Период осознания своего отличия от нормально видящих детей
Проблема переживания своего дефекта в дошкольном возрасте связана с пониманием и осознанием ребенком себя, своей личности, своего Я, как особого, отличающегося от нормально видящих детей; пониманием того, что он не в состоянии осуществлять связи и контакты, выполнять ряд действий, основанных на зрительной перцепции. И это вызывает у детей чувство неудовлетворения собой. Поэтому первым направлением при обследовании является выяснение того, осознает ли ребенок себя как личность, имеющую свои собственные потребности и особенности.
Понимание своего дефекта или недостатка и осознание необходимости его коррекции способствует возникновению актов саморегуляции. В то же время недостаточная сформированность произвольных психических процессов и возникновение пассивной позиции по отношению к окружающему у ребенка с нарушениями зрения затрудняет и замедляет процесс становления саморегуляции. Для того чтобы определить степень и уровень возможности к саморегуляции, необходимо выяснить:
- знание ребенком своих органов чувств. Это знание формиру
ется на основе собственных проб, проверок своих физических ка
честв, двигательных способностей и понимания того, что ребен
ку нравится или не нравится, что он может или не может сделать;
- понимание пользы ношения очков; лечения, даже с помо
щью окклюзии; специальных занятий по развитию зрения; при
боров, помогающих видеть и осуществлять необходимую деятель
ность;
- понимание необходимости организации своего личного мес
та для игр, занятий, отдыха;
- желание общаться с избранными детьми и взрослыми, со
здавать свое личное окружение, личностное пространство;
- понимание возможности попросить о помощи именно в то
время, когда она требуется;
- появление интереса к своему внешнему виду и внешнему
виду окружающих, умение оценивать его; отношение к необходи
мости носить очки, виду своих глаз;
- различение одежды, требующейся в разных условиях: для игры
на площадке, для поездки в гости, для занятий физкультурой,
для помощи по дому и т.д.;
- осуществление самоконтроля за поведением, понимание не
соответствия своего поведения в некоторых ситуациях и стремле-
ние выработать с помощью взрослого правильные и приемлемые для общества формы поведения.
Второе направление связано со специфическими проблемами социальной адаптации дошкольника с нарушениями зрения. Оно предполагает наличие и развитие навыков и качеств ребенка, помогающих ему жить в обществе, разрешая возникающие конфликты и трудности как с помощью взрослых, так и самостоятельно. Для этого психологу необходимо знать:
- как у ребенка развивается процесс расширения знаний и пред
ставлений об обществе, о других людях, об окружении; как он
использует полисенсорный характер восприятия при знакомстве
с людьми и окружением, не вызывает ли у него страх встреча с
новыми предметами;
- как он получает информацию от других людей и использует
ее; нет ли у него боязни общения с людьми; не замыкается ли он
в узком кругу родных и близких;
- задает ли он вопросы, чтобы получить новую информацию,
или пассивен в приобретении новых знаний;
- создает ли он свою индивидуальную систему средств получе
ния информации, ограниченную нарушением зрения; имеет ли
навыки использования окружающей обстановки, людей;
- предлагает ли он свою помощь другим детям и взрослым;
- понимает ли он, что для участия в общем деле с коллективом
детей и взрослых необходимо соответствующее поведение, уваже
ние к участникам и подчинение общественным правилам (напри
мер, ждать своей очереди, делиться материалами, игрушками и т. п.);
- использует ли зрительный контакт с людьми вне зависимо
сти от остроты зрения и периода лечения;
- есть ли интерес к людям, находящимся за пределами семьи,
интересуется ли соседями, имеет ли с ними контакт;
- узнает ли друзей не только по имени, но и по голосу, поход
ке, одежде, росту и .индивидуальным качествам, присущим толь
ко им.
Третье направление связано с необходимостью формирования знаний, навыков и психологической готовностью выйти за пределы узкого коллектива и расширить контакты с людьми и обществом, преодолевая страх перед новыми людьми, незнакомым пространством. Психолог выявляет у детей представления об обществе, социальных службах, умение пользоваться достижениями современной техники и т.д. При наблюдении и обследовании детей надлежит уделять внимание следующему:
- расширяются ли у ребенка представления об обществе; какие
общественные институты он знает; знаком ли с их функциями
(почта, магазин, поликлиника, пекарня, метрополитен, банк и
т.д.); может ли назвать и описать некоторые профессии (медсест
ра, пожарный, милиционер и т.д.);
В соответствии с указанными критическими периодами определяются и направления обследования детей с нарушениями зрения.