Место социальной психологии в системе научного знания.

Эволюция представлений о предмете социальной психологии.

Происхождение СΨ. Корни СΨ в интересе древних к феноменам массового заражения, табу, обрядам и, вероятно, произошла из философии; возможный родоначальник – Платон, затем этими вопросами интересовался Аристотель, в Новое время – Гоббс, Локк, Гельвеций, Руссо, Гегель.

Выделение СΨ в самостоятельную науку. Это происходит в середине 19 века, в период бурного развития наук, в т.ч. общественных, изучающих связи между странами. Различные области знания не могли дать ответа на некоторые междисциплинарные вопросы, отсюда возникает нужда в СΨ. Она возникает и развивается как психология индивида.

Первые исторические формы СΨ-теорий:

— психология народов (середина 19 века, Германия; Лацарус, Штейнталь): главная сила истории – народ, выражающий себя в искусстве, религии, языках, мифох, обычаях, индивидуальное сознание – его продукт; «сверхиндивидуальная душа» подчиняется «сверхиндивидуальной целостности» – народу, нации; задача СΨ – изучение ψ-сущность духа народа, законы протекания духовной деятельности народа (теория основана на учении Гегеля о «народном духе», монадологии Лейбница и английском ассоцианизме)

— психология масс (конец 19 века, Франция, Италия; Тард, Лебон, Сигеле): социальное поведение обусловлено подражанием и иррациональными моментами; всякое скопление людей – масса, утрачивающая способность к наблюдению; поведение человека в массе: обезличивание, преобладание чувств над интеллектом, утрата чувства личной ответственности; масса хаотична, и ей нужен вождь (элита)

— теория инстинктов социального поведения (конец 19 века, МакДугал): причина социального поведения, как и у животных – врожденные инстинкты; желания, стремление к цели – движущая сила интуитивного характера, объясняющая социальное поведение; все, что в сознании, зависит от бессознательного начала; внутреннее выражение инстинктов – эмоции (например, инстинкт борьбы, гнев, страх, инстинкт бегства, чувство самосохранения, инстинкт строительства, чувство созидания, инстинкт воспроизведения, ревность, женская робость); инстинкты – основа всех социальных институтов (семья, торговля, война)

Экспериментальный период развития (начало 20 века, бихевиоризм, психоанализ, когнитивизм, интеракционизм):

Начало ХХ в. и особенно время, наступившее после первой мировой войны, считается началом превращения социальной психологии в экспериментальную науку. Официальной вехой послужила программа, предложенная в Европе В. Мёде и в США Ф. Олпортом, в которой были сформулированы требования превращения социальной психологии в экспериментальную дисциплину. В развитии психологии к этому времени четко обозначились три основных подхода: психоанализ, бихевиоризм и гештальт-теория, и социальная психология стала опираться на идеи, сформулированные в этих подходах. Особый упор был сделан на бихевиористский подход, что соответствовало идеалу построения строго экспериментальной дисциплины. С точки зрения объектов исследования главное внимание начинает уделяться малой группе.

Однако в тех конкретных условиях, в которых эта тенденция развивалась в США, такое увлечение привело к одностороннему развитию социальной психологии: она не только утратила всякий интерес к теории, но вообще сама идея теоретической социальной психологии оказалась скомпрометированной.

Все это привело к тому, что начиная с 50-х гг. ХХ в. резко стали возрастать критические тенденции в социальной психологии. Одним из выражений кризисного состояния дисциплины явилось оживление интереса к теоретическому знанию. Теоретические исследования концентрируются вокруг четырех направлений: бихевиоризма, психоанализа, так называемых когнитивных теорий и интеракционизма. Из четырех названных направлений три представляют собой социально-психологические варианты основных течений психологической мысли, а четвертое направление - интеракционизм - представляет социологический источник.

Бихевиоризм

Два направления: Халл (введение промежуточных переменных) и Скиннер (классический бихевиоризм). В рамках подхода Халла: теория фрустрации – агрессии Миллера и Долларда, модели диадического взаимодействия Тибо и Келли.

Психоанализ

В социальной психологии больше распространен неофрейдизм (Фромм, Салливан).

В рамках классического психоанализа: теория развития группы Бенниса и Шеппарда, Шутц.

Уход от диадического взаимодействия, изучение групповых процессов. Здесь зародилаьс практика т-групп. В основном теории содержат вкрапления психоанализа.

Отсюда также начался гуманистический подход, который опирается на теорию и практику треннингов.

Когнтивизм

Этот подход исходит из гештальтпсихологии и теория К. Левина. Социальное поведение рассматривается с т.з. когнитивных процессов. Теории соответствия: главный мотивирующий фактор поведения – потребность в соответствии (теория сбалансированных структур Хайдера, теория когнитивного диссонанса Фестингера, теория конгруэнтности Осгуда и Танненбаума). Креч, Крачфилд, Аш. Все поступки людей совершаются ради построения непротиворечивой картины мира.

Интеракционизм

Интеракционизм – это методологический подход, объединяющий нескольких различных направлений в общественных науках. Интеракционизм как единственная социологическая по происхождению теоретическая ориентация имеет своим источником теорию символического интеракционизма Г. Мида. Теория ролей Сарбина, теория референтных групп Хаймена и Мертона.

Установление социальных детерминант человеческого поведения. Но в этих теория индивид по существу не включен в общественные отношения.

В настоящее время

Предмет социальной психологии – закономерность поведения людей при включении в социальные группы, характеристика групп, конфликт между личностью и обществом, массовые психические процессы и положение (статус) в группе, практические потребности общества, личность и межличностные отношения в обществе.

Или – изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных включением их в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Наиболее видные социальные психологи современного периода: А. Тэшфел и С. Московиси.

А. Тэшфел видит выход из кризиса для социальной психологии на путях введения в ее проблематику психологии межгрупповых отношеиий. Ее основой является разработанная Тэшфелом теория социальной идентичности, в рамках которой и рассматривается вопрос о социальной обусловленности осознания человеком себя и своего поведения в социальном мире.

С. Московиси является главой французской школы социальной психологии, автором теории «социальных представлений». Как общий анализ состояния социальной психологии (в частности, американской), предпринятый Московиси, так и разработка теории «социальных представлений» служат все той же, настойчиво проводимой идее: социальная психология может достичь успеха только на путях ее большей «социологизации», т.е. отступления от канонов индивидуальной психологии и усиления меры и степени ее «социальности» - вплетения в ткань реальных проблем общества. Такая постановка проблемы представляется особенно близкой позициям этой науки в нашей стране.

Вербальная коммуникация.

Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее знаковых систем.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический.

Коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию. Термины «говорение» и «слушание» введены И.А. Зимней как обозначение психологических компонентов вербальной коммуникации (Зимняя, 1991).

С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема К — С — Р (коммуникатор — сообщение — реципиент) асимметрична.

Коммуникатор: сначала создает замысел (смысл) информации, затем идет процесс кодирвоания информации. процессу кодирования (высказыванию). Реципиент («слущающий») раскрывает смысл принимаемого сообщения одновременно с декодированием.

Диалог – последовательная смена коммуникативных ролей (говорящий может оценить насколько его понял слущающий только тогда, когда тот ответит), в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения. Это «активный, двусторонний характер взаимодействия партнеров» (Кучинский, 1988. С. 43).

Посредством речи не просто «движется информация», участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга , т.е. стремятся достичь определенного изменении поведения. Могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению. А.А. Леонтьев предлагает обозначать их как личностно-речевая ориентация (ЛРО) и социально-речевая ориентация (СРО) (Леонтьев, 1975. С. 118), что отражает не столько различие адресатов сообщения, сколько преимущественную тематику, содержание коммуникации.

Совокупность определенных мер, направленных на повышение эффективности речевого воздействия, получила название «убеждающей коммуникации», на основе которой разрабатывается так называемая экспериментальная риторика — искусство убеждения посредством речи.

Модель коммуникативного процесса, по Лассуэллу, включает пять элементов.

1) Кто? (передает сообщение) — Коммуникатор

2) Что? (передается) — Сообщение (текст)

3) Как? (осуществляется передача) — Канал

4) Кому? (направлено сообщение) — Аудитория

5) С каким эффектом? — Эффективность

Позиции коммуникатора:

— открытая — коммуникатор открыто объявляет себя сторонником излагаемой точки зрения, оценивает различные факты в подтверждение этой точки зрения;

— отстраненная — коммуникатор держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения, не исключая ориентации на одну из них, но не заявленную открыто;

— закрытая — коммуникатор умалчивает о своей точке зрения, даже прибегает иногда к специальным мерам, чтобы скрыть ее.

Невербальная коммуникация.

Основные знаковые системы невербальной коммуникации:

1) оптико-кинетическая (жесты, мимика, пантомимика),

2) пара- и экстралингвистическая (паралингвистическая система — это система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность; экстралингвистическая система — включение в речь пауз, покашливания, плача, смеха, наконец, сам темп речи),

3) организацияпространства и время коммуникативного процесса,

4) визуальный контакт (Лабунская, 1989).

Функции невербальной коммуникации: дополнение речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по общению.

Проксемика (пространственная психология) – область, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения. Основатель проксемики – Э. Холл.

Холл исследовал первые формы пространственной организации общения у животных.

Нормы организации человеческого пространства, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0—45 см); персональное расстояние (45—120 см), социальное расстояние (120—400 см); публичное расстояние (400—750 см).

Ряд исследований в этой области связан с изучением специфических наборов пространственных и временных констант коммуникативных ситуаций. Эти более или менее четко вычлененные наборы получили название хронотопов. (Первоначально этот термин был введен А.А. Ухтомским и позднее использован М.М. Бахтиным). Описаны, например, такие хронотопы, как хронотоп «больничной палаты», «вагонного попутчика» и др. Специфика ситуации общения создает здесь иногда неожиданные эффекты воздействия: например, не всегда объяснимую откровенность по отношению к первому встречному, если это «вагонный попутчик».

В общей теории информации вводится понятие «семантически значимой информации». Это то количество информации, которое дано не на входе, а на выходе системы, т.е. которое только и «срабатывает». Семантически значимая информация — это та, которая влияет на изменение поведения, т.е. которая имеет смысл.

К. Бёрдвистл, единица телодвижений человека – кинема (аналогия с фонемой). Из кинем образуются кинеморфы (нечто подобное фразам), которые и воспринимаются в ситуации общения.

Существую различные классификации жестов. Выделяют, например, жесты – изображения, жесты – аккомпанементы, жесты – регуляторы разговора, жесты – выразители эмоций, аутокоммуникативные жесты (теребление волос, почесывание носа и т.д.).

Кроме выбора единицы, существует еще и вопрос о «локализации» различных мимических движений, жестов или телодвижений. Нужна тоже более или менее однозначная «сетка» основных зон человеческого лица, тела, руки и т.д. В предложениях Бёрдвистла содержался и этот аспект; все человеческое тело было поделено на 8 зон: лицо, голова, рука правая, рука левая, нога правая, нога левая, верхняя часть тела в целом, нижняя часть тела в целом. Смысл построения словаря сводится при этом к тому, чтобы единицы — кины — были привязаны к определенным зонам, тогда и получится «запись» телодвижения, что придаст ей известную однозначность, т.е. поможет выполнить функцию кода. Однако неопределенность единицы не позволяет считать эту методику записи достаточно надежной.

В литературе отмечается более 20 000 описаний выражения лица. Чтобы как-то классифицировать их и предложена методика, введенная П. Экманом. Принцип тот же самый: лицо делится на три зоны горизонтальными линиями (глаза и лоб, нос и область носа, рот и подбородок). Затем выделяются шесть основных эмоций, наиболее часто выражаемых при помощи мимических средств: радость, гнев, удивление, отвращение, страх, грусть.

Контакт глаз. В первоначальных исследованиях этой проблемы «контакт глаз» был привязан к изучению интимного общения. М. Аргайл разработал даже определенную «формулу интимности», выяснив зависимость степени интимности, в том числе и от такого параметра, как дистанция общения, в разной мере позволяющая использовать контакт глаз. Однако позже спектр таких исследований стал значительно шире: знаки, представляемые движением глаз, включаются в более широкий диапазон ситуаций общения.

Индекс визуального доминирования – соотношение времени смотрения в глаза в момент говорения и в момент слушания.

Общение как взаимодействие.

Интерактивность обозначает ту часть взаимодействия людей, которая связана с непосредственной организацией совместной деятельности.

Общение в широком смысле слова (реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле (обмен информацией) и интеракцию. Коммуникация возникает в процессе совместной деятельности, вследствие ее. В результате люди обмениваются и информацией, и действиями.

В рамках подхода интеракционизма выделяют ролевой подход (Мид, Блумер, Кун). Суть этого подхода: взаимодействие ролей в обществе, количество ролей зависит от социального взаимодействия, в которого вволечен субъект.

Дж. Мид, интеракция — непосредственная межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способность человека «принимать роль другого», представлять себе, как его воспринимает партнер по общению.

Эксперименты: тюремный эксперимент Зимбардо, эксперимент «третья волна» Рона Джонса, эксперимент Шехтера с девушкой и мостами (страх напрямую связан с повышенным восприятием прекрасного).

Есть несколько подходов к описанию структуры взаимодействия.

Теория социального действия Т. Парнсона.

В основе социальной деятельности лежат межличностные взаимодействия, на них строится человеческая деятельность, она – результат единичных действий. Единичное действие есть некоторый элементарный акт; из них впоследствии складываются системы действий.

Элементы акта:

— деятель

— объект, на который направлено действие

— нормы взаимодействия

— ценности каждого участника

— ситуация, в которой происходит действие.

Критика: эта схема неприменима на практике, она слишком абстрактная. Невозможно анализировать содержание действий, т.к. оно задается социальной деятельностью в целом. Утрачен социальный контекст, социальная деятельность выводится только из особенностей психологии индивида, а не из общественных отношений.

Теория стадий развития взаимодействия Я. Щепаньский (польский социолог).

Главное понятие – социальная связь.

Социальная связь – это последовательное осуществление:

— пространственного контакта

— психического контакта (взаимная заинтересованность)

— социального контакта (совместная деятельность)

— взаимодействия (постоянное осуществление действий с целью вызвать реакцию партнера)

— социальных отношений (взаимно сопряженные системы действий).

Теория Эрика Берна, транзактный анализ

Транзактный анализ – направление, предлагающее регулировать действия участников взаимодействия через регулирование их позиций, учета ситуаций и стиля взаимодействия.

Каждый участник взаимодействия может занимать одну из трех позиций: Родитель, Взрослый, Ребенок (это психологическое описание стратегии поведения при взаимодействии). Позиция Ребенка – «хочу!», позиция Родителя – «надо!», позиция Взрослого – «“хочу!” + “надо!”».

Типы транзакций:

— дополнительные (совпадают)

— пересекающиеся (один говорит с одной позиции, другой – с другой).

Взаимодействие эффективно, когда транзакции носят «дополнительный» характер, т.е. совпадают: если партнер обращается к другому как Взрослый, то и тот отвечает с такой же позиции.

Ситуации взаимодействия:

1) Классификация ситуаций взаимодействий Леонтьева:

— социально – ориентированные

— предметно – ориентированные

— личностно – ориентированные.

2) Классификация ситуаций взаимодействий М. Аргайла:

— официальные социальные события

— случайные эпизодические встречи

— формальные контакты на работы, в быту

— ассиметричные ситуации (в быту, руководстве и т.д.).

3) Классификация ситуаций взаимодействий Э. Берна:

— ритуалы

— полуритуалы

— игры.

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

Стили взаимодействия:

1) Ритуальный стиль. Задан культурой. Цель – подтвердить свое присутствие в данной культуре, ситуации, заявить о своей компетентности в ней, этот стиль не призван изменить другого в общении. Например, в американской культуре на вопрос «Как дела?» принято отвечать «Прекрасно!» вне зависимости от релаьного положения вещей.

2) Мунипулятивный стиль. Цель – намерение управлять, обучать, оказать влияние, навязать свою позицию. Феномен «нога-в-дверях»: сначала человеку предлагают пойти на уступку, а затем незаметно подчиняют его навязанному мнению.

3) Гуманистический стиль. Цель – изменение представлений обоих партнеров относительно объекта взаимодействия. Относительно друг друга целью выступает взаимная поддержка.

При использовании каждого типа используются разные приемы самоподачи.

Типы взаимодействия

1) Кооперация – взаимосвязь двух индивидов, когда продвижение первого индивида к своей цели не препятствует продвижению второго индивида к его цели. Атрибуты: взаимопомощь, взоимовлияние, степень включенности во взаимодействие. Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности.

2) Конкуренция – поведение, максимизирующее преимущество одного субъекта над другим.

— Продуктивная конкуренция, гуманная, справедливая (в результате возникает конкурентно – созидательная мотивация);

— Конфликт – наличие противоположных тенденций у объектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях.

Типы взаимодействия

1) Кооперация – взаимосвязь двух индивидов, когда продвижение первого индивида к своей цели не препятствует продвижению второго индивида к его цели. Атрибуты: взаимопомощь, взаимовлияние, степень включенности во взаимодействие. Кооперация – необходимый элемент совместной деятельности.

Леонтьев, основные черты совместной деятельности:

— раздение единого процесса деятельностим между участниками,

— изменение деятельности каждого, предмет (цель) и мотив не совпадают (пример с загонщиком).

Результат деятельности каждого отдельного участника соединяется с конечным результатом совместной деятельности через развившиеся в зходе совместной деятелньости отношения.

2) Конкуренция – поведение, максимизирующее преимущество одного субъекта над другим.

— Продуктивная конкуренция, гуманная, справедливая (в результате возникает конкурентно – созидательная мотивация);

Степени продуктивной конкуренции:

а) соревнование (партнер не несет угрозы и проигравший не погибнет),

б) соперничество (победитель – безусловно выигравший, другой – абсолютно проигравший, возникают элементы конфликта),

в) конфронтация (один стремится нанести другому ущерб; легко перерастает в конфликт).

— Конфликт – наличие противоположных тенденций у объектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях.

Адам Смит считал, что общества успешно функционируют именно потому, что каждый преследует собственный эгоистический интерес, тем самым улучшая положение общества в целом. То есть он отрицал вообще противоречие между интересами конкретного человека и интересами общества.

Каузальная атрибуция.

Г. Келли, Э. Джонс, К. Дэвис, Д. Кенноуз, Р. Нисбет, Л. Стрикленд

Мера и степень приписывания зависят:

— от степени уникальности или типичности поступка; типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами, и потому оно легче поддается однозначной интерпретации.

— от степени его социальной «желательности» или «нежелательности»; под социально «желательным» понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое.

Характер атрибуций зависит и от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции.

Г. Келли, типы атрибуции:

— личностная атрибуция (когда причина приписывается лично совершающему поступок),

— объектная атрибуция (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие),

— обстоятельственная атрибуция (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам).

Было выявлено, что наблюдатель чаще использует личностную атрибуцию, а участник склонен в большей мере объяснить совершающееся обстоятельствами. Эта особенность отчетливо проявляется при приписывании причин успеха и неудачи.

Фундаментальная ошибка атрибуции: свои успехи приписываются своей личности.а чужие – обстоятельствам.

На атрибуцию влияют: эффекты межличностного общения, личностные качества субъекта, участником или наблюдателем он является в данной ситуации, знаком ему человек или незнаком.

Ф. Хайдер: людям свойственно рассуждать таким образом: «плохой человек обладает плохими чертами», «хороший человек обладает хорошими чертами» и т.д.

Идея контрастных представлений: «плохому» человеку приписываются отрицательные черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту как носителя самых положительных черт.

Межличностная аттракция.

Межличностная аттракция (от лат. attractio — притяжение, привлечение) — возникновение при восприятии индивида индивидом взаимной привлекательности, понимание и принятие друг друга во взаимодействии, когда не только согласуются действия, но и устанавливаются положительные взаимоотношения.

Аттракция — это и процесс формирования привлекательности какого-то человека для воспринимающего, и продукт этого процесса, т.е. некоторое качество отношения. С одной стороны, встает вопрос о том, каков механизм формирования привязанностей, дружеских чувств или, наоборот, неприязни при восприятии другого человека, а с другой — какова роль этого явления (и процесса, и «продукта» его) в структуре общения в целом, в развитии его как определенной системы, включающей в себя и обмен информацией, и взаимодействие, и установление взаимопонимания.

Исследование аттракции в социальной психологии — сравнительно новая область. Ее возникновение связано с ломкой определенных предубеждений. Долгое время считалось, что сфера изучения таких феноменов, как дружба, симпатия, любовь, не может быть областью научного анализа, скорее, это область искусства, литературы и т.д.

Аттракцию можно рассматривать как особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент (Гозман, 1987), когда этот «другой» оценивается преимущественно в категориях, свойственных аффективным оценкам.

Изучается, в частности, вопрос о роли сходства характеристик субъекта и объекта восприятия в процессе формирования аттракции.

Выделены различные уровни аттракции: симпатия, дружба, любовь.

Психология стихийных групп.

Толпа, публика, аудитория и т.д.

Стихийная группа – это кратковременное объединение большого числа лиц, собравшихся вместе по какому – либо определённому поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Такое образование нельзя считать субъектом совместной деятельности.

Такая группа может быть кем – то организована, но чаще возникает стихийно, редко четко осознает свои цели, довольно активна.

Психологические характеристики стихийных групп – формы коллективного поведения.

Один из факторов формирования таких групп – общественное мнение.

Массовое сознание: совокупность идей, убеждений, социальных представлений различных больших организованных групп. Массовое сознание – это выразитель общественного мнения, оно возникает по поводу отдельных событий общественной жизни, довольно изменчиво, может быстро изменять оценки явлений под воздействием новых, строится по принципу схожести «моих взглядов» и взглядов других.

ТОЛПА. По определению Лебона, толпа – это «человеческая совокупность, обладающая психической общностью», она образуется на улице по поводу самых различных событий. Её цели могут быть различными: поглазеть, протестовать и т.д. В толпе могут возникать элементы организации, но они очень нестабильны. Для толпы характерны специфические формы коммуникации и информации: суждения из общественного мнения, сведения из СМИ, слухи.

МАССА. Относительно стабильное образование с нечёткими границами. Признаком массы является объединение людей, которых волнует одна и та же тема и которые достаточно сознательно собираются ради какой-то акции: демонстрации или митинга. Необязательна физическая близость. Высокая роль организаторов, которые известны заранее.

ПУБЛИКА. Может быть представлена как кратковременное собрание людей для совместного времяпрепровождения в связи с каким-то зрелищем. Тард впрервые разделили толпу и публику (наличие психической связи). В помещениях публику можно называть аудиторией. Публика управляема. Однако достаточно какого-либо инцидента, чтобы она стала неуправляемой.

СПЕЦИФИКА ФОРМ ОБЩЕНИЯ

Источники информации: общественное мнение, СМИ, слухи и сплетни. Утрачивается необходимость собственной интерпретации информации, происходит групповое стимулирование действий.

Заражение – бессознательная невольная подверженность индивида определенным психическим состояним. Заражение возникает путем многократного отражения путем цепной реакции.

Особая ситуация, в которой усиливается воздействие через заражение – ситуация паники. панкиа возникает в следствие дифицита или переизбытка информации о чем – то пугающем или непонятном. Панику сложно исследовать, но все равно выделяют некие циклы.

Заражению предшествует некая общность оценок. Например, аплодисменты.

Степень подверженности заражению зависит от уровня развития самосознания индивида.

Внушение – целенаправленное, неаргументрированное воздействие одного человека на другого или на группу.

Предполагается, что человек, принимающий информацию в случае внушения, не может ее критически оценивать.

Можно выделить определенную степень активности передачи сообщения: сообщение, убеждение, внушени.

«Социальная суггестия» – внушение, существляющий внушение – суггестор, объект внушения – суггеренд. Явление сопротивляемости внушению – контрсуггестия.

Отличие внушения от заражения:

1) при заражении происходит сопереживание большой массой людей общего психологического состояния, внушение не предполагает равенства в переживании эмоций (суггестор не подвержен тому же состоянию, что и суггеренд), при внушении наблюдается односторонняя направленность, это активное воздействие,

2) внушение обычно носит вербальный характер, при заражении же используются также невербальные средства.

Условие эффективности внушения – авторитет сугесстора (создается дополнительный фактор воздействия – доверие). Важны характеристики суггеренда. Блокирование психической самозащиты – контрконтрсугесстия.

Элементы внушения есть в пропаганде и рекламе. Хотя основаня черта пропаганды – аппеляция к логике и сознанию, здесь используются средства убеждения, а нередко и внушения.

Подражание – воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения.

Тард, теория подражания: подражаени – это основной приницп развития и существования общества, возникнвоения групповых ценностей и норм. Социальные конфликты – противоречия между возможными направлениями подражания.

Виды подражания: логическое и внелогическое, внутренне и внешнее, подражание –мода и подражание – обычай и т.д.

Законы подражания:

— подражание осуществляется от внутреннего к внешнему (духу религии подражают раньше чем обрядам),

— низшие подражают высшим и т.д.

Э. Дюгкгейм: в этом подходе смешиваются разные общественные явления, и , наприер, подражание ребенка взрослому осуществляется по другим законам.

Анализ групповых процессов

Групповые процессы характеризуют функционирование группы в данный момент времени, с другой стороны (групповая динамика), групповые процессы – это набор изменений по мере длительного существования (развитие группы).

Д. Крайтрайт

Ввел более полный список факторов сплоченности. Сплоченность зависит не только от свойств группы, но от их соотношения с потребностями членов группы, с их ожиданиями благоприятного членства.

Т. Ньюком

Вводит особое понятие «согласия». Необходимость возникновения сходных ориентации членов группы по отношению к каким-то значимым для них ценностям. Несомненная продуктивность этой идеи, к сожалению, оказалась девальвированной, поскольку дальнейшее ее развитие попало в жесткую схему теории поля. Развитие сходных ориентации, т.е. достижение согласия, мыслилось как снятие напряжений в поле действия индивидов, причем снятие это осуществляется на основе определенных эмоциональных реакций индивидов.

Исследования А. Бейвеласа

В них особое значение придается характеру групповых целей.

Операциональные цели группы – это построение оптимальной системы коммуникаций; символические цели группы – это цели, соответствующие индивидуальным намерениям членов группы. Сплоченность зависит от реализации и того, и другого характера целей.

А. В. Петровский (теория деятельностного опосредования межличностных отношений в группе)

Всю структуру малой группы можно представить себе как состоящую из трех слоёв. Эти слои также рассматриваются как уровни развития групповой сплочённости. развитие сплоченности происходит не только на основе коммуникаций. но и и на основе совместной деятельности.

Структура малой группы с т.з. стратометрической концепции Место социальной психологии в системе научного знания. - student2.ru

Слой В — непосредственные эмоциональные контакты

Слой Б — ЦОЕ (ценностно - ориентационное единство) отношения опосредуются совместной дятельностью.

Слой А — ядро, совместная групповая деятельность и ее цели, т.е групповая цель усваивается членами группы как своя собственная.

1 уровень: непосредственные эмоциональные контакты измеряются социометрией. Сплоченность на этом уровне выражается развитием эмоциональных контактов.

2 уровень: уровень ценностно – ориентационного единства: отношения опосредствованы совместной деятельностью (ориентация на общие ценности). Мотивы выбора здесь: совпадение ценностей, касающихся совместной деятельности. Сплоченность – совпадение системы ценностей, касающихся совместной деятельности.

3 увовень: включение индивида в совместную групповую деятельность. Здесь выделяются разные цели групповой деятельности, здесь же выступают значимые мотивы выбора членов друг друга. Мотивы выбора на этом уровне связаны с более абстрактными ценностями, связанными с отношением к труда, окружающим, миру. Сплоченность – совпадение обших целей групповой деятельности.

Эксперимент А.И. Донцова показал, что в реальной деятельности сплочённость оказывается выше.

1) Исследование в 14 московских школах. Цель: выявить как в работе учителей совпадают представления о ценности деятельности с их реальным воплощением в повседневном преподавании и воспитании.

Были выявлены два плана сплоченности:

— сплоченность, демонстрируемая при оценке эталонного ученика

— сплоченность, демонстрируемая при оценке реальных учеников.

Общность оценок реальных учеников, данная учителями одной школы, выше, чем согласованность их представлений об эталоне ученика.

В реальной деятельности сплочённость оказывается выше.Отношение к эталону – это мнение, но не реальная деятельность.

2) Оцениванию подверглись не только ученики, но и коллеги.

Единство ценностных ориентаций оказалось выше тогда. когда речь шла об эталоне учителями. Конкретным предметом деятельность учителя становится не другой учитель, значит совпадение таких ценностей это не параметр непосредственной совсемтной деятельности группы.

Совместная деятельность является главным детерминантом образования группы.

Стемная теория лидерства

Лидерство – процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер – субъект управления этим процессом. Лидерство – это функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, структуру личности лидера все равно нужно учитывать. Рекомендуют учитывать и другие переменные, относящиеся к жизни группы, например длительность ее существования.

Поскольку, лидер – это функция группы, могут одновременно существовать лидеры двух типов:

— инструментальный лидер (нацелен на задачу, обеспечивает группе успех и достижение),

— эмоциальный лидер (интегрирует межличнотсные отношения, обеспечивает равенство и приятную атмосферу).

Но это скорее не лидеры, а руководители.

«Вероятностная модель эффективности руководста» Ф. Фидлера

Есть руководитель, ориентированный на задачу и руководитель, ориентированный на межличнсо<

Наши рекомендации