Краткие хар-ки психодиагн-х методик
Целью психодиагностики является сбор информации об особенностях человеческой психики.
В основе психодиагностики лежит психометрика, занимающаяся количественным измерением индивидуально-психологических различий и использующая такие понятия, как репрезентативность, надежность, достоверность.
К основным методикам психодиагностики относятся тесты интеллекта, достижений, специальных способностей, критериально-ориентированные тесты; опросники для выявления интересов, ценностных ориентаций личности; проективные методики диагностики установок, отношений, предпочтений, страхов; психофизиологические методики измерения свойств нервной системы (работоспособность, темп деятельности, переключаемость, помехоустойчивость); малоформализованные методики (наблюдение, беседа).
Психодиагностика нужна для того, чтобы помочь ему разобраться в себе, понять, почему у него возникают трудности в личной жизни, общении, профессиональной деятельности.
Одним из видов психодиагностического метода являются психологические тесты. Тест - это краткое, стандартизированное испытание, не требующее, как правило, сложных технических приспособлений, поддающееся стандартизации и математической обработке данных. С помощью тестов стремятся выявить определенные способности, навыки, умения (или их отсутствие), наиболее точно охарактеризовать некоторые качества личности.
Цветовой тест Люшера
Тестирование представляет собой упорядочивание цветов проходящим тест по степени их субъективной приятности. Процедура прохождения цветового теста Люшера проводится при естественном освещении. В инструкции говорится чтобы испытуемый отвлекся от ассоциаций, связанных с модой, общепринятыми вкусами, традициями и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного восприятия.
Психологи, которые применяют тест Люшера в своей практике, утверждают, что он позволяет определить быстрый и глубокий анализ личности человека на основе информации, полученной при простом ранжировании цветов.
К числу наиболее распространенных средств познания явлений психологии относятся всевозможные опросы. Цель опроса: получении информации об объективных и субъективных фактах со слов опрашиваемых.
Опросник родительского отношения (ОРО) направлен на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам воспитания детей и общения с ними, разработан В.В. Столиным и А.Я. Варга.
Авторы данной методики понимают отношение родителей к своему ребёнку как систему различных эмоций и чувств, паттернов поведения с ребёнком, особенностей восприятия и понимания характера и личности ребёнка, его поступков.шкалы: Принятие – отвержение ребенка. Кооперация. Симбиоз. Авторитарная гиперсоциализация. Маленький неудачник.
Широко используются проективные методики, основанные на интерпретации проекций испытуемого на стимульный материал. Традиционно проективные тесты относят к числу наиболее надежных, однако сфера их применения не так велика как у личностных опросников. Для многих проективных методик принципиально важной оказывается роль психолога-диагноста.
Примеры: От респондента требуется составить рассказ по картинкам (ТАТ, САТ); ответить на вопросы по предложенным ситуациям на картинках (Тест фрустрации Розенцвейга, Тест Жиля); отобрать приятные-неприятные картинки-фотографии (Тест Сонди); рисунок, который рисует респондент («Дом. Дерево. Человек», «Рисунок семьи», « Автопортрет», «Несуществующее животное»).
Проективная методика неоконченных предложений- завершение испытуемым фраз, начало которых произносит психолог. Анализа результатов представляет собой выявление тем, проблем и конфликтов, значимых для испытуемого: как сознательных, так и неосознаваемых. Жесткой схемы анализа, "работающей" в любых ситуациях, нет, однако существуют общие принципы такого анализа.
Достаточно проста по замыслу и открыта; идея проекции почти не замаскирована. Это является одновременно ее достоинством и недостатком. Недостаток: многие способны успешно защититься от вторжения в свой внутренний мир и давать малоинформативные социально одобряемые ответы .
В интервью формулировки вопросов и их последовательность определены заранее, они одинаковы для всех опрашиваемых либо наоборот( нестандарт-е интервью).
К анкетированию целесообразнее прибегать в случаях, когда необходимо выяснить отношение людей к острым дискуссионным или интимным вопросам /опросить большое число людей в сравнительно небольшой срок.
Метод беседы является вспомогательным средством для дополнительного освещения изучаемой проблемы. Беседа должна быть всегда планово организована в соответствии с задачами исследования.
Разновидностью методов изучения продуктов деятельности является биографический метод. Материалом здесь служат письма, дневники, биографии, продукты детского творчества, почерки и т.д.
Под групповым тренингом обычно понимают своеобразные формы обучения знаниям и отдельным умениям в сфере общения, а также формы соответствующей их коррекции. Среди игровых методов социально-психологического тренинга наиболее широкое значение получил метод ролевых игр.
Методы обработки данных - это анализ материала; включают в себя количественный (применение матстатистики, обработка данных на ЭВМ) и качественный (дифференциация материала по группам, анализ) методы.
26. Псих-я корр-ция как сфера д-ти психолога
1 из наиболее сложных, оно требует специальной психологической подготовки психолога-практика.
Термин «коррекция психического развития» как обозначение определенной формы психологической деятельности впервые возник в дефектологии применительно к вариантам аномального развития. Там он означает исправление недостатков, отклонений в развитии ребенка. В психологии психокоррекция стала трактоваться как совокупность мер психологического воздействия, направленных на доформирование отсутствующих психических функций, а также устранение отставания, отклонений, нарушений психического развития. Психокоррекцией в настоящее время стали называть чуть ли не любое проявление активности психолога–практика, выходящее за рамки диагностики.
Как указывает Абрамова, осущ-е психокорр-й работы может происходить в 3х важнейших позициях:
1. «Делай как я!» (психолог берет ответственность на себя и предлагает жесткую схему работы);
2. «Давай сделаем вместе!» (психолог делится ответств-ю с клиентом);
3. «Выбирай из этих способов сам!» (клиенту предлагается самому взять отв-сть за себя).
Выбор тактики и стратегии профессиональной деятельности практического психолога зависит от задач, возник-х в ходе работы.
Психокоррекционная работа проводится в 2 основных формах — групповой и инд-й. Программа психокоррекции составляется, как правило, на основе результатов психодиагностического обследования и основывается на тех методологических принципах, которых придерживается практический психолог.
Понятие психокоррекции, как следует из его наиболее распространенной трактовки, тесно связано с понятием нормы психического развития.
Основные виды психологической коррекции:
По форме работы с клиентом:
· индивидуальную лучше раскрывает особенности пациента, Необходимо: добровольное согласие на получение такой помощи, доверие клиента к психологу, активность его, право клиента принимать /не принимать оказываемую ему помощь
· групповую - каждый участник имел возможность проявить себя, на создание в группе эффективной системы обратной связи, позволяющей участнику адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные поведенческие стереотипы.Соблюд. конфиденциальности
По корр-ным задачам: семейная; игровая; нейропсихологическая; коррекция личностного роста.
По характеру направленности:
· симптоматическая (корр. симптомов) —как правило, кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии;
· каузальная (причинная,)— направленный на источники и причины психических отклонений.
По продолжительности: сверхкороткую, короткую, длительную, сверхдлительную.
27. виды психокоррекции и необходимые условия
1. По форме работы с клиентом:
· индивидуальную (работа один на один) лучше раскрывает особенности пациента, снимает у него психологические барьеры, которые с трудом преодолеваются в присутствии других людей.
Необходимыми условиями: добровольное согласие на получение такой помощи, доверие клиента к психологу, активность его, право клиента принимать /не принимать оказываемую ему помощь, право клиента самому решать вопросы в своей жизни.
· групповую (в закрытой естественной группе; в открытой группе для клиентов со сходными проблемами). каждый участник имел возможность проявить себя, на создание в группе эффективной системы обратной связи, позволяющей участнику адекватнее и глубже понять самого себя, увидеть собственные неадекватные отношения и установки, эмоциональные поведенческие стереотипы.Соблюд. конфиденциальности
· Микрогрупповая - работа в группах по 2 - человека, имеющих сходные проблемы в развитии.
· Смешанная - сочетает достоинства инд-й и гр-й корр. и позволяет осуществить комплексный подход к решению проблем.
2. По содержанию:
• познавательной сферы;
• личности;
• аффективно-волевой сферы;
• поведенческих аспектов;
• межличностных отношений:
• внутригрупповых взаимоотношений (семейных, супружеских, коллективных);
• детско-родительских отношений.
3. По корр-ным задачам: семейная; игровая; нейропсихологическая; коррекция личностного роста.
4. По характеру направленности:
· симптоматическая (корр. симптомов) —как правило, кратковременное воздействие с целью снятия острых симптомов отклонений в развитии;
· каузальная (причинная,)— направленный на источники и причины психических отклонений.
5. По форме организации:
· общая (мероприятия общепедагогического порядка, нормализующие социальную среду человека);
· частная (системы специально разработанных психокоррекционных мероприятий, применяемых в общей системе образовательных процессов.Игровая, музыкальная, драмотерапия);
· специальная психокоррекция (комплекс приёмов, мер, методов, методик, работы с конкретным ребёнком или группой детей по решению психологических проблем).
6. По продолжительности:
• сверхкороткую (сверхбыструю) – минуты/ часы - разрешение актуальных изолированных проблем и конфликтов. эффект нестойкий.
• короткую (быструю)- несколько часов и дней- решения актуальной проблемы, "запускает" процесс изменения, который продолжается и после завершения встреч.
• длительную- месяцы- прорабатывается множество деталей, эффект развивается медленно и носит стойкий характер.
• сверхдлительную-годы- достижению понимания сути переживаний, Эффект развивается постепенно, носит длительный характер