Психолого-педагогическая диагностика

Рекомендовано

Министерством образования Российской Федерации для специальностей:

031500— Тифлопедагогика, 031600— Сурдопедагогика, 031700 —

Олигофренопедагогика, 031800—Логопедия, 031900— Специальная

психология, 032000— Специальная дошкольная педагогика и психология

1. Цель и задачи дисциплины.

Цель данной дисциплины — ознакомление студентов с методологией и практикой изучения нарушений развития и комплектования коррек-ционно-образовательных учреждений.

Основные задачи дисциплины:

- обеспечить студентов теоретической подготовкой по вопросам пси­
ходиагностики нарушений развития;

- сформировать у студентов практические навыки своевременного
выявления нарушений развития у детей;

- сформировать навыки психологического и педагогического изуче­
ния детей с учетом имеющихся нарушений;

- обеспечить усвоение нормативных и практических материалов по
вопросам комплектования специальных образовательных учреждений
(дошкольных и школьных).

2. Требования к уровню подготовки студента.

В результате изучения дисциплины студент должен овладеть следую­щими знаниями:

- теоретико-методологическими основами психодиагностического
процесса;

- современными подходами к организации и методическому обеспе­
чению изучения детей с отклонениями в развитии;

- основными психодиагностическими методиками и путями анализа;

- системой отбора детей в специальные образовательные учреждения.
Студент должен уметь:

- выявлять в детской популяции детей с отклонениями в развитии;

- проводить психолого-педагогическое изучение детей с разными
нарушениями;



19*



- на основании диагностики определять пути коррекционной работы;

- квалифицированно решать вопрос о направлении ребенка в специ­
альное образовательное учреждение (школьное или дошкольное) и об
организационных формах обучения.

3. Объем дисциплины и виды учебной работы.

Вид занятий Всего часов Семестр
Общая трудоемкость (по ГОСВПО)  
Аудиторные занятия  
Лекции X  
Практические занятия (семинары) X  
Лабораторные работы X  
Самостоятельная работа (в часах) 34 (работа с литературой)  
Указать другие виды работы, в том числе курсовые проекты, рефераты X  
Вид итогового контроля Экзамен  

4. Содержание дисциплины.

4.1. Разделы дисциплины и виды учебных занятий.

№ п/п Наименование темы Лек­ции Практические занятия, семинары Лаборатор­ные работы
1. Предмет, задачи, теоретико-мето­дологические основы психолого-педагогической диагностики (ППД) X    
2. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений развития у детей X X X
3. Психолого-педагогическая диагностика в системе психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями развития X X X
4. Дифференциальная диагностика X X X

Примечание. X — часы распределяются произвольно.

4.2. Содержание разделов дисциплины.

1. Предмет, задачи, теоретико-методологические основы психоло­го-педагогической диагностики. Место психодиагностики в психолого-педагогическом сопровождении детей с нарушениями развития. Задачи ППД: выявление детей с проблемами в развитии, определение их об-

разовательных потребностей; определение путей коррекции и компен­сации нарушений; определение оптимального педагогического марш­рута. Теоретико-методологическая основа ППД. Взгляды Л.С.Выго­тского, А. Р.Лурия, В. И.Лубовского на проблему изучения нарушений развития.

Принципы ППД: комплексность, системный анализ нарушений, динамическое изучение, качественно-количественный анализ результатов.

Роль ППД на разных этапах развития ребенка. Прогностическое зна­чение психодиагностики нарушений развития.

2. Методы психолого-педагогической диагностики нарушений разви­
тия у детей. Психологические средства. Основные методы ППД — наблю­
дение, эксперимент. Дополнительные методы — анализ документации,
беседа, тестирование, анализ продуктов деятельности ребенка. Наблю­
дение. Естественный психолого-педагогический эксперимент. Патопси­
хологический эксперимент. Обучающий эксперимент. Эксперименталь­
но-психологические методики изучения познавательной деятельности и
личности. Методы изучения речи.

Дифференциальная психометрия. Тестирование: репрезентативность, надежность, валидность тестов.

Нейропсихологическое изучение детей. Рисуночные тесты: их место в изучении ребенка с отклонениями в развитии.

Психодиагностическая процедура. Нормативные требования к орга­низации и проведению обследования детей с отклонениями в развитии. Методическое обеспечение психодиагностического процесса. Заключе­ние по результатам психологического изучения ребенка.

Особенности обследования детей в зависимости от возраста и харак­тера нарушений (сенсорные, моторные, речевые).

Педагогическое изучение детей с отклонениями в развитии в услови­ях образовательного учреждения. Психолого-педагогическая характери­стика на ребенка с нарушением развития: ее назначение, требования к составлению, использование в практике образовательных учреждений.

3. Психолого-педагогическая диагностика в системе психолого-педа­
гогического сопровождения детей с нарушениями развития. Психолого-
педагогическая диагностика и ее значение для организации психокор-
рекционных, психопрофилактических мероприятий, психолого-педаго­
гического консультирования и поддержки семьи, воспитывающей ре­
бенка с нарушениями развития.

Психолого-педагогический консилиум (ПМПк) образовательного учреждения: состав, задачи, организация и содержание деятельности, документация.

Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Нормативно-правовая база деятельности. Цель, задачи, состав, организация работы. Оборудование для обследования детей. Документация. Особенности изу­чения детей в ПМПК. Психолого-педагогический диагноз.

Психолого-медико-педагогическая консультация. Задачи, организа­ция и содержание работы.

4. Дифференциальная диагностика. Понятие «сходные состояния»,
«дифференциально-диагностические критерии». Задачи дифференциаль­
ной диагностики.

Значение дифференциальной диагностики для комплектования спе­циальных образовательных учреждений и организации коррекционно-развивающего процесса.

Особенности дифференциального диагноза при интеллектуальных, речевых, сенсорных, двигательных нарушениях, при сложных (комп­лексных) дефектах.

Отграничение умственной отсталости от сходных состояний как важ­нейшая задача дифференциальной диагностики. Основные критерии от­граничения умственной отсталости от сходных состояний.

4.3. Лабораторный практикум.

1. Участие в психолого-педагогическом изучении детей в специаль­
ном образовательном учреждении.

2. Изучение документации на ребенка, представленного на ПМПК.

3. Демонстрация психодиагностического обследования ребенка 6 —
9 лет с предполагаемой умственной отсталостью; обсуждение результа­
тов, написание заключения.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

5.1, Рекомендуемая литература.

Основная

Выготский Л. С. Диагностика развития и педологическая клиника труд­ного детства// Собр. соч.: В 6 т. - М, 1984. — Т. 5. - С. 257-321.

Забранная С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1995.

Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. — М., 1998.

Лубовский В. И. Психологические проблемы диагностики аномально­го развития детей. — М., 1998.

Левченко И.Ю. Патопсихология: Теория и практика. — М., 2000.

Методы обследования речи у детей / Под общ. ред. И. Т. Власенко, Г.В.Чиркиной. - М., 1996.

Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А.Стребелевой. — М., 1998.

Дополнительная

Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специаль­ные дошкольные учреждения. — М., 1972.

Кононова М. П. Руководство по психологическому исследованию пси­хически больных детей. — М., 1963.

Лебединская К. С., Никольская О. С. Диагностика раннего детского аутизма: Начальные проявления. — М., 1991.

Семаго Н.Я., Семаго М.М. Руководство по психологической диагно­стике. — М., 2000.

Схема нейропсихологического обследования детей / Под ред. А. В. Се­менович. — М., 1998.

Усанова О.Н. Специальная психология. Система психологического изу­чения аномальных детей. — М., 1990.

5.2. Средства обеспечения дисциплины. Для обеспечения освоения
дисциплины необходимы лаборатории, классы.

6. Материально-техническое обеспечение дисциплины. Для обеспече­
ния данной дисциплины необходимы:

- лаборатории;

- классы, оборудование различными средствами ТСО (компьютеры,
видео- и аудиоаппаратура);

- учебные и методические пособия (учебники, программы, сборни­
ки упражнений и т.д.);

- наглядные пособия.

7. Методические рекомендации по организации изучения дисцип­
лины.

7.1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий для само­
стоятельной работы.

Темы для самостоятельной работы

1. Задачи ППД.

2. Виды диагностики (общая характеристика).

3. Принципы ППД.

4. Методы ППД.

5. Роль ППД на разных этапах развития ребенка.

7.2. Примерная тематика рефератов, курсовых работ.

1. Психолого-педагогическое изучение умственно отсталых дошколь­
ников.

2. Психолого-педагогическое изучение умственно отсталых школь­
ников.

3. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с ЗПР. •

4. Психолого-педагогическое изучение младших школьников с ЗПР.

5. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с ОНР.

6. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с нарушением
опорно-двигательного аппарата.

7. Психолого-педагогическое изучение школьников с нарушением
опорно-двигательного аппарата.

8. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с нарушением
зрения.

9. Психолого-педагогическое изучение школьников с нарушением
зрения.

10. Психолого-педагогическое изучение дошкольников с нарушением
слуха.

11. Психолого-педагогическое изучение школьников с нарушением
слуха.

7.3. Примерный перечень вопросов к экзамену.

1. Задачи ППД.

2. Теоретико-методологическая основа ППД нарушений развития.

3. Виды диагностики (скрининг-диагностика, психолого-педагогиче­
ская, дифференциальная диагностика).

4. Принципы ППД.

5. История развития методов изучения детей с проблемами в разви­
тии.

6. Роль ППД на разных этапах развития ребенка.

7. Методы ППД. 295

8. Соотношение основных и дополнительных методов в изучении ре­
бенка с нарушением развития.

9. Метод наблюдения. Роль педагогического наблюдения для изучения
детей с проблемами в развитии.

10. Естественный психолого-педагогический эксперимент.

11. Метод эксперимента. Экспериментально-психологические методики.

12. Обучающий эксперимент, его значение для изучения детей с про­
блемами в развитии.

13. Тестирование, его роль в изучении детей с нарушениями разви­
тия.

14. Рисуночные тесты, их значение для психодиагностики нарушений
развития.

15. Психолого-педагогический консилиум. Состав, задачи, организа­
ция и содержание работы.

16. Психолого-медико-педагогическая комиссия, нормативно-право­
вая база. Состав, организация и содержание работы по комплектованию
специальных образовательных учреждений.

17. Организация обследования ребенка в ПМПК.

18. Дифференциальная диагностика. Ее задачи.

19. Сходные состояния. Дифференциально-диагностические критерии
разграничения сходных состояний.

20. Основные критерии разграничения умственно отсталых детей и
сходных состояний.

Программа составлена в соответствии с Государственным образова­тельным стандартом высшего профессионального образования по спе­циальностям:

031500 — Тифлопедагогика,

031600 — Сурдопедагогика,

031700 — Олигофренопедагогика,

031800-Логопедия,

031900 — Специальная психология,

032000 — Специальная дошкольная педагогика и психология.

Программу составила доктор психологических наук, профессор МГОПУ И.Ю.Левченко.

Программа одобрена на заседании Учебно-методического совета по специальной психологии и коррекционной педагогике.

Протокол № 1 от 14 октября 2000 г.

Приложение 2

Примерное положение

Наши рекомендации