Возможные временные границы мировосприятия человека

Возможные временные границы мировосприятия человека - student2.ru

Вероятностные границы мировосприятия определяются масштабами разнообразия явлений, процессов, событий, си­туаций, с которыми, как предполагает человек, он может столкнуться в своей жизни. На эти границы большое влия­ние оказывают жизненный опыт, образованность и культу­ра человека. Вероятностные границы восприятия природ­ных явлений у путешественника в десятки раз шире, чем у человека, не выезжавшего из своего села или города.

Чем шире вероятностные границы мировосприятия че­ловека, чем больше он видел и знает, тем реже он попадает в стрессовые ситуации, так как оказывается психологичес­ки готов к любому варианту развития событий. Чем уже диапазон событий, которые, как человек считает, с ним мо­гут произойти, тем чаще он сталкивается с неожиданнос­тями. Типичные реакции на несоответствие ожидаемого и реальности — стресс и конфликты.

Многие люди любят прогнозировать свою жизнь, стро­ить планы на будущее. Однако немало и таких, кто живет лишь сегодняшним днем. Тем более, что в современной Рос­сии трудно что-либо прогнозировать — ситуация в обществе не предсказуема. Большинство прогнозов поверхностны и чересчур эмоциональны. В них обычно рассматривается один вариант будущего развития событий. Временные рам­ки и этапы прогноза обычно четко не определяются. Оче­видно, что без хорошего прогноза не может быть принято

— Профилактика конфликтов и стресса жизни —

правильное решение, в том числе и в конфликтной ситуа­ции. Следовательно, качество прогнозов необходимо улуч­шать. Предлагаем учителям, директорам общеобразова­тельных школ, работникам органов управления школами следующий довольно простой способ повышения качества прогнозов. Прогноз заключается в определении трех основ­ных вариантов развития событий: наилучшего, наихудше­го, наиболее вероятного. По каждому из этих вариантов рассматривается три этапа развития будущего: ближай­ший, отсроченный и перспективный (табл. 16).

Таблица 16

Варианты прогнозирования будущего

Этапы Варианты Ближайшие события, последствия Отсроченные события, последствия Перспективные события, последствия
Наилучший      
Наихудший      
Наиболее вероятный      

Если бы люди научились предвидеть последствия своих действий, то половины конфликтов не случилось бы. По­пробуйте прогнозировать варианты развития своего райо­на, школы, вашего положения в школе, семье, личной жиз­ни, и вы избавитесь от многих стрессов и конфликтов, по­скольку будете готовы к любым неожиданностям.

Содержательные границы мировосприятия. Понимание человеком того, что происходит с ним, его семьей, эконо­микой, нацией, страной, человечеством, оказывает суще­ственное влияние на стресс и конфликты.

В любой общеобразовательной школе существуют мно­гообразные связи и отношения между теми, кто находится в ее стенах. Учитель, тем более директор или вышестоящий руководитель должны понимать, что, во-первых, они знают и понимают далеко не все из того, что происходит в школе. Во-вторых, они должны постоянно расширять и углублять свои знания о процессах, идущих в школе, и не только в ней. Процесс познания учителями преподаваемых ими предме­тов, самого себя, окружающего мира в целом, бесконечен.

Глава 7

Важно никогда не останавливаться на этом пути. Необходи­мо помнить о том, что наши знания всегда гораздо меньше того, что мы не знаем. Учитель, развивающий свой круго­зор, — пример для школьника. Для учеников процесс само­развития вполне естественный. Не стоит забывать высказы­вание Ф. Бэкона: «В знании — сила».

Здоровье учителей и стресс

Повседневной жизни

Стресс, конфликтность человека нередко обусловлены со­стоянием его здоровья. Если человек болен, ему труднее про­тивостоять стрессу, он становится более чувствительным к отношению со стороны окружающих. Поэтому поддержа­ние хорошего здоровья — не только физического, но и пси­хического — одно из важных средств профилактики конф­ликтов. Существует множество способов, методик и приемов восстановления и поддержания здоровья. Учитывая то, что сегодня большинство россиян испытывают хронический де­фицит времени, советуем применять такие методики, ко­торые при минимальных затратах времени давали бы мак­симальные результаты. Рассмотрим некоторые их них.

1. Больше всего времени, треть жизни, человек тратит на сон. Следовательно, очень важно обеспечение здорового сна. Спать необходимо на ровной, достаточно жесткой, с невысокой подушкой, постели. Перед сном желательна прогулка на свежем воздухе. В течение двух часов перед сном лучше избегать большой интеллектуальной и эмоци­ональной нагрузки. Воздух в спальне должен быть свежим. Спальное место должно быть расположено так, чтобы че­ловек лежал головой на север, или, по крайней мере, необ­ходимо поставить кровать так, чтобы угол отклонения от этого положения был минимален.

2. Организм человека примерно на 65% состоит из воды. Качество потребляемой воды оказывает существенное влияние на состояние его здоровья. Вода из крана нужда­ется в очистке. Воду из других источников также желатель-

— Профилактика конфликтов и стресса жизни —

но очищать. Наиболее распространенный способ очист­ки — фильтрация. Однако, во-первых, многие фильтры, за­держивают только крупные частицы примесей, пропуская молекулы вредных веществ. Во-вторых, очищающие мем­браны быстро засоряются, что требует их периодической замены. В-третьих, на современном российском рынке ча­сто продаются фильтры низкого качества.

Питьевую воду и воду для приготовления пищи можно очищать эффективно, просто и дешево. Способ таков. Эма­лированная кастрюля с водой ставится в морозильник, зи­мой — на балкон. Когда вода охладится так, что на ее по­верхности появятся первые кристаллы или пленка льда, ее выливают в другую кастрюлю, а лед выбрасывают. Он представляет собой замерзшую так называемую «тяже­лую» воду, которая вредна для организма. Затем воду сно­ва ставят в морозильник или на балкон и замораживают так, чтобы жидкой осталось примерно 20% объема воды, имеющейся в кастрюле. Незамерзшая вода представляет собой раствор солей и примесей, вытесненных при замер­зании чистой воды. Ее сливают в раковину. Лед тает и ста­новится хорошо очищенной и вкусной водой.

3. Влияние на состояние здоровья человека качества
воздуха ныне не стоит доказывать. В современных услови­ях появилась возможность очищать воздух в квартире
и в производственных помещениях. Это особенно важно
для тех, кто живет в городе. Качество воздуха можно улуч­шить с помощью различных фильтров и ионизаторов, их
подбирают индивидуально, в соответствии с потребностями и возможностями человека.

Необходимо очищать воздух в доме и на работе, в том числе в кабинетах и классах школы. Проблема качества воздуха на селе, конечно, менее острая, чем в городских условиях. Однако и в сельской школе необходимо поддер­живать хороший воздух в классе, спортзале, учительской, постоянно проветривая помещения.

4. Физическая культура оказывает мощное воздействие
не только на здоровье человека вообще, но и на его психическое состояние, в частности. Если человек часто подвергается
воздействию стресса, то хорошим средством профилактики
его, несомненно, могут стать регулярные занятия физической культурой. Все это знают, но мало у кого хватает силы

Глава 7

воли использовать такой простой способ повышения устой­чивости к стрессу и конфликтам.

5. За последние сто лет состояние среды обитания чело­века резко ухудшилось, что также является одной из при­чин стресса. Человек должен стремиться максимально приблизить свою среду обитания к естественной: дома и на работе хорошо иметь комнатные растения; цвет обоев
должен быть близок к природным, полезно завести аквариум с рыбками.

Около 80% информации об окружающем мире человек получает посредством зрения. Звуковая информация так­же оказывает заметное влияние на психическое состояние человека. Желательно избегать воздействия громких, не­естественных звуков: громкой музыки, шумов двигателя, различных агрегатов и инструментов и т. п.

Для профилактики стресса необходимо как можно чаще отдыхать вне населенных пунктов — на природе.

6.За последние 100 лет в питании человека произошли существенные изменения. Появилось много рафинирован­ных и генетически измененных продуктов. Оздоровить пи­тание — это значит сделать его умеренным, разнообраз­ным, насыщенным растительной пищей, богатой витами­нами и микроэлементами.

7. Напряженный темп жизни и нарушения экологии среды негативно влияют на здоровье человека. Существу­ет много способов оздоровления организма. Один из них — очищение желудочно-кишечного тракта, печени, почек, су­ставов. Очищение организма укрепляет жизненный тонус, улучшает настроение, повышает устойчивость человека в конфликтных и стрессовых ситуациях.

ГЛАВА 8. ОБЩЕНИЕ И

ПРОФИЛАКТИКА КОНФЛИКТОВ

Общение играет исключительно важную роль как в возникновении, так и в профилактике конфликтов. Именно в сфере общения зарождается и начинается большинство конфликтов. Общение является основ­ным инструментом предупреждения и завершения конфликтов... «Бестактный человек является главным источником конфликтов», — отмечал Аристотель бо­лее двух тысяч лет назад.

Рассмотрим 40 рекомендаций по оптимизации об­щения в школьных коллективах, снижению его конфликтогенности. В их основе лежат исследования и ма­териалы, подготовленные зарубежными (Д. Карнеги, С. Паркинсон) и отечественными (А.Б. Добрович, Ю.П. Зуев, А.А. Малышев, Л.А. Петровская и др.) спе­циалистами, а также собственные разработки автора.

Как грамотно определить

содержание общения

В школе у детей интенсивно формируются умения и на­выки общения с окружающими. Умение говорить и слу­шать оказывает определяющее влияние не только на уче­бу школьников, но и на деятельность учителей. Грамотное общение дает возможность ученику или учителю предуп­редить возникновение противоречий во взаимодействии с другими членами школьных коллективов. Поэтому совер­шенствование способов общения прямо или косвенно спо­собствует профилактике конфликтов между людьми.

Люди оценивают друг друга и формируют отношение к окружающим по результатам деятельности, характеру по-

Глава 8

ведения, общению и внешнему виду. У директора общеобразовательной школы, учителя и ученика общение является важнейшей составляющей руководящей, педагогической и учебной деятельности. Роль общения в жизнедеятельности общеобразовательной школы трудно переоценить. Еще в XVIII в. швейцарский писатель И.К. Лафарет отмечал: «Хочешь быть умным, научись разумно спрашивать, внимательно слушать, спокойно отвечать и переставать говорить, когда тебе больше нечего сказать».

Опрос выпускников сельских школ, проведенный в 2000 г. Институтом педагогики социальной работы РАО совместно с СПб ГУ и Институтом общего среднего образования РАО, показал, что выпускники высоко оценивают значение общения в будущей профессиональной деятельности. Ответы на вопрос: «Какие, на ваш взгляд, качества личности необходимы современному работнику?» распределились следующим образом (табл. 17).

Таблица 17

Наши рекомендации