Концепция ценностного обмена Р.Л. Кричевского

Концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера.

Сама по себе идея ценностного обмена во взаимодействии людей и ранее разрабатывалась в социальной психологии (Дж. Хоманс, Д. Тибо, К. Келли и др.).

Здесь идея ценностного обмена использована при объяснении феномена лидерства: ценностные характеристики членов группы (значимые свойства личности) как бы обмениваются на авторитет и признание лидера. Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности, т.е. являющиеся для группы ценностями. Таким образом, в лидерскую позицию в ходе взаимодействия выдвигается такой член группы, который как бы идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей.

Стиль лидерства: классические и современные представления.

Эксперимент Левина, Липпита, Уатта

Дети подростки (мальчики 11-12 лет) под руководством взрослых лепили маски из папье – маше. Руководители трех групп демонстрировали разный стиль (авторитарный, демократический, попустительский), сравнивалась эффективность деятельности групп.

Были выделены содержание отношений, предлагаемых лидером, способ осуществоения этих решений.

Формальная сторона Содержательная сторона
авторитарный стиль
деловые, кратки распоряжения запреты без снисхождений, с угрозой четкий язык, неприветливый тон похвалы и порицания субъективны эмоции не принимаются в расчет позиция лидера – вне группы дела планируются заранее определяются только непосредственные цели голос руководителя – решающий
демократический стиль
инструкции в форме предложений товарищеский тон похвала и порицание с советами распоряжения и запреты с дискусиями позиция лидера – внутри группы мероприятия планируются в группе за реализацию предложений отвечают все разделы работы не только предлагаются, но и обсуждаются
попустительский стиль
конвенцтональный тон отсутствие похвалы и порицания нет сотрудничества позиция лидера – незаметно в стороне от группы дела в группе идут сами собой лидер не дает указаний разделы работы складываются из отдельных интересов или исходят от нового лидера

Можно выделить и другие типы лидеров: лидер – организатор, лидер – эрудит и т.д.

Л. И. Уманский разработал комплекс методов «лабораторный аппаратурный эксперимент», позволяющий выявить лидера в группе, определить стиль его деятельности.

Современные представления Фидлера:

Составляющие стиля лидерства:

— личностная стилевая характеристика руководителя и наличная ситуация

— эффективность деятельности руководителя (рассматривается по продуктивности деятельности группы, иногда примешивается критерий удовлетворенности).

Эффективность лидера зависит от:

— степени контроля в группе,

— ориентации лидера на решение задачи или межличностные отношения

— тношения к наименее предпочитаемому сотруднику (НПС)

Связь между личностно-стилевой ориентацией руководителя и его эффективностью носят вероятностный характер, будучи обусловлены степенью его контроля над ситуацией. При ориентации на задачу НПС низкий, а на отношения — выше.

Социально-психологические феномены принятия группового решения.

Процесс приняти группового решения связан с проблемой лидерства и руководства. Принятие решений – функция руководителя, организация группы дял принятия решения 0 также функция руководителя.

Групповые ершения часто более эффективны чем индивидуальные.

Роль групповой дискусии

На экспериментальном уровне эта проблема была изучена Левиным.

Эксперимент был осуществлен в США в годы второй мировой войны. В условиях экономических затруднений в связи с военной ситуацией в США снизилось количество пищевых продуктов, поступающих в торговую сеть. Вместо мяса населению предлагались многочисленные субпродукты, однако домохозяйки бойкотировали их покупку.

Цель экспериментального исследования Левина состояла в том, чтобы сравнить эффективность воздействия на мнение домохозяек традиционной формы, используемой рекламой (лекции), и новой формы – выработки собственного группового решения на основе групповой дискуссии. Было создано шесть групп добровольцев-домохозяек из Красного Креста, каждая группа по 13-17 человек. Некоторым из этих групп были прочитаны лекции о пользе субпродуктов и о желательности их покупки, а в других группах была проведена дискуссия по этим же вопросам. Через неделю были проведены интервью с целью выяснить, насколько изменились мнения домохозяек. В группах, слушавших лекции, было зарегистрировано 3% изменения мнений, в группах, где прошли групповые дискуссии, — 32%.

В ходе групповой дискусии каждый член группы является включенным в принятие решения.

Особенности групповой дискусии:

1) групповая дискуссия позволяет столкнуть противоположные позиции и тем самым помочь участникам увидеть разные стороны проблемы, уменьшить их сопротивление новой информации

2) если решение инициировано группой, то оно является логическим выводом из дискуссии, поддержано всеми присутствующими, его значение возрастает, так как оно превращается в групповую норму.

Формы групповых дискусий:

— «брейнсторминг» («мозговая атака»), А. Осборн.

Для выработки коллективного решения группа разбивается руководителем на две части: «генераторов идей» и «критиков». Сначала действую генераторы идей, они должны придумать как можно больше решений, они могут быть любыми, на этом этапе их никто не критикует. на втором этапе критики оценивают придуманные решения.

Однако в экспериментальных исследованиях было установлено, что чрезмерная критичность на определенных фазах принятия группового решения играет не положительную, а отрицательную роль.

— метод синектики (метод соединения разнородного), У. Гордон.

Основная идея та же – выработать на первом этапе как можно больше разнообразных, а в данном случае — и прямо противоположных, взаимоисключающих предложений. Для этого в группе выделяются «синекторы» - своеобразные затравщики дискуссии. Дискуссию ведут именно они, хотя и в присутствии всей группы.

Важнейшим вопросом здесь остается вопрос о сравнительной ценности групповых и индивидуальных решений. Феномен – «сдвиг риска»: групповое решение включает в себя в большей мере момент риска, чем индивидуальные решения.

Социально – психологические тренинги: открытое общение, ролевая игра, групповая дискуссия.

Феномен «группомыслия» ( И. Джанис): стиль мысли людей, которые полностью включены в единую группу, где стремление к единомыслию важнее, чем реалистическая оценка возможных вариантов правильного решения.

Наиболее значимые факторы формирования «группомыслия»:

— очень высокая сплоченность группы,

— ярко выраженное наличие «мы-чувства»,

— изоляция группы от альтернативного источника информации

— высокий уровень неопределенности одобрения индивидуальных мнений членами группы.

Феномен «группомыслия» снижает качество групповых решений, т.е. представляет собой ограничение возможностей участников решения посмотреть на проблему объективно; группа становится жертвой своего единодушия.

Наши рекомендации