Оценка выпускниками сельских школ качеств личности, необходимых современному работнику
№ п/п | Качества личности | В целом по выборке | Юноши | Девушки |
Умение общаться | 45,5 | 38,1 | 50,5 | |
Личная ответственность | 25,0 | 23,4 | 26,0 | |
Инициатива | 9,9 | 12,6 | 8,1 | |
Трудолюбие | 31,1 | 33,6 | 29,3 | |
Работоспособность | 22,6 | 23,9 | 21,9 | |
Способность адаптироваться к новой деятельности | 18,1 | 18,3 | 17,9 | |
Умение грамотно излагать свои мысли | 18,2 | 15,3 | 20,2 | |
Широкий кругозор | 17,4 | 15,3 | 18,8 | |
Организаторские способности | 17,1 | 13,5 | 19,6 | |
Другое | 1,9 | 1,9 | 1,9 |
Результаты проведенного опроса показывают, что сельские школьники считают умение грамотно общаться с окружающими основным качеством личности, необходимым современному работнику. Умение общаться и грамотно излагать свои мысли выделили в целом 73,7% выпускников.
— Общение и профилактика конфликтов ——.
В то же время второе по значимости качество личности — трудолюбие — выделили только 31,1% учеников.
На качество общения влияют его содержание, форма и манера. Содержание связано с тем, что мы говорим. Форма общения характеризуется тем, как мы говорим. Рассмотрим 10 рекомендаций, знание которых, без сомнения, поможет директору, учителю, ученику улучшить качество общения, что, в свою очередь, будет способствовать профилактике конфликтов.
1. Нам кажется, что мы почти всегда знаем, что хотим сказать другому человеку. На самом деле это далеко не так. Одна и та же проблема может быть обсуждена с использованием разных стратегий построения разговора. Кроме того, в школе у педагога и ученика могут возникнуть ситуации, когда нужно говорить, а сказать вроде бы нечего. Или наоборот, сказать необходимо многое, а времени на выступление или разговор отводится 5-7 мин. Какие же моменты являются главными в разговоре? Что нельзя упускать в общении?
Человек наиболее остро чувствует, проявляет интерес и внимание к тем проблемам, которые задевают его интересы. Поэтому и говорит прежде всего о своих наболевших проблемах. Однако в разговоре он нередко забывает, что собеседник такой же человек, как и он. Что его интересуют и беспокоят те же проблемы. Для таких существует простая рекомендация, которую дает Д. Карнеги: общаясь с людьми, необходимо думать о том, чем вы можете заинтересовать их в ходе обсуждения проблем.
Для человека естественно в процессе общения говорить и думать о своих проблемах. При таком общении он чувствует себя комфортно. Для достижения же успеха в разговоре следует помнить о проблемах собеседника. Но это для человека неестественно. Поэтому такой разговор требует сознательной и продуманной подготовки, определённых волевых усилий. Но постоянное насилие над собой, над естественным процессом общения порой может привести к неврозу.
Как правило, при обсуждении любой проблемы можно найти тот аспект, который заинтересует собеседника. Следует только постараться. Например, учительницу химии сильно беспокоит дисциплина на ее уроках в 9 «б» классе.
Она решает обсудить проблему с директором, поскольку классный руководитель 9 «б» класса не хочет или не может этим заниматься. Разговор с директором можно построить по-разному. Первый вариант, наиболее типичный;, «Иван Николаевич, дисциплина на уроках химии в 9 «б» очень плохая. Без Вашего вмешательства я не смогу xopoшо подготовить класс к экзаменам. В классе 60% мальчиков, и они стали неуправляемыми!» Второй вариант разговора: «Иван Николаевич, Вы ведь помните, что в 9 «б» учится сын главы нашей администрации Вова Сливин., Последний месяц несколько мальчиков в этом классе очень мешают вести уроки. Сам Володя и учится, и ведет себя терпимо. Но если у отца на основе информации сына сформируется негативная оценка положения дел в нашей школе и в 9 «б» классе, то это, как мне кажется, будет иметь! плохие последствия для нас. Хочу попросить Вас о помощи. Ведь Вы для мальчишек авторитет, и призвать их к порядку Вам будет нетрудно».
• Говорите о том, что интересно и важно слушателю. Чем ближе тема разговора к его материальным и духовным интересам, тем внимательнее он будет слушать, тем большее влияние вы на него окажете.
2. Директор срочно вызвал учителя физики: «Мария Дмитриевна, Вы ведь знаете, что через два дня у нас в рай-1 оне учительская конференция. От нашей школы должна была выступать Зинаида Петровна. Но она заболела и похать в город не сможет. Прошу Вас, сделайте на конференции сообщение на 15 мин. Больше поручить некому.: Тема: «Работа классного руководителя по профилактика наркомании и токсикомании среди учащихся».
Мария Дмитриевна учительница молодая, работает в школе три года и с наркоманией не сталкивалась. Эту проблему знает плохо и за два дня подготовить добротное выступление, естественно, не сможет. Мария Дмитриевна это знает точно, а директор может только догадываться. Как;) в этой ситуации поступить учителю? Согласиться с директором и тем самым взять на себя ответственность за возможный провал на конференции или отказаться? Но это неизбежно ухудшит отношения с директором.
Психологи рекомендуют в подобных проблемных ситуациях следующее. Проводя урок или выступая на совеща-
— Общение и профилактика конфликтов —————
нии, вы всегда знаете по обсуждаемой проблеме больше, чем успеваете сказать. Чтобы говорить компетентно в значимых ситуациях общения, необходимо знать примерно в 7-9 раз больше того объема информации, который вы успеваете сообщить в процессе разговора. Другими словами, для выступления на конференции с сообщением, которое длится 10 мин, вы должны обладать таким объемом информации, который позволил бы говорить 70-90 мин на эту тему и отвечать на вопросы (схема 15).
Схема 15
Две стратегии подготовки к общению по значимым проблемам
Из схемы 15 видно, что выступающий, плохо подготовившийся к выступлению (положение а), не сможет аргументировано ответить на три из пяти заданных вопросов. На все вопросы ответит тот, кто хорошо подготовился (положение б).
• К ответственным урокам, выступлениям, разговорам обязательно необходимо хорошо готовится. Та информация, которую вы успеете обнародовать, должна быть лишь видимой надводной частью «айсберга» ваших знаний по этой теме.
Глава 8
• ЕСЛИ ВЫ основательно подготовились к общению, то, во-первых, сможете изложить самое главное. Во-вторых, уверенно ответите на дополнительные вопросы. В-третьих, скорее достигнете тех целей, которые ставите, чем в том случае, когда плохо разговору. В-четвертых, избежите стресса, который обычно возникает из-за плохой готовности к ответственному выступлению.
Что же касается ситуации, связанной с предложением директора учительнице физики высказаться публично о проблеме, с которой она мало знакома, то конечно же выступать на районной конференции ей не следует. Однако и конфликт с директором ей не нужен. Поэтому необходимо; внушить директору что «сырое» выступление не нужно! прежде всего школе, которую он возглавляет. Затем можно предложить выступить при обсуждении других проблем, с которыми она хорошо знакома.
Директор школы и руководство районной системы образования заинтересованы, чтобы конференция прошла на? высоком уровне, больше, чем учительница физики. Если они хорошие руководители, то охотно согласятся заменит тему ее выступления.
3. Типичной трудностью при общении является недостаток времени. Например, классному руководителю нужно обсудить с родителями ученика много проблем, связанных с его успеваемостью и дисциплиной, а времени осталось лишь 15 мин. Как быть? Исследования показали, что результативность разговора будет заметно выше, если не обсуждать поверхностно все проблемы разом, а остановиться на одной-двух, и поговорить более основательно.
• Старайтесь не затрагивать в одном коротком выступлении или разговоре много проблем. Лучше обсудить одну-две проблемы, но более глубоко и подробно.
4. Если оценивать насыщенность уроков новой информацией, то можно установить, что разные учителя в школе придерживаются разных стратегий. Одни ориентируются на слабую часть класса и частично «середняков». В ходе урока они дают такой объем новой информации, который могут усвоить практически все учащиеся. Другие ориентируются на отличников и сильных школьников. В интересах развития учащихся они сообщают очень много но-
Общение и профилактика конфликтов
Схема 16