Определение статусного положения учеников в классе

№ п/п Фамилия Отношение группы к человеку Отношение человека кгруппе Качество учебы Нравствен­ные качества Итоговая средняя оценка Статус в группе
        Средняя оценка Ранг по модулю Средняя оценка Ранг по модулю Средняя оценка Ранг по модулю Средняя оценка Ранг по модулю        
Попова 7,9 7,4 6,8 8,4 7,6
Ивашова 6,2 7,0 7,4 7,0
Деревко 7,9 7,3 7,2 7,9 7,6
Котова 8,6 7,9 8,8 7,8 8,3
Ананьев 6,7 7,6 7,3 6,7 7,1
Хозьев 3,9 5,0 6,7 4,1 4,9
Лапина 7,6 7,7 7,6 7,4 7,6
Долгова 5,2 5,9 6,3 6,0 5,9
Томашов 7,0 7,1 7,3 7,4 7,2
Малинин 7,9 8,0 8,1 7,7 7,9

Сравнительный анализ общего статуса каждого ученика и его ранга по отдельным модулям позволяет выявить основные сферы, в реализации которых он добился максимальных для себя успехов, а также сферы школьной деятельности, в которых он проявился недостаточно и которые снижают его общий статус в классе.

Обладая подобной информацией, директор, классный руководитель, психолог и социальный педагог в индивидуальной работе с учащимися могут оказывать влияние на

Глава 4

проблемные сферы каждого ученика, создавая мотивацию к совершенствованию. Целесообразно также опираться и поддерживать деятельность школьника в тех сферах, в которых он добился видимых успехов. Статус конкретного школьника, таким образом, зависит от его положения в каждой из рассматриваемых сфер.

Модульный социотест позволяет выявить учащихся, имеющих наибольшее число конфликтных взаимоотношений. Для этого вычисляются индивидуальный и персонифицированный индексы конфликтности. Для большей наглядности индексы конфликтности вычисляются до пере-хода к десятибалльной шкале.

Если индекс конфликтности определять по результатам заполнения всех бланков, то получится персонифицированный индекс конфликтности, который можно вычислить по формуле:

 
  Определение статусного положения учеников в классе - student2.ru

где:

Ипрс — персонифицированный индекс конфликтности;

МОi — отрицательные оценки, выставленные i-му ученику по модулю «Мое отношение» всеми опрашиваемыми школьниками;

ОМi —отрицательные оценки, выставленные i-му ученику по модулю «Отношение ко мне»;

п — число опрашиваемых учеников по списку.

Если же оценить все негативные оценки, выставленные учеником на одном бланке опроса, то получим индивидуальный индекс конфликтности.

 
  Определение статусного положения учеников в классе - student2.ru

Если оцениваемый ученик принимал участие в опросе, то его индивидуальный индекс вычисляется по формуле:

Если же оцениваемый ученик не принимал участия в оп-росе, его индивидуальный индекс вычисляется по следую-щей формуле:

Диагностика взаимоотношений и конфликтов в школе с помощью модульного социотесга

 
  Определение статусного положения учеников в классе - student2.ru

где:

Иинд — индивидуальный индекс конфликтности;

МОi—отрицательные оценки, выставленные j-м учеником на бланке оценок по модулю «Мое отношение»;

ОМi — отрицательные оценки, выставленные учеником на бланке оценок по модулю «Отношение ко мне»;

т — число опрошенных учеников по списку.

Так, если в группе, состоящей из десяти человек, кто-либо из школьников поставил на своем бланке три отрицательные оценки своим одноклассникам по модулю «Мое отношение» и две отрицательные оценки по модулю «Отношение ко мне», его персонифицированный индекс конфликтности будет таким:

 
  Определение статусного положения учеников в классе - student2.ru

Таким же образом рассчитываются персонифицированные индексы. В этом случае подсчитываются и отрицательные оценки, выставленные конкретному школьнику его одноклассниками .

ГЛАВА 5. ПРОФИЛАКТИКА

И КОНСТРУКТИВНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ

КОФЛИКТОВ В ШКОЛЕ

Предвидение возможных вариантов развития со­бытий позволяет результативно управлять ими. Про­гнозирование конфликтов создает возможность при­менять эффективные меры по их предупреждению. Прогнозирование, профилактика и конструктивное разрешение конфликтов — основные направления уп­равленческой деятельности по регулированию меж­личностных противоречий, возникающих в общеоб­разовательной школе.

Условия профилактики

Межличностных конфликтов

Особенности управления конфликтом во многом опре­деляются спецификой этого сложного социального явле­ния. Важным принципом управления конфликтом явля­ется принцип компетентности.

Во-первых, учитель, директор, вмешивающиеся в раз­витие конфликтной ситуации, должны обладать общими знаниями о характере возникновения, развития и завер­шения конфликтов вообще. Эти знания дают как теорети­ческая подготовка, так и богатый жизненный опыт.

Во-вторых, необходимо иметь максимально подробную и содержательную информацию о конкретной конфликт­ной ситуации. Управлять можно только тем, что хорошо знаешь. В противном случае управление может привести к результатам худшим, чем те, которые были бы при есте­ственном развитии событий. Вмешательство в естествен-

3. Профилактика и конструктивное разрешение конфликтов в школе ——

ное развитие конфликтной ситуации должно осуществ­ляться компетентными людьми.

Регулирование конфликтов требует соблюдения следу­ющего принципа — попытаться заставить оппонентов от­казаться от своих намерений, не допуская противостояния. Лучше все же создать условия школьникам и учителям для защиты своих интересов, путем сотрудничества, компро­мисса, без явной конфронтации и даже путем уступок. Же­лательно не менять радикальным образом содержание событий в школьном коллективе, а сделать так, чтобы фор­ма разрешения противоречия была конструктивной, мир­ной. Важно не блокировать развитие противоречия, а стре­миться разрешить его неконфликтными способами.

Управление конфликтом — это сознательная деятель­ность, осуществляемая на всех этапах его возникновения, развития и завершения участниками конфликта или третьей стороной. Управление конфликтом включает: симптомати­ку, диагностику, прогнозирование, профилактику, предуп­реждение, ослабление, урегулирование, разрешение. Выде­ляют и такие управляющие воздействия, как пресечение, га­шение, преодоление, устранение конфликта (А.Шипилов).

Управление конфликтами более эффективно, если осу­ществляется на ранних этапах возникновения социальных противоречий. Чем раньше обнаружена проблемная ситу­ация социального взаимодействия, тем меньшие усилия не­обходимо приложить, чтобы разрешить ее конструктивно. Заблаговременное обнаружение социальных противоре­чий, развитие которых может привести к конфликтам, обеспечивается прогнозированием.

Прогнозирование конфликтов заключается в обоснован­ном предположении их возможном возникновении и осо­бенностях развития. Прогнозирование основывается на научных исследованиях конфликтов, а также на практи­ческой деятельности по симптоматике и диагностике на­зревающих социальных противоречий. Разработка мето­дик прогнозирования конфликтов возможна при достаточ­но высоком уровне развития конфликтологии.

Во-первых, необходима разработка описательных моде­лей различных видов конфликтов. Следует также опреде­лить сущность конфликтов, дать их классификацию, вскрыть структуру, функции, описать эволюцию и динамику. Од-

Глава 5

нако на основе только описательных моделей конфликтов прогнозировать их возникновение и развитие вряд ли воз­можно.

Во-вторых, должны быть разработаны объяснительные модели конфликтов. Тогда проявятся движущие силы конфликтов, их детерминанты и причины. Объяснительные модели разрабатываются путем системно-генетического анализа конфликтов. Только после того как конфликтология пройдет описательный и объяснительный этапы развития, она сможет в полном объеме реализовать свою пр гностическую функцию.

Важным моментом жизнедеятельности коллективов общеобразовательных школ является профилактика кофликтов, которая заключается в организации жизнедея­тельности субъектов социального взаимодействия, исклчающей или сводящей к минимуму вероятность возникновения конфликтов между ними.

Профилактика конфликтов — это их предупреждение. Цель профилактики конфликтов — создание таких условий деятельности и взаимодействия людей, которые приводят к деструктивному развитию противоречий между ними.

Предупредить конфликты гораздо легче, чем, конструктивно разрешить их. Поэтому проблема конструк­тивного разрешения конфликтов, кажущаяся на первьп взгляд более важной, на самом деле не является таковой. Профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их разрешать. Она требует меньших зат­рат сил, средств и времени и предупреждает даже те мини­мальные деструктивные последствия, которые имеет лю­бой конструктивно разрешенный конфликт.

Деятельность по предупреждению конфликтов могут осуществлять сами ученики и учителя, руководители школ и органов управления ими, школьные психологи. Она мо­жет вестись по четырем основным направлениям:

• создание объективных условий, препятствующих воз­никновению и деструктивному развитию предконфликтных ситуаций. Исключить возникновение предконфликтных ситуаций в коллективах сельских школ, по-видимому, невозможно. Создать объективные условия для миними­зации их количества и разрешения неконфликтными спо­собами не только возможно, но и необходимо;

Профилактика и конструктивное разрешение конфликтов в школе —

4. оптимизация организационно-управленческих усло­вий работы школы — важная объективно-субъективная предпосылка предупреждения конфликтов;

5. устранение социально-психологических причин конф­ликтов;

6. блокирование личностных причин возникновения кон­фликтов.

Профилактика большинства видов конфликтов в обще­образовательной школе должна вестись одновременно по всем четырем направлениям.

Рассмотрим основные объективные условия, способству­ющие профилактике деструктивных конфликтов в школе.

Создание благоприятных условий для жизнедеятельно­сти учителей, учеников, руководителей школ. Это основное объективное условие предупреждения конфликтов. Очевид­но, что если у человека нет жилья, семья проживает в чужой квартире без удобств, он часто болеет и т.п., то у него боль­ше проблем, больше противоречий, больше конфликтов. Опосредованное, но существенное влияние на психическое состояние, а следовательно, и конфликтность людей оказы­вают условия их деятельности и жизни. К ним в первую очередь относятся: материальная обеспеченность семьи, условия работы жены и обучения детей; возможность само­реализации человека в служебной деятельности, условия работы; взаимоотношения с подчиненными, сослуживцами, начальниками; здоровье человека; отношения в семье; на­личие времени для полноценного отдыха и т.п. Неустроен­ный, несостоявшийся, неуважаемый в коллективе и обще­стве, к тому же больной человек более конфликтен при про­чих равных условиях, чем тот, у которого этих проблем нет.

Справедливое и гласное распределение материальных и духовных благ среди учителей и учеников. Анализ кон­фликтов между людьми показал, что типичной объектив­ной причиной их возникновения является недостаток ма­териальных благ и их несправедливое распределение. Реже причиной конфликтов бывает несправедливое распределе­ние поощрений, наград и премий.

Если бы материальных благ хватало на всех работни­ков, то конфликты, связанные с их распределением, види-

Глава 5

мо, все равно были бы, но реже. Причиной сохранения конфликтов было бы возрастание потребностей людей и сам система распределения, существующая в современном российском обществе. Однако конфликты при достатке мате реальных благ стали бы менее острыми и частыми. В нынешних условиях дефицит денег и других материальных благ создает объективную основу для конфликтов.

Помимо материального изобилия, которое в обозримо будущем нам, скорее всего, не грозит, к объективным условиям предупреждения межличностных конфликтов относится справедливое и гласное распределение этих благ. Если дефицитные материальные блага распределять между работниками, во-первых, справедливо, во-вторых, гласно, то число и острота конфликтов, связанных с этой проблемой, заметно сократятся.

Справедливое распределение нематериальных благ ос­новано на оценке результатов деятельности учителей и учеников. Психологические аспекты этой проблемы рассмотрены в главе 6.

Разработка правовых и других нормативных процедур разрешения типичных предконфликтных ситуаций. Ана­лиз конфликтов во взаимоотношениях учеников и учителей показал, что существуют типичные проблемные ситуации социального взаимодействия и типичные предконфликтные ситуации, обычно приводящие к конфликту. Конструктив­ное разрешение таких ситуаций можно обеспечить, разра­ботав нормативные процедуры, позволяющие школьнику, учителю отстаивать свои интересы, не вступая в конфликт с оппонентом. К подобным ситуациям относятся: униже­ние директором (учителем) личного достоинства учителя (ученика); определение размеров учебной нагрузки и зара­ботной платы; назначение на вакантную должность при на­личии нескольких претендентов; перевод учителя на новую должность; увольнение учителя, директора и др.

Успокаивающая среда, окружающая человека. К мате­риальным факторам, способствующим уменьшению веро­ятности конфликтов, можно отнести: удобную планировку школьных и жилых помещений, оптимальные характерис­тики воздушной среды, освещенности, электромагнитных

— Профилактика и конструктивное разрешение конфликтов в школе ———

и других полей, окраску помещений в спокойных тонах, на­личие комнатных растений, аквариумов, оборудование ком­нат психологической разгрузки, отсутствие раздражающих шумов и т.д.

Существует еще ряд объективных условий, влияющих на возникновение конфликтов между людьми. В конечном ито­ге на состояние организма и психику человека влияет вся материальная среда, с которой он взаимодействует. Следова­тельно, она опосредованно влияет и на его конфликтность.

К объективно-субъективным условиям предупреждения конфликтов в общеобразовательной школе относят орга­низационно-управленческие факторы.

Структурно-организационные условия предупрежде­ния конфликтов связаны с оптимизацией структуры шко­лы как организации и как социальной группы. Максималь­ное соответствие формальной и неформальной структур коллектива школы стоящим перед ним задачам обеспечи­вает минимизацию противоречий, возникающих между структурными элементами школы, и уменьшает вероят­ность возникновения конфликтов между школьниками, учителями, администрацией.

Функционально-организационные условия связаны с оп­тимизацией функциональных взаимосвязей между структур­ными элементами самой общеобразовательной школы: меж­ду учащимися, учителями, руководителями. Это способствует предупреждению конфликтов в школьных коллективах, по­скольку функциональные противоречия, как правило, в кон­це концов, порождают противоречия межличностные.

Максимальное соответствие работника требованиям за­нимаемой должности создает личностно-функциональные условия предупреждения конфликтов. Назначение на дол­жность учителя, классного руководителя, директора, иного сотрудника, который не в полной мере соответствует ей по своим профессиональным, нравственным, другим психо­логическим и физическим качествам, создает предпосылки для возникновения конфликтов между этим работником и его начальниками, подчиненными, сослуживцами. По­этому, если на эти должности назначают компетентных, порядочных, трудолюбивых, здоровых учителей, завучей, директоров, то таким образом предотвращают возникно­вение многих межличностных конфликтов.

Глава 5

Ситуативно-управленческие условия связаны прежде всего с принятием оптимальных управленческих решений и грамотной оценкой результатов деятельности других работников, особенно подчиненных. Некомпетентные реше­ния провоцируют возникновение конфликтов директора школы или учителя с теми, кто будет их исполнять и видит их непродуманность. Необоснованная негативная оценка результатов деятельности также способствует возникновению предконфликтной ситуации между оценивающим и оцениваемым. Эти условия рассмотрены в главах 3 и 6.

Социально-психологическое содержание конфликта во многом определяет его возникновение и развитие. Поэто­му социально-психологические условия профилактики конфликтов привлекают внимание учителей, директоров, школьных психологов.

Во-первых, социально-психологические условия легче поддаются управленческим воздействиям по сравнению с объективными и организационно-управленческими пред­посылками.

Во-вторых, эти условия оказывают заметное влияние на конфликт, и поэтому их изменение вызывает существенные перемены в процессе развития социального противоречия.

Социально-психологические условия профилактики кон­фликтов следует отличать от социально-психологических способов и приемов предупреждения столкновений людей. Первые связаны с соблюдением основных субъективно-объективных закономерностей социального взаимодей­ствия. Нарушение этих закономерностей приводит к воз­никновению противоречий, которые могут разрешаться путем конфликтов. Социально-психологические способы предупреждения конфликтов носят более частный харак­тер. Для предупреждения конкретных конфликтов мож­но использовать различные приемы, которых гораздо боль­ше, чем условий и способов.

Социальное взаимодействие носит непротиворечивый характер, если оно сбалансировано. Рассмотрим пять ос­новных балансов, сознательное или неосознанное наруше­ние которых может привести к конфликтам.

• Одним из них является поддержание в ходе взаимодей­ствия баланса ролей. Каждый из партнеров может играть по отношению к другому роль старшего, равного или млад-

— Профилактика и конструктивное разрешение конфликтов в школе ——

шего по психологическому статусу. Если партнер принима­ет отводимую ему роль, то ролевого конфликта не проис­ходит. Поэтому в ситуации социального взаимодействия важно понять, какую роль играет партнер и какой роли он ожидает от вас. Если ожидаемое партнером распреде­ление ролей вас устраивает, то вы играете ту роль, кото­рую от вас ждут. Если не устраивает, то ожидания партнера необходимо бесконфликтно скорректировать. Психологи­чески наиболее комфортной ролью для человека нередко является роль старшего. Но эта роль потенциально наиболее конфликтна, поскольку именно она чаще всего не устраи­вает партнера. Он не хочет играть роль младшего. Поэто­му, взаимодействуя с окружающими, ученик, учитель, ди­ректор должен избегать значительного психологического доминирования над партнерами. Наиболее благоприятным для предупреждения ролевого конфликта является взаимо­действие с окружающими на основе признания равнопра­вия в психических статусах. Школьник, учитель, директор как граждане России имеют практически равные права.

Предупреждению конфликтов способствует поддержа­ние при взаимодействии людей и социальных групп балан­са взаимозависимости в решениях и действиях. Каждо­му человеку изначально присуще стремление к свободе и независимости. Каждый в идеале стремится делать то, что хочет и когда хочет. Однако свобода каждого из нас не может обеспечиваться за счет свободы тех, с кем мы вза­имодействуем. Поэтому, если человек считает свою зави­симость от окружающих большей, чем он может допустить, он способен пойти на конфликт. Слишком большая зави­симость человека от партнера ограничивает его свободу и может спровоцировать конфликт. В ходе общения необ­ходимо чувствовать, какая зависимость партнера от вас яв­ляется для него дискомфортной, и поддерживать комфор­тный баланс взаимозависимости. Учитель не должен стре­миться контролировать каждый шаг ученика. Директору школы нецелесообразно во все вмешиваться, все решать са­мому, подвергая личной опеке каждого учителя и педаго­гический коллектив в целом.

В процессе совместной деятельности люди оказывают друг другу и личные услуги. К ним относятся: подмена дру­гого на работе, бескорыстная помощь в выполнении срочно-

го задания, доставание какой-то детали, билета, товара, другие личные услуги. Анализ конфликтов между людьми показывает, что они осознанно или подсознательно фиксирую услуги, которые им оказали, и те, которые оказали они. На рушение баланса взаимных услуг во взаимодействии людей чревато напряженностью во взаимоотношениях и конфликтами. Если человек оказал сослуживцу ненормативную услугу, а в ответ не получил с течением времени услуги при мерно такой же ценности, то баланс услуг нарушается, приводит к нарушению гармонии во взаимоотношениях, при значительном дисбалансе — к конфликтам.

Кроме баланса взаимных услуг люди, взаимодействуют друг с другом, в той или иной степени стремятся поддержа баланс ущерба. Если человеку нанесен существенный ущерб он испытывает желание причинить ответный ущерб тег. людям, по чьей вине пострадал. Другими словами, челове­ку свойственно чувство мести. Это в целом деструктивное чувство. Его сила и степень реализации в поведении обус­ловлены мировоззрением, воспитанием человека, соци­альными традициями и страхом наказания. Поэтому важным социально-психологическим условием профилактик конфликтов является ненанесение ущерба окружающие в процессе взаимодействия с ними. Нанесение ущерба на­рушает сбалансированность межличностного или межгруп­пового взаимодействия и может стать основой конфликта.

Профилактике конфликтов способствует и сохранение баланса между самооценкой и внешней оценкой. В про­цессе социального взаимодействия в школе люди постоян­но оценивают друг друга. Человеку свойственна непрерыв­ная самооценка своего поведения и результатов деятель­ности. Наиболее интенсивно процесс взаимооценки идет в диаде «руководитель (старший) — подчиненный (млад­ший)». Анализ межличностных конфликтов показал, что, оценивая себя и результаты своей деятельности, человек чаще обращает внимание на положительные стороны соб­ственной личности и на то, что ему удалось сделать в ре­зультате работы. При оценке работы подчиненного руко­водитель чаще отмечает то, что не удалось сделать работ­нику соответственно нормативным требованиям. Такой подход характерен не только для руководителей, но и во­обще для оценки человеком других людей.

Профилактика и конструктивное разрешение конфликтов в школе

Говоря о балансах ролей, взаимозависимости в решени­ях и действиях, в услугах, ущербе, самооценке и внешней оценке как о предпосылках предупреждения конфликтов, необходимо отметить важную особенность: речь идет не об объективном, а о субъективно оцениваемом балансе. По­тенциальной предпосылкой конфликта может быть субъек­тивно оцениваемое нарушение баланса, которое превосхо­дит опять-таки субъективно оцениваемую партнерами до­пустимую величину.

Способы и приемы

Профилактики конфликтов

Для предупреждения конфликтов важно знать не толь­ко то, что необходимо делать, но и как добиться развития проблемной ситуации в конструктивном направлении. Это деятельность участников конфликта, а также третьих лиц по устранению объективных и субъективных причин на­зревающего столкновения, разрешению противоречия не­конфликтными способами. Технология предупреждения конфликтов есть совокупность знаний о способах, сред­ствах, приемах воздействия на предконфликтную ситуа­цию, а также последовательность действий оппонентов и третьих лиц, по разрешению возникших противоречий.

Воздействовать на проблемную ситуацию взаимодействия можно двумя способами: влиять на свое поведение или на психику и поведение оппонента. Второй способ более сло­жен. Рассмотрим способы и приемы коррекции своего от­ношения к предконфликтной ситуации и поведения в ней. Ряд субъективных предпосылок предупреждения конф­ликтов связан с умением человека грамотно общаться.

• Умение определить, что общение становится пред-конфликтным, и «вернуться» из предконфликтной си­туации к нормальному взаимодействию — один из спо­собов предотвратить конфликт.

Предконфликтная ситуация обычно не возникает внезап­но, а нарастает постепенно. Важно вовремя определить, что

Глава 5

эмоциональный накал спора начинает превышать допус­тимый, и грамотно прекратить его. Признаками обостре­ния спора могут быть мимика, покраснение лица, жесты, содержание, темп и тембр речи. Прекратить или сгладить обостряющийся спор можно следующими приемами: ска­зать, что в чем-то правы вы, а в чем-то ваш оппонент, что» кстати, обычно и бывает; свести проблему к шутке; пере­вести разговор на другую тему; уступить, если проблема-спора не особенно важна для вас и словесная уступка не обязывает к каким-то действиям; заявить, что вы не успе­ли всесторонне разобраться в проблеме, и предложить оп­поненту вернуться к ее обсуждению, например, завтра (ког­да эмоции улягутся).

• Умение человека понимать партнера по взаимодей­ствию и не идти на конфликт, если нет уверенности в том,
что мотивы действий партнера правильно поняты.

Это субъективное условие предупреждения конфликтов. Сообщаемая партнером информация может теряться и ис­кажаться, иногда существенно. Кроме того, партнер может оценивать обсуждаемую проблему не с тех же позиций, что и вы. Эти две причины, а не действительные противоречия между людьми могут вызвать спор. Споров, вызванных не­пониманием друг друга и различными подходами к про­блеме, целесообразно избегать.

• Терпимость к инакомыслию.

Это также может предотвратить возникновение конф­ликтов. Если вы обнаружили, что партнер в чем-то неправ, то не обязательно доказывать ему это. Иногда необходимо сообщить партнеру, что он неправ, но не обязательно де­лать это при свидетелях, не следует настаивать, чтобы он публично признал свою неправоту. Необходимо быть твер­дым в отстаивании своей позиции, но мягким по отноше­нию к людям.

• Забота человека о снижении своей относительно устойчивой тревожности и агрессивности.

Это субъективное условие предупреждения конфликтов. Социально-экономическая среда, сформировавшая челове­ка, нынешняя социально-экономическая ситуация в стра­не создают в нем повышенную тревожность и агрессив­ность. Это сказывается на характере отношений человека с окружающими, повышает его конфликтность. Чтобы

— Профилактика и конструктивное разрешение конфликтов в школе

снизить собственную тревожность и агрессивность, чело­век может использовать методы аутогенной тренировки, физические упражнения, полноценный отдых и стараться поддерживать благоприятный социально-психологический климат на работе и дома.

• Управлять своим психическим состоянием, избе­гать предконфликтных ситуаций при переутомлении
или возбуждении.

Психическое состояние человека изменяется в течение суток под влиянием различных обстоятельств, иногда су­щественно. Успешность работы, степень усталости, обще­ние с сослуживцами, физиологическое состояние организ­ма, погода и т. д. — все это влияет на состояние психики человека и, следовательно, на его конфликтность. Каждый может сам оценить, в каком состоянии в данный момент находится, и поступать с учетом этого состояния, стара­ясь избегать конфликтов, причиной которых может стать собственная раздраженность.

Например, за полчаса до совещания, которое вы прово­дите с подчиненными, вы зашли к начальнику для реше­ния сложной проблемы. В разговоре начальник сделал вам ряд замечаний, несправедливых и даже оскорбительных. Поскольку эти замечания были для вас неожиданными, то вы не сразу нашли, что ответить, а после окончания разго­вора в подавленно-агрессивном состоянии отправились на совещание. Негативные эмоции — как естественная реак­ция на несправедливые замечания начальника — к нача­лу совещания не исчезли, лишь вытеснились из сознания в подсознание. Поэтому если в процессе совещания вы вдруг накричите на кого-то из подчиненных, то причиной этого крика может быть не вина подчиненного, а ваши вытес­ненные негативные эмоции, возникшие после неприятного разговора с начальником. По сути, ваш крик предназна­чен начальнику, а достался подчиненному. Нужно избегать подобных ситуаций.

• В общении с окружающими нужно быть внутренне
готовым к решению возникающих проблем путем со­трудничества или компромисса.

Окружающие так же, как и вы, имеют свои интересы и право отстаивать их. В процессе взаимодействия столкно­вение интересов разных людей и разных социальных групп

Глава 5

естественно и неизбежно. Однако совершенно необязательно разрешение социальных противоречий путем конфликтов.

• Не нужно ждатъ от окружающих слишком многого.

Негативные эмоции — один из основных факторов, спо­собствующих возвикновению конфликтов. Они часто яв­ляются реакцией человека на заметное и значимое несов­падение реального развития событий с тем, на которое он рассчитывал. Существуют три способа минимизации не­гативных эмоций: прогнозирование возможных вариантов развития событий (чем точнее окажется прогноз, тем мень­ше негативных эмоций); изменение хода событий в нужную сторону в случае, если они начнут развиваться не так, как ожидалось; предусмотрение не только лучшего, но и худ­шего варианта развития событий.

Если окружающие не оправдают ожиданий, что часто бывает, это вызывает у человека негативные эмоции, ухуд­шает его взаимоотношения с людьми. Нужно уметь делать добро бескорыстно, не рассчитывая получить что-либо вза­мен. Желательно не завышать свой прогноз в отношении возможных поступков окружающих.

• Конфликтоустойчивость — способность человека со­хранять конструктивный подход во взаимодействии с окружающими вопреки влиянию конфликтогенных фак­торов.

Это важное индивидуально-психологическое условие предупреждения конфликтов. Люди, обладающие низкой конфликтоустойчивостью, могут легко пойти на конфликт из-за пустяка. Низкая устойчивость к воздействию конф­ликтогенных факгоров является отрицательным каче­ством личности. Высокая конфликтоустойчивость особен­но необходима руководителям, социальным работникам, самим конфликтологам. Конфликтоустойчивость зависит от четырех групп факторов: психофизиологических — про­являющихся в эмоционально-волевой устойчивости; ког­нитивных — проявляющихся в качестве психических по­знавательных процессов человека; мотивационных — проявляющихся в яаправленности личности человека и мо­тивах его поведения в конкретной ситуации; социально-психологических отражающих социально-психологи­ческие особенности личности, стереотипы ее взаимодей­ствия с окружающими.

— Профилактика и конструктивное разрешение конфликтов в школе

• Не забывайте о чувстве юмора.

В предупреждении конфликтов трудно переоценить роль здорового чувства юмора.

Рассмотрим основные способы и приемы воздействия на партнера по общению, на его отношение к предконфликтной ситуации и поведение.

Не требуйте от окружающих невозможного, учиты­вайте, что их способности к различным видам деятель­ности различны. Это условие предупреждения конфликтов, сформулированное на основе рекомендаций Д. Карнеги. Если, например, у завуча школы плохой, неразборчивый почерк, то бесполезно требовать от него личного заполне­ния служебной документации каллиграфическим почер­ком. Более того, такое требование конфликтогенно. Если у работника плохая память, то не следует поручать ему за­дания, требующие великолепной памяти. Ставя производ­ственные задачи, следует указывать реальные сроки их ис­полнения. Нереальные сроки приводят к тому, что подчи­ненные делают работу быстро, но плохо, либо вовсе не укладываются в срок. Оба результата деятельности могут привести к конфликту с начальником, поставившим зада­чу. Причина конфликта — нереальные сроки выполнения работы. Задача руководителя заключается не в том, что­бы заставить подчиненного делать то, к чему у него нет ни желания, ни способностей, а в том, чтобы подобрать ему дело по душе, создать условия, позволяющие ему самосо­вершенствоваться и успешно справляться со своими обя­занностями.

Не стремитесь быстро, радикально, путем прямых воздействий перевоспитать человека.

Такие попытки часто приводят к конфликтам и не дают желаемых результатов. Воспитание, а тем более перевос­питание — медленный процесс. Все новое в природе и об­ществе обычно созидается достаточно медленно. Быстро идут только разрушительные процессы. Занимаясь пере­воспитанием, не следует рассчитывать на немедленные значительные результаты. Такие ожидания могут привес­ти к конфликтам, так как оправдать эти ожидания чело­век обычно не в состоянии.

Если руководителя в подчиненном не устраивает какая-либо черта характера, то имеются два способа ее устранить:

периодически указывать ему на эти недостатки, подчеркивая, что они мешают ему и другим членам коллектива, или в ходе дружеской беседы, сделав подчиненному искренний и заслуженный комплимент, мягко упомянуть о недостат­ках, отметив, что с ними вполне можно жить, но без них его карьерные возможности значительно возрастут. Но в то же время нельзя «долбить кувалдой критики» по недостат­кам, вызывая у человека естественное противодействие, следует формировать у него стремление самому исправить недостатки, так как ему, а не другим они мешают. Первый способ — малоэффективный и конфликтогенный, второй же дает гораздо лучшие результаты.

• В процессе общения важно верно оценить психичес­кое состояние партнера, избегая обсуждения острых проблем, если существует вероятность агрессивной ре­акции с его стороны.

Точно так же, как изменяется ваше психическое состоя­ние, подвержено переменам настроение партнера по взаи­модействию. Для предупреждения конфликтов необходимо уметь оценивать актуальное настроение оппонента. Если он повышенно агрессивен, то нецелесообразно начинать с ним обсуждение острой проблемы. В этом случае пробле­ма, скорее всего, не будет решена, а дискуссия спровоциру­ет конфликт. Для обсуждения спорных проблем необходи­мо выбирать подходящее время.

• Знать законы невербальной передачи информации путем мимики, жестов, позы, движений.

Это поможет глубже и оперативнее оценит<

Наши рекомендации