III. Следующие наши упражнения –это своеобразные шаги навстречу

Друг другу.

Уточним , в каких аспектах взаимоотношений родителей и детей на самом деле существуют разногласия.

Упражнение №3

Блиц-опрос.

Участникам встречи раздаются жетоны (кусочки цветной бумаги, вырезанные кружки и т. д.). Выставляются пластиковые стаканы с номерами двумя линиями: для детей и родителей

Зачитываются вопросы и по очереди варианты ответов для детей и родителей. Нужно дать ответ«ДА» или «НЕТ».

Если «ДА», то в пластиковый стакан (0,5) с номером вопроса бросается жетон.

  Для родителей Для детей
1. Самостоятельность 1.Ваш ребенок растет самостоятельным, инициативным, способным к принятию важных решений ? Ты считаешь себя самостоятельным, сам проявляешь инициативу в делах , принимаешь важные решения?
2. Степень защищенности 2. Вы всегда защищаете своего ребенка, даже если он не прав? Ты полностью уверен в том, что твои родители всегда тебя защитят.
3. Доверие 3. Вы полностью доверяете своему ребенку и уверены в том, что у него нет от вас тайн. Всегда ли ты говоришь правду родителям?
4. Совместное времяпровождение 4. Вы мало времени проводите со своим ребенком. Ты хочешь чаще общаться с родителями.
5. Похвала. 5. Вы всегда хвалите ребенка за его успехи. Родители всегда замечают твои успехи и не забывают похвалить тебя.
6. Степень ответственности 6..Родители виноваты в том, что дети становятся наркоманами, алкоголиками, ворами, проститутками.? Родители виноваты в том, что дети становятся наркоманами, алкоголиками, ворами, проститутками.?
7. Критика 7. Вы часто критикуете ребенка, делаете ему замечания. Ты слышишь в свой адрес только одни упреки и замечания.
8. Организация досуга. 8. Вы позволяете своему ребенку выбирать себе друзей и проводить свободное время по его усмотрению. Ты сам выбираешь, с кем тебе дружить и как проводить свободное время.
9. Семейные обязанности 9. Вы считаете, что Ваш ребенок недостаточно помогает Вам в семейных делах. Ты считаешь, что у тебя должно быть больше свободного времени.
10. Любовь 10.Вы часто говорите ребенку, что любите его. Ты хочешь чаще слышать, что родители тебя любят.

Обсуждение результатов.

Давайте посмотрим на результаты.

Совпадения по вопросам, связанным…..

Расхождения….

IV. Оценить себя объективно – довольно сложно. Для этого нужно уметь посмотреть на себя со стороны.

В жизни любому человеку приходится в какой-то мере быть артистом. Только играем мы не актерские роли, а психологические. Понятие «психологическая роль» можно раскрыть так: построение поведения в соответствии с тем, чего от тебя ждут.

« Пьеса» исполнителя психологической роли - это реаль­ная ситуация . «Режиссер» - это воспитатели, родители, учителя, авторитетные представители сегодняшнего окруже­ния . «Сорежиссер» - это сам человек, который предъявляет определенные требования к содержанию и стилю своего по­ведения. Есть и «пyблика», которую может представлять всего один собеседник, чьи ожидания человек схватывает и сознательно или бессознательно стремится согласовать свое поведение с этими ожиданиями.

В каждом человеке, по мнению американского психоте­рапевта Э. Берна, существует три «Я».: Дитя (зависимое, подчиняемое и безответное существо); Родитель (независи­мый, неподчиняемый и берущий ответственност.ь на себя) и Взрослый(умеющий считаться с ситуацией, понимать ин­тереcы других и распределять ответственность между собой и ими).

Сейчас вы попробуете себя в самых различных ролях.

Упражнение №4.

Сюжетно- ролевая игра.

Ситуация: мама, уходя на работу, просит ребенка после школы оплатить квитанцию за телефон, так как подошел последний день оплаты. Ребенок, придя из школы, садится за компьютер, и забывает про просьбу. Телефон отключают.

Раздаются карточки с ролями, и 2 раза проигрывается сюжет, в зависимости от варианта позиций героев: «главное – дело», «главное – добрые взаимоотношения»

Роли.

Мама

Ребенок

Деньги

Квитанция

Компьютер

Компьютерная игра

Телефон

Кошка – наблюдатель

Часы

Хор 1 Хор 2

Финал: участники должны выбрать одну из позиций, отойдя к той стороне, которую определяет ведущий. Например, направо -«главное – дело», налево -«главное – добрые взаимоотношения»

В процессе общения возникают непростые ситуации. С соци­ально-психологической точки зрения общение является основным содержанием, конструктором человеческой жизни.

Характер общения определяет здоровье человека, его при­влекательность, красоту, успех и в работе, и в личных отношениях.

V. Установлению тесных взаимоотношений с родными людьми способствуют и следующие моменты:

Привязанность.

Чувство близости, основанное на привязанности, симпатии

Самораскрытие.

Это обнаружение сокровенных пе­реживаний и мыслей перед другим человеком.

Преданность.

Поскольку двое доверяют друг другу, они свободно открывают свои сокровенные

тайны, мир фантазий, делятся жизненным опытом, не требуя ничего взамен, кроме

радости общения.

Бескорыстность.

Подлинные друзья с готовностью оказывают помощь даже в тех случаях,

когда не может идти речь ни о какой компенсации. Желание «дарить» выступа­ет

как глубокая внутренняя потребность.

Упражнение №5.

Эмоциональный термометр (автор метода психолог ГА. Цукерман).

Чтобы ладить с людьми, надо учитывать особенности их эмоциональной жизни. Чтобы владеть своими чувства­ми, надо познакомиться с собственным эмоциональным устройством. Изменить собственное состояние, настрое­ние, эмоцию можно, посмотрев на себя со стороны. ВОТ как выглядит «эмоциональный термометр».

Если на вопрос: «Присутствуют ли в ваших отношениях с детьми

( с родителями ) следующие отношения, вы можете ответить «Конечно, да», то кружок соответствующего цвета нужно поместить на шкалу термометра.

 
  III. Следующие наши упражнения –это своеобразные шаги навстречу - student2.ru

Все присутствующие размещают разноцветные кружки на изображении эмоционального термометра.

Ведущий озвучивает результаты: какие отношения присутствуют в достаточной степени, какие нужно развивать и т.д.

Надо помнить,

что в человеческих отношениях нет ничего окон­чатeльнoго, они живут,

изменяются с возрастом людей, изменяются под влиянием опыта, личностного роста, ха­рактера общения.

Если отношения дороги, нужно учиться сохранять и беречь их.

Центральное звено любых отноше­ний – эмоции и чувства.

Эмоциональные способности заложены в природе че­ловека.

По новейшим данным, эмоциональный фактор способ­ствует личному успеху человека, по крайней мере, на 80%, тогда как уровень интеллекта - вceгo лишь на 20%.

Свои эмоции мы выражаем через слова. Слова имеют большую психологическую силу. Словами мы не только описываем события, предметы, но и вызы­ваем определенные чувства. Зачастую люди плохо умеют или вовсе не умеют описывать свои чувства, осо­бенно гнев или раздражение, и поэтому иногда подавля­ют их проявление либо выплескивают на головы близких. «Человек оказывается во власти отрицательной эмоции, а ближние - как бы в его власти», - считает отечествен­ный психолог М. Папуш.

«Боясь открыто выразить чувства, которые нас пере­полняют, - рассмеяться, когда весело, заплакать, когда мы потрясены или растроганы, - мы часто боимся лучшего в себе, и это лучшее, не находя выхода, умирает, как костер, наглухо заваленный валежником. Мужество в искренности», - замечает Е.М. Богат, русский философ ХХ века.

Так возникает привычка быть нечувствительным к происходящему не только с нами, но и с окружающими людьми и во взаимоотношениях с ними. Искусство под­держивать хорошие отношения с другими людьми в зна­чительной мере сводится к умению понимать эмоциональное состояние других.

VI. Иногда недостаточно просто сказать , чего же ты хочешь на самом деле, а нужно еще, чтобы тебя услышали.

Помогите друг другу понять те ошибки, которые вы совершали в общении.

Упражнение №6.

Составление Памяток.

Наши рекомендации