Тема 1. Понятие об ощущениях.

1. Значение ощущений в жизни человека и их происхождение.

2. Виды ощущений.

3. Физические свойства среды, порождающие ощущения различной модальности.

4. Психологические особенности зрительных ощущений.

5. Специфика слуховых ощущений.

6. Обонятельные, вкусовые и осязательные ощущения.

7. Представление о субсенсорных ощущениях.

Тема 2. Изменение и измерение ощущений.

1. Понятие абсолютного и относительного порогов ощущений и чувствительности.

2. Психометрическая кривая.

3. Закон Вебера — Фехнера.

4. Изменчивость чувствительности анализаторов, ее причины.

5. Адаптация и сенсибилизация органов чувств.

Тема 3. Восприятие, его виды и свойства.

1. Отличие восприятия от ощущений, виды восприятия.

2. Свойства восприятия.

3. Механизмы восприятия размера, формы и контура предметов.

4. Восприятие пространства.

5. Восприятие движения.

6. Восприятие времени.

Тема 4. Законы восприятия.

1. Связь восприятия с движениями.

2. Устойчивость образов, ее значение и объяснение.

3. Восприятие и научение.

4. Восприятие и умозаключение (мышление).

5. Развитие восприятия (перцептивных действий) у детей.

Темы для рефератов

1. Роль и виды чувствительности (ощущений) у человека.

2. Основные параметры ощущений.

3. Виды и свойства восприятия.

4. Факторы, влияющие на формирование образов.

Темы для самостоятельной исследовательской работы

1. Связь ощущений со свойствами внешней и внутренней среды организма.

2. Психофизиологические механизмы формирования ощущений.

3. Законы и загадки зрительного восприятия человека.

4. Влияние мышления на восприятие.

ЛИТЕРАТУРА

I

Величковский Б. М., Зинченко В. П., Лурия А. Р. Психология восприятия.— М., 1973. (Что такое восприятие: 5—10. Теории восприятия: 11—39. Классификация перцептивных процессов и систем: 40—58. Психофизика: 59—90.

Зрение: 91—176. Слух: 177—198. Кожно-мышечная система: 199—221. Обонятельно-вкусовая система: 222—233. Вестибулярная система: 234—244.)

Линдсей П., Норман Д. Переработка информации у человека. Введение В ПСИХОЛОГИЮ.— М., 1974. (Восприятие: 14—61.)

Логвиненко А. Д. Психология восприятия: Учебно-методическое пособие для студентов факультетов психологии государственных университетов.—М., 1987. (Теории восприятия: 11—16.) .

Логвиненко А. Д. Чувственные основы восприятия пространства.—

М., 1985. (Предмет психологии восприятия: 21—34.)

Лурия А. Р. Ощущения и восприятие.—М., 1975. (Ощущения: 4—42.

Восприятие: 43—110.)

Общая ПСИХОЛОГИЯ.— М., 1986. (Ощущения: 247—266. Восприятие: 266—290.)

Хрестоматия по ощущению и восприятию.— М., 1975. (Роль движений в процессах познания: 9—19. Феномены восприятия: 47—57. Гештальт-теория восприятия: 96—114. Развитие восприятия и деятельность: 147—205. Пороги ощущений и их измерение: 219—226. Объективные измерения чувствительности и субсенсорная ее область: 226—233. Об основном психофизическом законе: 249—253. Эйдетика: 275— 281.)

II

Величковский Б. М. Современная когнитивная психология.— М.,

1982. (Перцептивные процессы: 114—150.)

Восприятие и деятельность.—М., 1976. (О путях исследования восприятия: 3—15.)

Грегг Дж. Р. Опыты со зрением в школе и дома.— М., 1970. Крылова А. Л. Функциональная организация слуховой системы:

Учебное пособие.— М., 1985. (Общая характеристика слуховой системы:

21—29:)

Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность.— М., 1982 (1975). (Психология познавательных процессов: 33—48.)

Найссер У. Познание и реальность.—М., 1981. (Теории восприятия:

34—52. Когнитивные карты: 123—140.)

Познавательные процессы и способности в обучении.— М., 1990.

(Восприятие: 31—60.)

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т.— Т. I.— М., 1989.

(Ощущения и восприятие: 208—300.)

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология:— Вып. VI.—

М., 1978.

Ill

Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания.— М., 1977.

(Сенсорно-перцептивная организация человека: 49—148.)

Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей.— М., 1964. (Восприятие пространства: 7—62. Развитие зрения у детей:

200—250. Обучение и развитие у детей восприятия пространства: 251—289.)

Брунер Д.С. Психология познания. За пределами непосредственной информации.— М., 1977. (Восприятие. Мотивация и восприятие. Личность и восприятие: 13—130. Восприятие и мышление: 211—241.)

Веккер Л. М. Психические процессы: В 3 т.— Т. I.— Л., 1974. (Информационная теория психических процессов: 67—124. Ощущения: 142—175. Восприятие:196—278.)

Венгер Л. А. Восприятие и обучение. Дошкольный возраст.— М.,

1969. (Развитие восприятия. Постановка проблемы и история: 3—73. Перцептивные действия и операции: 74—130. Формирование перцептивных действий: 131—212.) Восприятие. Механизмы и модели.— М., 1974. (Организация систем восприятия: 204—211. Зрение и осязание: 275—289. Восприятие движения: 301— 322.)

Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т.—Т. 2.—М., 1982. (Восприятие и его развитие в детском возрасте: 363—381.)

Гельфанд С. А. Слух. Введение в психологическую и физиологическую акустику.— М., 1984. (Теория слуха и механизм восприятия звука: 46— 89. Слуховая чувствительность: 217—238. Восприятие громкости: 257—271. Восприятие высоты звука: 272—286. Восприятие локализации звука: 287—317. Восприятие речи: 318—345.)

Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию.— М., 1988. Грегори Р. Л. Глаз и мозг. Психология зрительного восприятия.—

М., 1970. (Восприятие яркости: 85—100. Восприятие движения: 101—130. Восприятие цвета: 131—142. Иллюзии восприятия: 143—179.)

Грегори Р. Л. Разумный глаз.—М., 1972.

Жинкин Н. И. Речь как проводник информации.—М., 1982. (Восприятие, и иконическая память: 46—61. Сенсорика и язык: 117—154.)

Забродин Ю. М., Лебедев А. Н. Психофизиология и психофизика.—

М., 1977. (Очерк истории основных проблем психофизики: 46—92. Теоретико-психологические основы современной психофизики: 93—167.)

Запорожец А. В. Избранные психологические труды: В 2 т.— Т. I.—

М., 1986. (Развитие восприятия и деятельность: 112—153.)

Клацки Р. Память человека. Структуры и процессы.—М., 1978.

(Память и зрение: 272—291.)

Коул М., Скибнер С. Культура и мышление. Психологический

очерк.—М., 1977. (Культура и восприятие: 81—123.)

Лернер Г. И. Психология восприятия объемных форм (по изображениям).—М., 1980. (Проблема восприятия объемных форм: 7—25. Механизмы восприятия объемных форм: 107—126.)

Линдсей П., Нормам Д. Переработка информации у человека. Введение В ПСИХОЛОГИЮ.—М., 1974. (Теория распознавания образов: 127— 158. Зрительная система: 159—181. Основные характеристики зрения: 182—-216. Слуховая система: 217—238. Параметры звука: 239—277.)

Логвиненко А. Д. Зрительное восприятие пространства.—М., 1981.

Логвиненко А. Д. Чувственные основы восприятия пространства.—

М., 1985. (Проблема восприятия пространства в психологии: 6—21.)

Марр Д. Зрение. Информационный подход к изучению представления и обработки зрительных образов.—М., 1987.

Носуленко В. Н. Психология слухового восприятия.—М., 1988.

(Звук как объект слухового восприятия: 56—59. Характеристика звуков по источнику происхождения, информационному содержанию: 59—71. Познавательная функция слухового восприятия: 71—138. Коммуникативная функция слухового восприятия: 138—170. Регулятивная функция слухового восприятия: 170—212.)

Пиаже Жан. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология.—М., 1969. (Интеллект и восприятие: 109—142.)

Смирнов С. Д. Психология образа. Проблема активности психического отражения.— М., 1985. (Познание как высшая форма отражения. Активность познавательной деятельности: 43—53, 56—127.)

Фресс П., Пиаже Ж. Экспериментальная психология.— Вып. I,

II.— М., 1966. (Ощущения. Психофизика: 241—313.)

Глава 8.

ВНИМАНИЕ

Краткое содержание

Явление и определение внимания. Особенности внимания как психического процесса и состояния человека. Определение внимания. Свойства внимания: устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение и объем.

Функции и виды внимания. Функции внимания: активизация, обеспечение избирательности познавательных процессов. Роль внимания в восприятии, памяти, мышлении, осуществлении различных видов деятельности и общения человека. Природное и социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание.

Психологические теории внимания. Связь внимания с аффективным состоянием и волей человека. Теория внимания Т. Рибо. Роль движений в акте внимания. Внимание, объективация и установка человека. Концепция Д. Н. Узнадзе. Внимание как важная сторона ориентировочно-исследовательской деятельности. Теория П. Я. Гальперина.

Развитие внимания. Низшие и высшие формы внимания. Развитие внимания у школьников. Концепция Л. С. Выготского.

Наши рекомендации