкуренция на рынке труда.

3. сближается теория и практика

4. высокая образованность населения и работодателя

5. только диплом о высшем образовании и сертификаты госуд-го образца дают право на псих.деят-ть

6. проблем лицензирования психологов (нет критериев). Возросли случае некачественной подготовки

7. нет стандартов деятельности и сертификации, лицензирования. Рынок труда расслаивается (либо государственная работа, либо частная).

8. нет общедоступной, унифицированной метод.базы

9. объединение ПС

Факторы, влияющие на становление и развитие ПС

1. материально-технич. возможности ОУ

2. способность спеца работать в опред. условиях

3. особенности ОУ

4. мода (направлении е на НЛП, например)

5. позиция гос-ва

6. политич. и экономии. ситуация

Наши рекомендации