Теория эмоций Кэннона – Барда
Всё происходит одновременно – мозг обрабатывает инфу и параллельно даёт две команды.
Теория эмоций когнитивная- эмоции основываются на нашем мировоззрении.
Эмоции делятся на стенические и астенические. Усиливают и ослабляют организм.
Стресс.
1. Стадия тревоги – мобилизация резервов организма
2. Устойчивость и резистентность
3. Истощение
Ответственность.
Эмоциональное состояние.
Воля.
Селиванов. 3 ступени.
Рубенштейфн – 4 стадии.
1. Общее представление о личности
2. Психологические теории личности
3. Структура личности
4. Формирование и развитие личности.
Темперамент.
Физиологические основы темперамента (Учение Павлова о ВНД)
Исследование индивидуально-психологических особенностей в трудах Мерлина
Темперамент –это совокупность формально-динамических особенностей поведения человека, проявляющихся в общей активности, в особенностях моторики и эмоциональности.
Гумморальные теории. Гиппократ и Галлен считали, что у человека в организме преобладает определённый тип жидкости. Сангвиник – преобладает кровь, быстрый, живой, флегматик – слизь, медленный, холерик – желчь, раздражительный, меланхолик – чёрная желчь, угрюмый.
Конституционные теории. Это строение тела. Теория Эрнста Кречмера. Лептосоматик – высокий, очень худой человек, дрыщ. Пикник – невысокого роста, большой живот. Атлетик – строение спортивное. Диспластик – непропорциональное телосложение.
Лептосоматик – шизотимик. Закнутый человек, склонный к колебанию эмоций, упрям, мало податлив к изменению установок и взглядов, друдно приспосабливается.
Пикник – циклотимик. Его эмоции колеблятся между радостью и печалью, он легко контактирует с людьми, реалистичен во взглядах.
Атлетик – иксотимик. Невысокая гибкость мышления, маловпечатлительный, мелочный.
Диспластик – любой тип.
Конституционная теория Уильяма Шелдена. Выделил эндоморфный тип, мезоморфный, экзоморфеый.
Экзоморфный – дрыщ, развита нервная ткань. Ему будет соответствовать церебротония.
Мезоморфный – органы движения, мускулатура. Соматотония.
Эндодерма – органы внутренние. Висцеротония.
Павлов.Изучал условные рефлексы. Обнаружил, что у разных собак всё формируется по-разному.
Свойства нервной системы: сила – возбуждения, слабость – торможение.
Уравновешенность, неуравновешенность.Подвижность, инертность.
Типы ВНД.
Сильный тип, слабый тип. Слабый тип - меланхолик.
Сильный неуравновешенный – холерик
Сильный уравновешенный подвижный –сангвиник
Сильный уравновешенный инертный – флегматик.
Теплов и Небылицын.Ученики Павлова.
1. Обнаружили, что нет жёсткой связи между типом ВНД и типом темперамента.
2. Св-ва НС являются не общими, а частными.
3. Добавили лабильность – скорость возникновения и прекращения нервных процессов и динамичность – скорость обучения.
4. Доказали, что не бывает хороших и плохих типов.
5. Лобно-ретекулярные и лобно-лимбические, которые расположены в подкорке, отвечают за темперамент.
Сенситивность, активность, реактивность (импульсивность), пластичность, ригидность (медленная адаптация), темп психической реакции, эмоциональная устойчивость, экстраверсия/интроверсия, эригчность/аэргичность (выносливость НС), балланс активности/реактивности.
Способности.
1. Общая характеристика способностей. Врождённое и приобретённое в структуре способностей.
2. Классификации способностей.
3. Уровни развития способностей – одарённость, талант, гениальность.
Способности– индивидуально-психологические особенности человека ,которые выражают его готовность к успешному овладению определёнными видами деятельности. Вне развития и действия способности не существуют.
Одни учёные считают, что способности – это врождённые, другие – что всего можно добиться трудом.
За врождённость:проявляются в детстве, повторение у потомков, близнецовый метод, метод искусственной селекции.
За приобретённые:результаты деятельности выдающегося обучения, воспитание аборигена, метод искусственной селекции, генотип предполагает теоретическое достижение, а социальная среда определяет, насколько это будет реализовано на практике. Врождённый компонент – задатки,анатомо-морфологические особенности организма, которые составляют природную основу развития способностей. Способности равняются в числителе – продуктивность, в знаменателе – цена.
Основные условия и факторы,влияющие на развитие способностей
1. Наличие благоприятных задатков
2. Наличие благоприятной окружающей среды
3. Включение в соответствующие виды деятельности
4. Правильная организация системы необходимых упражнений.
5. Соответствие тренировочных действий возможностям ребёнка.
6. Положительная стимуляция тренировочных действий, насыщение их положительными эмоциями
7. Ориентация на ранние возрастные сроки
8. Ориентация на сенситивные периоды (периоды повышенной чувствительности).
Человек как индивид.
Свойства: возраст, система органических потребностей, сенсомоторная организация, темперамент, задатки природной основоспособности.
Субъект: носитель какой-либо деятельности
Общение.