Диагностические материалы к теме «Внимание»
· Методика исследования особенностей распределения внимания (по Т. Е. Рыбакову)
Ход выполнения задания
Испытуемому предлагается бланк, состоящий из чередующихся кружков и крестов (в каждой строчке 7 кружков и 5 крестов, всего 42 кружка и 30 крестов. Испытуемого просят считать вслух, не останавливаясь (без помощи пальца), по горизонтали число кружков и крестов в отдельности.
О | + | О | + | О | О | + | О | О | + | + | О |
О | + | + | О | О | + | + | О | О | О | О | + |
О | О | О | + | О | О | + | О | О | + | + | + |
О | О | О | + | О | О | + | + | + | О | О | + |
+ | О | + | О | + | О | О | О | + | О | + | О |
О | + | + | О | + | О | О | О | + | О | + | О |
Обработка результатов
Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на весь подсчет элементов, фиксирует все остановки испытуемого и те моменты, когда он начинает сбиваться со счета. Сопоставление количества остановок, количества ошибок и порядкового номера элемента, с которого испытуемый начинает сбиваться со счета, позволит сделать заключение об уровне распределения внимания у испытуемого.
· Методика исследования концентрации и устойчивости внимания (по материалам Н.М. Трофимовой, Е.В. Поленякиной, Н.Б. Трофимова «Общая психология. Практикум», СПб, 2005 )
Ход выполнения задания
Испытуемому предлагается бланк, на котором изображены перепутанные линии (см. рис. 1), ему нужно проследить каждую линию слева направо, чтобы определить, где она заканчивается. Начинать нужно с линии 1. Испытуемый должен записать тот номер, которым эта линия заканчивается. Выполнять задание нужно, прослеживая линию взглядом, не пользуясь пальцем или карандашом, экспериментатор следит за этим.
Рис. 1.
Обработка результатов
Экспериментатор замечает время, которое требуется испытуемому на прослеживание каждой линии и на все задание в целом. Время выполнения всего задания не должно превышать 5 минут. Фиксируются остановки в деятельности испытуемого и правильность выполнения задания.
Диагностические материалы к теме «Память»
· Методика исследования логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов
Ход выполнения задания
Для исследования должны быть подготовлены два ряда слов, в первом ряду между словами существуют смысловые связи, во втором ряду они отсутствуют. Испытуемому дают установку на запоминание и зачитывают 10-15 пар слов первого ряда (интервал между парой 5 секунд).
После десятисекундного перерыва читаются левые слова ряда с интервалом 10-15 секунд, а ученик записывает запомнившиеся слова правой половины ряда. Аналогичная работа проводится со словами второго ряда.
Первый ряд КУРИЦА – ЯЙЦО КУКЛА - ИГРАТЬ ГРУША-КОМПОТ КОРОВА - МОЛОКО ПАРОВОЗ - ЕХАТЬ ЛЕД - КОНЬКИ СНЕГ - ЗИМА БАБОЧКА - МУХА НОЖНИЦЫ – РЕЗАТЬ ЛАМПА – ВЕЧЕР КНИГА - ЧИТАТЬ УЧЕНИК - ШКОЛА РУЧКА – ПИСАТЬ ЩЕТКА - ЗУБЫ ЛОШАДЬ - САНИ | Второй ряд СПИЧКИ - КРОВАТЬ ЖУК - КРЕСЛО СИНИЦА-СЕСТРА РЫБА - ПОЖАР ШЛЯПА - ПЧЕЛА БОТИНКИ - САМОВАР ЛЕЙКА-ТРАМВАЙ КОМПАС - КЛЕЙ МУХОМОР - ДИВАН НЕБО – РАК ДЕРЕВО – ОВЦА ГРЕБЕНКА-ВЕТЕР БУСЫ - ЗЕМЛЯ ПИЛА – ЖУРНАЛ ГРАФИК - ТУМАН |
Обработка результатов
По каждому опыту необходимо подсчитать количество правильно воспроизведенных слов и количество ошибочных воспроизведений. Результаты заносятся в таблицу.
Схема протокола к методике исследование логической и механической памяти методом запоминания двух рядов слов
Объем смысловой памяти | Объем механической памяти | ||||
Количество слов первого ряда (а1) | Количество запомнившихся слов (б1) | Коэффициент смысловой памяти С1=б1/а1 | Количество слов второго ряда (а2) | Количество запомнившихся слов (б2) | Коэффициент механической памяти С2= б2/а2 |
Сопоставление коэффициентов смысловой и механической памяти позволит определить ведущий тип памяти у данного испытуемого, выяснить, насколько память, опирающаяся на использование системы смысловых связей, может расширить объем запоминаемого материала.