Глава 3. Комплексный подход к изучению детей с нарушениями

развития.................................................................................................... 36

3.1. Медицинское обследование в системе комплексного
изучения ребенка с отклонениями в развитии................................. 36

3.2. Педагогическое изучение детей с нарушениями развития.......... 40

3.3. Социально-педагогическое изучение микросоциальных
условий и их влияния на развитие ребенка...................................... 53

3.4. Психологическое изучение детей с нарушениями

развития..................................................................................................... 54

3.4.1. Методы психологического изучения детей

с нарушениями развития........................................................... 59

3.4.2. Экспериментально-психологическое изучение

детей с нарушениями развития............................................... 62

3.4.3. Тесты................................................................. :............................ 83

3.4.4. Нейропсихологическое изучение детей

с нарушениями развития........................................................... 90

3.4.5. Подходы к изучению личности детей

и подростков с нарушениями развития................................ 93

3.5. Логопедическое обследование в системе комплексного
изучения детей с нарушениями развития....................................... 101

Глава 4. Особенности психолого-педагогического изучения
детей с отклонениями в развитии на разных
возрастных этапах............................................................................... 127

4.1. Психолого-педагогическое изучение детей

первого года жизни.............................................................................. 127

4.1.1. Особенности развития............................................................. 127

4.1.2. Рекомендации к психолого-педагогическому
изучению детей первого года жизни................................... 129

4.2. Психолого-педагогическое изучение детей раннего

возраста (1—3 года)............................................................................ 137

4.2.1. Особенности развития............................................................. 137

4.2.2. Рекомендации к психолого-педагогическому
изучению детей раннего возраста........................................ 138

4.3. Психолого-педагогическое изучение детей дошкольного
возраста (от 3 до 7 лет)........................................................................ 143

4.3.1. Особенности развития............................................................. 143

4.3.2. Рекомендации к психолого-педагогическому
изучению детей дошкольного возраста............................. 144

4.4. Психолого-педагогическое изучение детей школьного
возраста................................................................................................... 148

4.4.1. Особенности развития............................................................. 148

4.4.2. Особенности психолого-педагогического

изучения младших школьников............................................ 149

4.5. Психолого-педагогическое изучение подростков

с нарушениями развития.................................................................... 155

4.5.1. Особенности развития............................................................. 155

4.5.2. Цели и задачи психолого-педагогического

изучения подростков с нарушениями развития............... 156

4.5.3. Особенности процедуры проведения
психологического исследования подростков

с нарушениями развития........................................................ 158

4.5.4. Правила построения программ исследования................. 163

Глава 5. Психолого-педагогическое изучение детей и подростков
с нарушениями слуха, зрения, опорно-двигательного
аппарата, эмоционального развития, сложными
нарушениями развития.................................................................... 169

5.1. Психолого-педагогическое изучение детей

с нарушениями слуха.......................................................................... 169

5.2. Психолого-педагогическое изучение детей

с нарушениями зрения......................................................................... 177

5.2.1. Теоретические основы организации обследования

детей с нарушениями зрения................................................. 179

5.2.2. Требования, предъявляемые при проведении
обследования детей с нарушениями зрения...................... 182

5.2.3. Особенности проведения психолого-педагогической
диагностики детей с нарушениями зрения

в разные возрастные периоды.............................................. 183

5.2.4. Принципы адаптации диагностических методик
при обследовании детей разных возрастных групп

с нарушениями зрения............................................................. 187

5.2.5. Стандартизированные диагностические методики,
адаптированные для работы с детьми, имеющими
нарушения зрения..................................................................... 191

5.3. Психолого-педагогическое изучение детей

с нарушениямиопорно-двигательного аппарата........................ 193

5.4. Психолого-педагогическое изучение детей

с нарушениями эмоционально-волевой сферы

(с ранним детским аутизмом)............................................................ 202

5.4.1. Общая характеристика нарушений у аутичных детей... 202

5.4.2. Процедура психолого-педагогического изучения
аутичных детей......................................................................... 213

5.5. Клинико-психолого-педагогическое изучение детей

со сложными нарушениями развития............................................. 220

Глава 6. Психолого-медико-педагогические консилиумы в
образовательных учреждениях, психолого-медико-
педагогические комиссии и консультации.............................. 230

6.1. Психолого-медико-педагогические консилиумы

в образовательных учреждениях..................................................... 230

6.1.1. Цели и задачи ПМПк................................................................ 231

6.1.2. Организация деятельности ПМПк........................................ 232

6.2. Психолого-медико-педагогические комиссии

и консультации...................................................................................... 234

6.2.1. Консультативно-диагностическая работа........................ 237

6.2.2. Методы психолого-педагогического

исследования детей в ПМПК................................................. 243

6.2.3. Методы экспериментально-психологического
исследования в ПМПК............................................................. 247

Глава 7. Организация и содержание психологического

консультирования в системе психолого-педагогического
сопровождения ребенка с нарушениями развития................ 254

7.1. Понятие психологического консультирования............................ 255

7.2. Методы психологического консультирования............................. 258

7.3. Процедура психологического консультирования....................... 262

7.4. Основные принципы и стратегии консультирования................. 265

7.5. Типичные трудности в процессе консультирования.................. 266

7.6. Задачи психологического консультирования семей,
имеющих детей с отклонениями в развитии.................................. 268

7.7. Психологическое консультирование детей

с отклонениями в развитии................................................................ 271

Наши рекомендации