Качественные параметры оценки выполнения диагностических заданий детьми с нарушениями зрения

При использовании методик, основанных на двигательных на­выках, следует учитывать не быстроту и точность движений, а результативность выполнения задания. Время выполнения зада­ния увеличивается; исключаются все тесты на исследование са­мих движений и двигательных навыков.

При использовании методик, основанных на речевом матери­але, следует предварительно выяснить, сформированы ли у ре­бенка реальные представления, предъявленные данным словес­ным материалом. Формализм речи, свойственный детям с нару­шениями зрения, может проявиться в отсутствии полноценного реального представления о предмете или явлении, заявленного в слове.

При выполнении методик, связанных с элементами рисова­ния, следует предварительно выяснить, сформировано ли у ре­бенка представление о предмете, насколько ребенок знает харак­теристики предмета, который нужно изобразить. В случае необхо­димости следует показать предмет и рассказать о нем. Особенно это касается слепых детей при рисовании на приборе Семевского или Клушиной.

При использовании методик, основанных на зрительном ана­лизе и синтезе пространственных соотношений объектов, предва­рительно выясняют, сформировано ли у ребенка знание предла­гаемых форм и объектов.

Методики с применением свободных творческих игр следует употреблять, предварительно выяснив, знает ли ребенок игруш-

ки, с которыми будет играть. Особенно это касается стилизован­ных игрушек, животных в одежде, сказочных персонажей. Детей сначала знакомят с действиями, которые можно производить с игрушками, а также с помещением, в котором они будут играть. При использовании методик, основанных на подражании, учи­тывая отсутствие этого процесса у слепых детей и трудности его формирования у детей с глубокими нарушениями зрения, следу­ет производить показ на самом ребенке, используя его двигатель-но-мышечную память и совместные действия с взрослыми.

Стандартизированные диагностические методики,

Адаптированные для работы с детьми, имеющими

Нарушения зрения

Методика «Коробка форм»

Направлена на определение сформированности представлений о форме. Так как при выполнении заданий по этой методике воз­никают трудности, связанные с восприятием глубины и объем­ности, следует предварительно проанализировать вместе с ре­бенком фигуры-вкладыши, вычленив необходимую плоскость объемной фигуры так, чтобы ребенок мог идентифицировать ее с прорезью. Возможны трудности практического вкладывания фигур из-за недоразвития микрокоординации движений. Психо­лог должен выявить эти отличия, ставя уточняющие вопросы.

Методики «Пирамидка» и «Мисочки»

Направлены на определение сформированности предметных действий и представлений о величине.

При выполнении предметных действий у детей с нарушения­ми зрения может страдать точность и координированность движе­ний, что обусловливает замедленное выполнение теста. Для более адекватной оценки следует предварительно выяснить сформиро-ванность у детей понятия о величине и умение располагать пред­меты в сериационном ряду.

Методика «Разрезные картинки»

Направлена на выявление уровня зрительного синтеза и про­странственного восприятия.

При выполнении теста следует сначала проанализировать це­лостную картинку и установить, сформирован ли у ребенка этот образ. Убедившись, можно приступать к воссозданию соответству­ющего образа и на разрезной картинке.

Методика «Конструирование по образцу»

В этой методике должны быть четко выделены различия в трех характеристиках строительных деталей: цвете, отличающейся друг от друга поверхности, а также в форме предъявления — на конт­растном фоне так, чтобы ребенок мог выделить места сочленения деталей.

Методика «Свободный рисунок»

Выявляется уровень сформированности представлений об окру­жающем, уровень владения техникой рисования и развитие мел­кой моторики.

Ребенку предоставляется бумага (не глянцевая), простые и цвет­ные карандаши, фломастеры. Карандаши подбираются более конт­растными по отношению к бумаге (красный, синий, зеленый, чер­ный, коричневый). Слепые используют прибор Н. В. Клушиной.

Методика «Рисунок человека»

Результаты, полученные по этой методике, должны быть соот­несены с другими тестами, направленными на выявление сфор­мированности представления об образе человека.

Наши рекомендации