Возможные пространственные границы

Мировосприятия человека

Возможные пространственные границы - student2.ru му городу, району, России, Земле, Солнечной системе, Галак­тике. Через три месяца таких упражнений не только исчез­нет стрессовое состояние, но и потеряют остроту многие меж­личностные и внутри личностные конфликты.

Знание структуры внутреннего по отношению к челове­ку и предметам пространства практически не оказывает вли­яния на стресс и конфликты. Оно лишь помогает человеку представить законченную современную пространственную картину мира. Поэтому сеть внутренних пространствен­ных подструктур мы просто перечислим.

1. Само тело человека, его внутреннее пространство, со­стояние которого полностью определяет его жизнь — это, кстати, тот «параллельный мир», о котором почти никто не вспоминает. Свою внешнюю границу также имеют все окружающие человека предметы.

2. Элементы, из которых состоит организм человека: мозг, сердечно-сосудистая система, печень, скелет и т. п. Все объекты материального мира имеют свою структуру.

Глава 7

3. .Компоненты, из которых состоят части организма че­ловека; отдельные кости скелета, части мозга, иммунной системы и др.

4. Живые клетки, из которых состоит любой элемент организма человека.

5. Молекулы.

6. Атомы.

7. Элементы атомов: протоны, нейтроны, электроны и др.
Подобную структурную организацию имеют и другие объекты окружающего нас мира.

Временные границы мировосприятия. Восприятие жизни имеет не только пространственные, но и временные границы. Животное, маленький ребенок живут в основном в границах актуально существующей ситуации. Они не прогнозируют бу­дущее, мало что помнят из прошлого. Но можно более или ме­нее подробно помнить или знать, что было год, пять или де­сять лет назад. Можно изучить историю цивилизации за пос­ледние 1000-7000 лет, помнить о том, что первый человек появился примерно 1 млн лет назад, крокодилы существуют на Земле более 200 млн лет, акулы — около 350 млн лет, а на­ша планета сформировалась около 4,7 млрд лет назад.

Большой взрыв, в результате которого сформирова­лась Метагалактика, произошел, по мнению астрономов, 13-15 млрд лет назад. Представители этой науки могут дать ориентировочный прогноз развития Солнца как звез­ды примерно на 4,5 млрд лет вперед. Таким образом, со­временная наука имеет ориентировочное представление о том, как развивался мир последние 13-15 млрд лет. Более приближенно космогония прогнозирует развитие Солнечной системы на 4,5 млрд лет. Общая глубина вре­менных границ мировосприятия, которой достигла сегод­ня наука, составляет примерно 17,5-19,5 млрд лет.

Начинать расширение временных границ мировосприя­тия учителю, старшему школьнику лучше всего с изучения истории своего рода. Любому человеку следует знать, чем занимались, как прожили жизнь его дедушки и бабушки,. прадедушки и прабабушки и т. д. Большинство школьни­ков обычно не знают, когда была открыта их школа. Учи­теля тоже не знают истории школы, где преподают, основ­ные этапы ее развития, имена лучших учителей, работав­ших ранее, судьбы обычных и выдающихся выпускников.

—Профилактикаконфликтовистрессажизни—

Расширение временных границ мировосприятия дает учителю и ученику многое. Во-первых, обогащает опытом многих поколений людей, живших до них. В России традиционно распространено пренебрежительное отношение людей к собственному опы­ту. Особенно заметно это в масштабах общества, государ­ства, крупных организаций. Мы не по два, а по двадцать два раза наступаем на одни и те же «грабли». Каждый год из последних пятнадцати содержит ярчайшие примеры по­вторения ошибок.

Во-вторых, знание истории цивилизации неизбежно дает понимание того, что абсолютно все несчастья и проблемы, возникающие в нашей жизни, уже миллионы раз случа­лись у других людей. Они эти конфликты и стрессы как-то пережили. Значит, переживем и мы.

В-третьих, даже ориентировочное знание истории раз­вития жизни на Земле показывает исключительную крат­кость нашего собственного существования. Живые существа появились на планете 500 млн лет назад. Продолжитель­ность жизни среднего россиянина сегодня около 60 лет. Если условно представить сегодня что жизнь на Земле воз­никла всего год назад, то россиянин живет последние 3,8 се­кунды этого года. В самом деле, человеческая жизнь очень коротка. Поэтому не стоит тратить ее на мелкие ссоры, ин­триги, обиды, любые другие мелочи.

В-четвертых, расширение временных границ заметно повышает общую культуру человека, существенно усили­вает философский компонент его мировоззрения.

Расширять временные границы мировосприятия необхо­димо не только изучая прошлое, но и прогнозируя будущее. Вероятностная оценка будущего несравненно сложнее, чем изучение прошлого. Тем не менее, есть люди, которые живут одним днем, у других глубина прогноза будущего составляет неделю, у третьих — месяц, у четвертых — год, у пятых — десять лет, у шестых — прогнозируется вся жизнь, у седь­мых есть ориентировочные планы на жизнь их детей. Очень немногие люди интересуются и как-то прогнозируют раз­витие жизни на Земле в ближайшие 100-200 лет.

Если человек Живет в границах сегодняшнего дня, то у него одна частота и интенсивность стресса и конфлик­тов. Если границы его мировоззрения включают 15 млрд

Глава 7

лет прошлого и 5 млрд лет будущего, то и стресс, и конф­ликты у него качественно другие (схема 14),

Схема 14

Наши рекомендации