Тема 2. Речь как средство общения.

1. Обмен информацией между живыми существами — первоначальная функция речи.

2. Общение животных (человекообразных обезьян) между собой.

3. Отличие речи человека от речи животных.

4. Проблема врожденности или приобретенности способности человека к усвоению и пользованию речью.

5. Опыт обучения животных человеческой речи.

Тема 3. Речь как инструмент мышления.

1. Неразрывная связь мысли и слова.

2. Участие голосового аппарата в мышлении человека.

2. Экспериментальное доказательство существования и роли внутренней речи в мышлении.

3. 4. Начальный период развития мышления у ребенка.

Тема 4. Соотношение мышления и речи.

1. Значение слова как единицы мышления и речи.

2. Внутренняя речь и ее особенности.

3. Эгоцентрическая речь. Дискуссия Л. С. Выготского и Ж. Пиаже.

4. Раздельное и общее в развитии мышления и речи.

Темы для рефератов

1. Виды и функции речи.

2. Коммуникативная речь у животных.

3. Понятие внутренней речи.

4. Феномен эгоцентрической речи.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Теория развития языка и речи.

2. Отличие речи человека как средства общения от речи животных.

3. Соотношение речи и мышления.

4. Развитие речи и мышления.

ЛИТЕРАТУРА

I

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.— Т. 3.— М., 1983. (Развитие устной речи. Предыстория письменной речи: 164—200. Развитие речи и мышления: 254—273.)

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.—Т. 2.—М., 1982. (Мышление и речь: 5—361.)

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.— Т. 6.— М., 1984. (Речь и практическое мышление: 6—37.)

Жинкин Н. И. Речь как проводник информации.— М., 1982. (Фонема в языке и речи: 20—28, 33—43. Сенсорика и язык: 117—154.)

Леонтьев А. Н. Избранные психологические произведения: В 2 т.—

Т. 1.—М., 1983. (Психологическое исследование речи: 65—75.)

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение в психологию.— М., 1974. (Язык: 420—441.)

Лурия А. Р. Язык и сознание.—М., 1979. (Проблема языка и сознания: 11—30. Слово и его семантическое строение: 31—50. Развитие значения слов в онтогенезе: 51—66. Развитие понятий и методы их исследования: 67—114. Роль речи в протекании психических процессов. Регулирующая функция речи и ее развитие:115—134. Внутренняя речь и ее мозговая организация: 135—147. Сложные формы речевого высказывания. Парадигматические компоненты в синтагматических структурах: 165—186. Развернутое речевое сообщение и его порождение: 187—202. Основные формы речевого высказывания. Устная (диалогическая и монологическая) и письменная речь: 203—216. Понимание компонентов речевого высказывания. Слово и предложение: 217—234. Понимание смысла сложного сообщения. Текст и подтекст: 235—250.)

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.—Т. 1.—М.,

1989. (Речь: 442—460.)

Ушакова Т. Н. и др. Речь человека в общении.— М., 1989. (Речь как

объект психологического исследования: 10—60.)

II

Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации.—М., 1977. (Язык и развитие: 336—355.)

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.—Т. 3.—М., 1983. (К вопросу о многоязычии в детском возрасте: 329—337.)

Исенина Е. И. Дословесный период развития речи у детей.— Саратов,

1986. (Теория невербальной, дословесной коммуникации: 5—44. Механизмы и движущие силы развития протоязыка: 112—125. Переход дословесной коммуникации в словесную: 125—138.)

Линден Ю. Обезьяны, человек и язык.—М., 1981. (Краткий эволюционный взгляд на язык жестов: 72—78.)

Общение и речь. Развитие речи у детей в общении со взрослыми.— М., 1985. (Три функции речи: 7—13. Довербальное развитие общения: 13— 19. Этап возникновения речи и развитие общения (дошкольники): 19—31.)

Психолингвистика. Сборник статей.— М., 1984. (Онтогенез речевых актов (Дж. С. Брунер): 21—49. Развитие речи (М. П. Бутон): 307—324. Генетический аспект языка и мышления (Ж. Пиаже): 325—335.)

Развитие личности ребенка.— М., 1987. (Язык и общение детей: 74—98.)

Слобин Д.,Грин Дж. Психолингвистика.—М., 1976. (Теория овладения языком: 107—115. Язык, речь, мышление: 165—173. Язык и память: 178—182.

Язык и когнитивное развитие: 182—197. Психолингвистика и психология: 217—332.)

Социально-исторический подход в психологии обучения.— М., 1989. (Чтение — сложный вид деятельности: 35—58.)

ХОМСКИЙ Н. Язык И мышление.—М., 1972. (Вклад лингвистики в изучение мышления. Прошлое, настоящее и будущее: 12—121.)

III

Ахутина Т. В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ

синтаксиса.— М., 1989.

Богин Г. И. Уровни и компоненты речевой способности человека:

Учебное пособие.— Калинин, 1975. (Речь как способность. Уровни развития

речевой способности.)

Веккер Л. М. Психические процессы: В 3 т.—Т. 3.—Л., 1981.

(Психика, речь, сознание: 285—325.)

Величковский Б. М. Современная когнитивная психология.— М.,

1982. (Психосемантика и мышление: 184—248.)

Видинеев Н. В. Природа интеллектуальных способностей человека.—

М., 1989. (Филогенез языка и речи: 113—152.)

Восприятие. Механизмы и модели.—М., 1974. (Внимание и восприятие

речи: 37—46.)

Исследование речевого мышления в психолингвистике.— М., 1985.

(Проблема речевого мышления: 12—31. Становление символической функции в онтогенезе: 32—50. Переход от мысли к слову: 85—99. Природное и социальное в речевой способности человека: 171—184.)

Клике Ф. Пробуждающееся мышление. У истоков человеческого интеллекта.—М., 1983. (Мотивы и этапы возникновения письменности: 190-210.)

Коул М., Скибнер С. Культура и мышление. Психологический очерк.— М., 1977. (Культура и язык: 54—80.)

Кучинский Г. М. Психология внутреннего диалога.—Минск, 1988. (Психология речи. Внутренний диалог—обязательный компонент продуктивного мышления: 106—141.)

Миллер Д., Галантер Е., Прибрам К. Планы и структура поведения.— М., 1964. (Планы речи: 149—172.)

Пинден Ю. Обезьяны, человек и язык.—М., 1981. (Проблема развития языка у детей: 40—53.)

Найссер У. Познание и реальность.—М., 1981. (Язык и его использование: 166—186.)

Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии.— М., 1974. (Генезис речи—мышления: 380—485.)

Психолингвистика. Сборник статей.— М., 1984. (Интенции, конвенции

и символы: 50--102. Когнитивные предпосылки развития грамматики: 143—-207.)

Развитие творческой активности школьников.—М., 1991. (Развитие

речи в форме вопросов и ответов: 14—34.)

Становление речи и усвоение языка ребенком.— М., 1985. (Психолингвистический анализ некоторых этапов доречевого периода: 6—20.)

Тихомиров О. К. Психология мышления.—М., 1984. (Мышление и обобщение: 146—180.)

Ушакова Т. Н. Функциональные структуры второй сигнальной системы.—М„ 1979.

Ушакова Т. Н. и др. Речь человека в общении.— М., 1989. (Психологические исследования семантики речи: 99—171.)

Чистякова М. И. Психогимнастика.— М., 1990. (Мимика, жесты, пантомимика: 9—11.)

Раздел 3

Психология личности

Наши рекомендации