Особенности психолого-педагогического

ИЗУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ НА РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ЭТАПАХ

Психолого-педагогическое изучение детей первого года жизни

Особенности развития

Особенностью детей первого года жизни является большая за­висимость от воздействия взрослого человека. Общение со взрос­лым — необходимая потребность детей уже в первые месяцы жиз­ни. Именно в процессе этого общения формируются основы всей психической деятельности малыша. Развитие в этом возрасте про­исходит неравномерно, поэтому его оценка всегда требует дина­мического наблюдения.

Быстрый темп и неравномерность развития определяют деле­ние первого года жизни на качественно различные периоды, каж­дый из которых характеризуется ведущими достижениями.

В первый период (первый месяц жизни) — период новорож­денности — еще трудно выделить ведущее достижение в разви­тии, однако наряду с набором врожденных приспособительных реакций уже с 3 — 4-й недели жизни можно выявить первые пред­посылки так называемого коммуникативного поведения: в ответ на обращенный к ребенку ласковый голос и улыбку начинает воз­никать ротовое внимание — ребенок замирает, его губы вытяги­ваются вперед, он как бы слушает губами. Вслед за этой реакцией появляется улыбка.

Ведущим достижением во втором периоде (от 1 до 3 мес) яв­ляется формирование зрительных и слуховых ориентировочных реакций, а также ответных эмоционально-выразительных реак­ций. Развивается умение сосредоточивать взгляд на висящей игрушке, лице взрослого, следить за движущимися предметами. В конце 1 — начале 2-го месяца появляется ответная улыбка взрос­лому. К концу второго периода у ребенка ярко выражена эмоцио-

нальная реакция на общение со взрослым — комплекс оживле­ния. Его появление определяет грань между периодом новорож-денности и младенчеством. Развитие движений во втором периоде характеризуется способностью удерживать головку в горизонталь­ном и вертикальном положении.

В третьем периоде (3 — 6 мес) продолжается дальнейшее разви­тие зрительных и слуховых ориентировочных реакций, появляет­ся ориентирование в окружающем, на основе которого формиру­ется понимание речи, предпосылки предметной деятельности, сенсорное восприятие и первые сложные формы поведения. Веду­щим в этом возрасте является развитие движений руки, когда глав­ную роль начинает играть зрительный анализатор: к концу периода ребенок способен производить целенаправленные движения рук, самостоятельно брать и манипулировать игрушками.

Качественно видоизменяются и реакции ребенка на общение со взрослым. Комплекс оживления как реакция на взрослого ста­новится дифференцированным, малыш постепенно начинает от­личать своих от чужих.

Ведущим в этот период является и развитие подготовительных этапов активной речи. Интенсивно развиваются голосовые реак­ции: наряду с певучим гулением возникает лепет.

К концу первого полугодия жизни ребенок лежит на животе, опираясь на ладони выпрямленных рук, переворачивается со спи­ны на живот и обратно, крепко упирается ножками при поддерж­ке под руки.

Четвертый период (6 — 9 мес) характеризуется резким скачком в развитии движений. К 7 мес ребенок хорошо ползает. Это меняет его поведение — он становится более активным и самостоятель­ным, начинает лучше ориентироваться в окружающем, активно манипулирует. К 9 мес развивается функция прямостояния, уме­ние садиться, ложиться, вставать, сидеть, стоять, переступать вдоль барьера, совершенствуются движения кисти и пальцев. Все это способствует формированию предметной деятельности.

В пятом периоде (9—12 мес) ведущим является развитие речи. К 9 мес у ребенка значительно расширяется понимание обращен­ной к нему речи. Это меняет его поведение, характер деятельно­сти. В период 10—12 мес формируется активная речь, ребенок овладевает первыми словами.

Под влиянием понимания речи усложняются действия с пред­метами. В 10—12 мес малыш учится выполнять действия по показу и словесной инструкции взрослого. Действия становятся более разнообразными и носят целенаправленный характер, координи­руются движения рук. Увеличивается число игрушек, используе­мых ребенком; появляются предпосылки игры. К концу этого пе­риода ребенок овладевает умением самостоятельно принимать вер­тикальную позу и ходить.

Рекомендации к психолого-педагогическому изучению детей первого года жизни

Обычно психодиагностическое изучение детей начинают по­сле 1,5 — 2 мес. Объектами такого изучения становятся дети с признаками раннего органического поражения мозга или находя­щиеся в условиях социальной или эмоциональной депривации, например в условиях дома ребенка или при эмоциональном от­вержении ребенка матерью.

Существует несколько методик изучения психофизического развития детей первого года жизни. Широкую популярность у нас в стране получили Шкала развития Гезелла, Денверовская скри-нинговая методика (DDST) и некоторые другие. Среди отечествен­ных методов можно отметить работы Г. В. Пантюхиной, К. Н. Печо­ры, Э.Л.Фрухт, О.В.Баженовой, Л.Т.Журбы, Е.М.Мастюковой.

И отечественные, и зарубежные методики построены по одно­му принципу: они включают наборы заданий, направленных на изучение моторной, речевой, познавательной, социальной сфер. По мере увеличения возраста эти задания усложняются. Результа­ты изучения ребенка оцениваются путем сравнения их с нормати­вом. Методики позволяют решать, находится ли формирование психики ребенка в пределах нормы, а если отстает, то какие сфе­ры наиболее страдают. Следует отметить, что требования, предъяв­ляемые в отечественных методиках, несколько выше, чем в зару­бежных, особенно при оценке речевого развития, способов взаи­модействия со взрослыми, эмоциональных реакций.

В практике обычно пользуются следующими приемами обсле­дования детей первого года жизни (О.В.Баженова, Л.Т.Журба, Е. М. Мастюкова).

Детей старше 8 мес можно исследовать на специальном столе, более старших детей можно сажать за специальный детский сто­лик или на колени к маме. Дети должны быть в состоянии актив­ного бодрствования, здоровыми (имеется в виду подверженность детским заболеваниям), сухими, сытыми, нераздраженными, не­утомленными.

Вначале устанавливают контакт с ребенком, отмечают его осо­бенности. Плохо, если дети старше 8 мес легко входят в такой контакт и не различают знакомых и незнакомых им взрослых. Осо­бое внимание обращают на характер контакта младенца с матерью.

Определяют состояние двигательной сферы: возможность и качество контроля положения головы, рук, позы при сидении и ходьбе; у детей старше 8 мес внимание обращают на развитие шаговых движений.

Затем определяют развитие сенсорных реакций: изучают ха­рактер прослеживаний и фиксаций. Для этого перед глазами ре­бенка на расстоянии 30 см перемещают яркую игрушку размером

9 2589

7—10 см в горизонтальном, вертикальном, круговом направле­ниях. У детей от 2 до 4,5 мес специальное внимание обращают на прекращение прослеживаний при остановке игрушек в поле зре­ния ребенка. Для исследования возможности прослеживания неви­димой траектории движения объекта и его попеременного появле­ния в определенных частях пространства пользуются специальны­ми экспериментальными приемами. В первом случае движущаяся игрушка, на которой зафиксирован взгляд ребенка, скрывается за экраном, находящимся на расстоянии 50 см от его глаз; затем, сохраняя траекторию движения, через некоторое время появляет­ся из-за другой стороны экрана. Задача считается выполненной, если после исчезновения объекта из поля зрения ребенок продол­жает прослеживать траекторию его движения, и в момент появле­ния объекта из-за экрана взгляд ребенка направлен на него.

В другом случае при изучении реакции предвосхищения перед ребенком на уровне его глаз на расстоянии 50 см помещается бе­лый экран размером 35 х 35 см с двумя окошечками 7ху см, рас­положенными на расстоянии 10 см друг от друга. В окошечках по­очередно с интервалом в 4 — 6с появляется звучащая игрушка размером 7 см. Реакция считается выполненной, если при несколь­ких пробах хотя бы один раз наблюдается перемещение взгляда ребенка от окошка, где игрушка уже была, к окошку, где она должна появиться, и фиксация взгляда на последнем.

Далее проверяют наличие реакции на исчезающий из поля зре­ния объект, возможность нахождения источника звука с помо­щью поворота головы и глаз, способность прислушиваться к речи, а также находить спрятанный объект и рассматривать два объекта в одно и то же время.

Определяют состояние развития действий с предметами. Для этого предлагают ребенку старше 4 мес погремушку и оценивают захват, его быстроту и точность, движения пальцев, продолжи­тельность удерживания, характер манипуляций. Затем детям стар­ше 8 мес дают вторую погремушку, оценивают возможность ее захвата и удерживания двух игрушек. Вторую игрушку предлагают сначала со стороны свободной руки, а затем со стороны занятой и выясняют возможность пересечения рукой средней линии взора при захвате второй игрушки. У детей старше 10 мес изучают форми­рование обходных движений. Для этого, заинтересовав ребенка иг­рушкой, убирают ее за экран 20 х 20 см, расположенный в одном из полей зрения ребенка (правом или левом). Игрушку помещают у того края экрана, который находится в непосредственной близости от соседнего поля зрения ребенка, привлекают к ней его внимание, а затем прячут за экран, стараясь не прекращать ее звучания; так повторяют несколько раз. Задача считается выполненной, если ребе­нок достает игрушку из-за экрана. Дети до года часто достают игруш­ку рукой, находящейся в одном поле зрения с барьером, и только к

году появляется доставание игрушки дальней от барьера рукой с пересечением средней линии взора. Специальное внимание следует обратить на продолжительность интереса ребенка к действиям с пред­метами и на сохранение зрительного контроля за ними. Детям стар­ше 10 мес предлагают несколько игрушек и оценивают возможность попеременной манипуляции с двумя и более объектами, а также захвата третьей игрушки. Особое внимание следует обратить на раз­витие действия ребенка с предметами, участвующими в процессе кормления: бутылочкой, ложкой, чашкой. Специальное внимание обращают на развитие интереса к предметам, взять которые можно только двумя пальцами — указательным и большим.

Определяют состояние развития способа взаимодействия со взрослым: выясняют наличие эмоциональных и зрительных кон­тактов между матерью и ребенком, пытаются установить подоб­ного рода контакты между ребенком и исследователем. Выясняют у матери, понимает ли она определенные желания ребенка, о чем говорит ей детский плач, существуют ли в нем паузы для реакции взрослого, является ли крик ребенка модулированным; какого типа игры существуют в репертуаре их общения, посматривает ли ребе­нок в глаза матери, манипулируя с игрушками в ее присутствии и под ее контролем, понимает ли он элементарные инструкции, выраженные мимикой и жестом, особые слова-метки и некоторые другие слова и, наконец, владеет ли указательным жестом.

В процессе всего обследования определяют состояние развития эмоциональных и голосовых реакций, отмечают характер и выра­женность улыбки, анализируют, в каких ситуациях она чаще все­го появляется. Обращают внимание на характер отрицательных эмоциональных проявлений, их доминирование или отсутствие в общем фоне настроения, на способность сдерживать крик, хны­канье или плач при восприятии изменений в ситуации, на воз­можность прекращения плача при переключении на какую-либо деятельность. Специально следует оценить формирование отноше­ний привязанности к близким взрослым, отсутствие или наличие реакций настороженности при общении с незнакомыми людьми.

При анализе голосовых реакций отмечают частоту их возник­новения, разнообразие, возможность появления ответных звуко­вых реакций, а также форму — гуканье, лепет, первые слоги.

Психологическое исследование психического развития ребен­ка первого года жизни традиционно завершается составлением заключения о его состоянии. Наряду с общей оценкой тяжести и характера нарушений в заключении должны быть указаны психи­ческие функции, развитие которых нарушено, и степень этого нарушения, а также функции, развивающиеся нормально. Кроме того, следует дать развернутую характеристику каждой функции на основании полученных при обследовании результатов, сгруп­пировав их по сферам (см. табл. 4).

9* 131


Воз­раст, мес Сфера
Двигатель­ная Сенсорная Эмоциональная Голосовая активность Практическое действие Взаимодействие со взрослыми
  Смотрит на мать, когда она с ним разговаривает, при этом откры­вает и закрывает рот. Прослежи­вает горизонталь­ное движение объекта от середи­ны поля зрения        
1,5   Следит за двигаю­щимся человеком. Прослеживает движение объекта от периферии к центру поля зрения        
2-3   Развиты реакции глаз — фиксация, конвергенция, Появление улы­бок на тактильное воздействие, на Возникновение первых спонтан­ных вокализаций Дотрагивается до игрушек, подве­шенных над Интерес к окру­жающим. Зри­тельный и эмо-

С.132- 133
Таблица 4

Наши рекомендации