Тема 2. Психологические теории мотивации.
1. История теоретических исследований мотивации.
2. Развитие теорий мотивации до второй половины XIX в.
3. Теория инстинктов у человека.
4. Теория потребностей.
5. Направления исследования мотивации в первой половине XX в.
6. Когнитивные теории мотивации.
Тема 3. Мотивация и деятельность.
1. Понятие и теория каузальной атрибуции.
2. Мотивация достижения успехов и избегания неудач.
3. Индивидуальные различия в деятельности людей, ориентированных на успех и неудачу.
4. Поведение людей с различной самооценкой способностей в случаях успехов и неудач.
5. Мотивация достижения и тревожность.
6. Мотивационное объяснение беспомощности.
Тема 4. Мотивация и личность.
1. Самооценка и уровень притязаний как факторы мотивации.
2. Потребность в общении (аффилиация).
3. Мотивация власти.
4. Поведение людей с разными мотивами в различных социальных ситуациях.
5. Альтруизм, эмпатия и просоциальное поведение.
6. Мотивация агрессивности и фрустрация.
Темы для рефератов
1. Основные понятия из области психологических исследований мотивации.
2. Теории мотивации.
3. Психологические исследования мотивации достижения успехов.
4. Личностные корреляты мотивации.
Темы для самостоятельной исследовательской работы
1. Классификация человеческих потребностей.
2. Современные когнитивные теории мотивации.
3. Мотивационно-психологические факторы, способствующие и препятствующие достижению успехов.
4. Мотивация агрессивного и просоциального поведения.
ЛИТЕРАТУРА
I
Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека.— М., 1990. (Понятие мотивации: 11—45. Механизмы развития мотивации человека:
46—82. Мотивация и эмоции: 82—216. Мотивация и личность: 217—284.)
Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.— М., 1982 (1975).
(Мотивы, эмоции и личность: 189—206.)
Селье Г. Стресс без дистресса.— М., 1982. (Мотивация и стресс: 52—83.)
Симонов П. В. Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии.— М., 1987. (Опыт классификации потребностей человека: 43—60.)
Симонов П. В. Эмоциональный мозг. Физиология. Нейроанатомия.
ПСИХОЛОГИЯ ЭМОЦИЙ.— М., 1981. (Потребности как основа и движущая сила человеческого поведения: 143—160.)
Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология.— Вып. V.—
М., 1975. (Мотивация: 15—110.)
Хекхаузен X. Мотивация и деятельность.—М., 1986.—Т. I. (Состояние исследований мотивации: 12—55. Основные направления исследований мотивации: 56—93. Мотивация и личность: 94—122. Ситуационные детерминанты поведения: 123—178. Когнитивная теория мотивации: 179—242. Тревожность и мотив достижения: 243—288. Социальные мотивы — аффилиация и власть: 289—337. Просоциальные и антисоциальные мотивы. Мотивация помощи и агрессия: 338—405.)
II
Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности.— М.,1976. (Мотивация: 6—39. Формирование личности и мотивация: 39—75, 135—143.Воспитание и мотивация: 144—155.)
Бороздина Л. В. Исследование уровня притязаний: Учебное пособие.—М., 1986. (Понятие уровня притязаний: 3—11. Уровень притязаний и личность: 31—40.)
Братусь Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности.— М., 1977. (Мотивация: 5—21.)
Вилюнас В. К. Психологические механизмы биологической мотивации.— М., 1986. (Мотивационные процессы в системе психического отражения: 3—16. Нужды и потребности: 48—78, 94—110. Мотивация и эмоции: 78—94. Инстинкты: 110—143.)
Додонов Б. И. В мире эмоций.— Киев, 1987. (Эмоции и потребности: 18—22.)
Маркова А. К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для учителя.—М., 1990. (Тренинг мотивации: 122—179.)
Мерлин В. С. Структура личности. Характер, способности, самосознание: Учебное пособие к спецкурсу.— Пермь, 1990. (Мотивация: 73-81.)
Миллер Д.,Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения.— М., 1964. (Мотивация поведения. Значимость, намерения и выполнение планов: 75—90. Инстинкты: 91—99.)
Муздыбаев К. Психология ответственности.—Л., 1983. (Локус контроля личности: 43—89.)
Мясищев В. Н. Личность и неврозы.—Л., 1960. (О потребностях как отношениях человека: 200—208. Проблема отношений человека и ее место в психологии: 209—230.)
Психология эмоций: Тексты.—М., 1984. (Мотивационная теория эмоций: 138—151.) Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология.— Вып. III.—М., 1970. (Потребности: 147—196.) Хекхаузен X. Мотивация и деятельность.—М., 1986.—Т. II. (Мотивация достижения: 5—59. Атрибуция каузальная: 60—187. Развитие мотивации и изменение мотивов: 270—339.)
Чудновский В. Э. Воспитание способностей и формирование личности.— М., 1986. (Познавательная потребность: 32—41.)
Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии: Теоретические проблемы развития психологической науки.— 2-е изд.— М., 1974. (Фрейдизм и категория мотивации: 219—252.)
III
Бороздина Л. В. Исследование уровня притязаний: Учебное пособие.—М., 1986. (Мотивация. Целеполагание: 11—31.)
Брунер Д.С. Психология познания: За пределами непосредственной
информации.— М., 1977. (Мотивация и восприятие: 13—130.)
Василюк Ф. Е. Психология переживания: Анализ преодоления критических ситуаций.— М., 1984. (Понятие и процесс переживания: 16—30, 49—77. Фрустрация: 36—42. Конфликт: 42—45. Кризис: 45—49.)
Волков К. Н. Психологи о педагогических проблемах.—М., 1981. (Мотивация учения: 5—26.)
ГримакЛ. П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности.— 2-е изд., доп.— М., 1989. (Противоборство мотиваций: 163—
171. Управление поведением: 172—187.)
Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание.—М., 1961. (Непроизвольное запоминание и мотивация: 222—241.)
Изучение учителем психического развития шестилетних учащихся.— Киев, 1984. (Строение мотивации учения и способы ее изучения: 17—29.)
Клике Ф. Пробуждающееся мышление: У истоков человеческого
интеллекта.— М., 1983. (Мотивационная основа когнитивных процессов. Психофизиология: 112—126.)
Лингарт И. Процесс и структура человеческого учения.— М., 1970. (Вопросы активации и мотивации: 116—138.)
Миллер Д., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения.—
М., 1964. (Двигательные умения и навыки: 100—115.)
Петренко В. Ф. Психосемантика сознания.— М., 1988. (Психосемантический подход к исследованию мотивации: 86—101.)
Способности и склонности: Комплексные исследования.— М., 1989.
(Дифференциальный подход к способностям и склонностям: 7—21.)
Яценко Т. С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей.— Киев, 1987. (Понятие психологической защиты и ее функции: 12—47.)
Р аздел 4.