П. Неиспользованное пространство

Измеряется часть плоскости рисунка ребенка, не заполнен­ная какими-либо графическими изображениями, начиная от нижней точки рисунка до нижнего края листа (см. рис. 31, 32). Количество сантиметров от нижнего края рисунка до нижнего края листа переводится затем в баллы (1 см — 1 балл) иберется со знаком «+».

NataHaus.ru – знание без границ

Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста III. Диагональные конфигурации

Диагональными конфигурациями называются линии (фигу­ры), состоящие из отрезков прямых линий, соединенных друг с другом под углом от 15° до 75° по отношению к горизонтали. В ходе анализа учитывается каждая диагональная конфигурация независимо от того, является она отдельной или соединенной с другими аналогичными фигурами.

Диагональная линия, которая является частью другой цело­стной фигуры, в расчет не принимается и не расценивается как диагональная конфигурация. Так, например, в фигуре:


П. Неиспользованное пространство - student2.ru


линии АВ и CD не принимаются в расчет как диагональные кон­фигурации, поскольку они являются составными элементами другой фигуры — параллелограмма. По той же самой причине не учитываются и отдельно не оцениваются линии АВ, ВС, CD и DE в следующей конфигурации:


В D АЛ.
v

оценивается в+1 балл; Замечание.Выделяется и отдельно

оценивается каждая диагональная конфигурация, а не каждая отдельная диагональная линия. Например:

нивается в +1 балл. Однако линия* В Iоценивается в +2 балла, так как

соответствующая фигура состоит из двух отдельных конфигураций.

IV. S-образные линии

Все линии, состоящие из двух изломов, при условии, что каж­дый из них задает как бы противоположное направление продол-

5 Немов Кн. 3



NataHaus.ru – знание без границ

_____________ Часть I, Психологическая диагностика______

жения линии, принимаются в расчет и оцениваются отдельно. Так, каждая из следующих линий:


П. Неиспользованное пространство - student2.ru


анализируется и оценивается отдельно от остальных, получая+1 балл. В том случае, когда S-образная линия выступает как часть другой фигуры, она не подлежит отдельной оценке и рассматри­вается в соответствии с критериями, представленными в пунк­тах 1-4.


G

Например:

Эта фигура не оценивается в соответствии с критерием IV.

Замечание.В отличие от случая с диагональными конфигура­циями каждое появление подобного рода линий рас­ценивается отдельно.

V. Множественные волнообразные линии


П. Неиспользованное пространство - student2.ru

Каждая линия типа

состоящая из двух или более волн, распространяющихся в од­ном и том же направлении, оценивается отдельно, причем все эти линии подлежат независимой оценке в +1 балл.

В том случае, когда волнообразная линия является частью другой фигуры, она не рассматривается по критерию V и о ней судят на основании критериев, представленных в разделах I—IV. Например, фигура:

С223

не относится к случаю V.

NataHaus.ru – знание без границ

Глава 3. Методы психодиагностики детей дошкольного возраста

Общие замечания:

1. Появление каждой линии в рисунке ребёнка расценивает­ся отдельно.

2. Все линии должны оцениваться или как отдельные, или как смешанные. Кроме того, каждая из этих линий может оценивать­ся как диагональная, S-образная или волнистая. Таким образом, одна и та же линия одновременно может расцениваться по двум категориям или только по одной. Но ни одна из линий не может быть отнесена более, чем к двум категориям, так как критерии III, IV и V являются взаимоисключающими.

Общая сумма баллов, набранная ребёнком в процессе анали­за его рисунков, является количественным показателем уровня развитости у него потребности в достижении успехов или потреб­ности избегания неудач. Если эта сумма, полученная путём ал­гебраического сложения баллов, оказалась положительной, то го­ворят, что у ребёнка потребность в достижении успехов домини­рует над потребностью избегания неудач, и степень доминиро­вания выражается соответствующим числом положительных баллов. Если же окончательная сумма оказалась отрицательной, то делается вывод о том, что у данного ребёнка преобладает стрем­ление к избеганию неудач. В первом случае от ребёнка можно ожидать повышения активности в случае неудач, стремления к соревнованию с другими людьми, желания добиваться всегда и везде успехов. Во втором случае ожидается противоположно на­правленная поведенческая тенденция: снижение активности в случае неудачи или её потенциальной угрозы, избегание сорев­нования с другими людьми, ситуаций, связанных с экзаменами и проверкой способностей, причём соответствующие отрицатель­ные тенденции всякий раз у данного ребёнка будут подавлять или существенно снижать его стремление к успехам.



Наши рекомендации