Педагогические конфликты и их профилактика.

В основе педагогических конфликтов лежат противоречия, возникающие в учебно-воспитательном процессе в условиях дефицита гармонизации складывающихся в нем отношений.

Среди особенностей пед.конфликта можно выделить следующие:

1. ответственность учителя за педагогически правильное разрешение проблемных ситуаций: ведь школа - модель общества, где ученики усваивают нормы отношений между людьми;

2. участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель - ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;

3. разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;

4. различное понимание событий и их причин (конфликт “глазами учителя” и “глазами ученика” видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться с эмоциями, подчинить их разуму;

5. присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них.

Пед.конфликты можно разделить на деструктивные и конструктивные.

Деструктивный - когда он не касается важных рабочих проблем, разделяет коллектив на группы и т.д. Конструктивный конфликт - когда открывается острая проблема, приводит к столкновению с реальной проблемой и путями ее решения, помогает совершенствоваться. Реально возникающий конфликт между педагогом и учеником можно проанализировать на трех уровнях: с точки зрения объективных особенностей организации учебно-воспитательного процесса в школе; с точки зрения социально-психологических особенностей класса, педагогического коллектива, конкретных межличностных отношений учителя и ученика; с точки зрения возрастных, половых, индивидуально-психологических особенностей его участников.

Объективными причинами возникновения конфликтов на уроке могут быть: а) утомление учащихся; б) конфликты на предыдущем уроке; в) ответственная контрольная работа; г) ссора на перемене, настроение учителя; д) его умение или неумение организовать работу на уроке; е) состояние здоровья и личностные качества.

Конфликт часто вырастает из стремления учителя утвердить свою педагогическую позицию, а также от протеста ученика против несправедливого наказания, неправильной оценки его деятельности, поступка. Правильно реагируя на поведение подростка, педагог берет ситуацию под свой контроль и тем самым восстанавливает порядок. Поспешность в оценках происходящего нередко к ошибкам, вызывает возмущение у учеников несправедливостью, вызывает к жизни конфликт.

Более эффективный способ профилактики конфликтов в педагогическом коллективе – создание благоприятной атмосферы, повышение психологической культуры администрации и педагогов, овладение приемами саморегуляции эмоциональных состояний в общении.

Памятка учителю по профилактике конфликтов

1. Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмо­ции.

2. Никогда не выясняйте отношения с администрацией школы, коллегами и родителями школьников в присутствии учеников.

3. Оценивая результаты учебы и поведение школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно и менее конфликтно сказать о недостатках ученика

4. Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других учителей, администрации шко­лы, родителей.

5. По своему социально-психологическому статусу вы всегда выше любого ученика. Однако не стоит злоупотреблять своим учи­тельским авторитетом. Лучше старайтесь поддерживать автори­тет, повышая качество преподавания и создавая высоконрав­ственную атмосферу в классе.

6. Во все времена у всех народов сложно было жить без чув­ства юмора. Смех способен предотвратить многие конфликты. В со­временной России, тем более в общеобразовательной школе, без чувства юмора вообще прожить невозможно. Учитель без чувства юмора ограничено профессионально пригоден.

Персональные взаимоотношения людей.

Виды персональных взаимоотношений:

Аффилиация

Аффилиация стала одним из первых предметов специального ис­следования для социальных психологов. Существуют разные опреде­ления этого явления, но чаще всего она понимается как стремление человека к людям, связанное с желанием быть рядом с ними, общать­ся, быть принятым этими людьми, устанавливать и сохранять с ними добрые личные взаимоотношения.

Позитивно понимаемая аффилиация иногда обозначается как «стремление к людям», а негативно определяемая — как «боязнь лю­дей» или «боязнь быть отвергнутым (людьми)». Обе эти формы аффилиативного социального поведения считаются относительно неза­висимыми друг от друга и фактически выступают как противоположно направленные. Доказано, что они действительно существуют как стати­стически не связанные друг с другом, однако, присутствуя в сознании и поведении одного и того же человека, они порождают в его психоло­гии и поведении очевидный, трудноразрешимый конфликт.

Аффилиация и связанные с ней тенденции изучаются в основном у взрослых людей. Исследователей, однако, интересует происхождение, или генезис, данных мотивационных тенденций и, следовательно, аф­филиации как формы социального поведения и ею мотивации. В этом случае ученые обращаются к изучению аналогичного поведения у де­тей, полагая, что в соответствующих исследованиях они смогут найти ответы на интересующие их вопросы.

Привязанность

Формой детского социального поведения, близкой к аффилиации и обнаруживаемой уже на ранних стадиях онтогенеза, является пове­дение, обозначаемое термином «привязанность», которая определяется следующим образом. Привязанность, во-первых, может обозначать тес­ную эмоционально положительную связь между людьми, их взаимное влечение друг к другу, в результате которого они предпочитают обще­ние между собой общению и контактам с другими людьми. В таком ее определении привязанность относится не только к детям, но и ко взрос­лым людям. Во-вторых, привязанность может пониматься как реаль­ная эмоциональная связь, образуемая между ребенком и одним или обоими его родителями, а также между ребенком и другими взрослыми или старшими по возрасту людьми. К людям, к которым он привязан, ребенок предпочитает обращаться в трудные минуты жизни. Их он со­вершенно не боится и рядом с ними не испытывает никакого чувства страха. Если же чувство страха у него уже возникло, то в присутствии тех людей, к которым у него имеется привязанность, этот страх исчеза­ет. Ребенок больше всего поддается влиянию людей, к которым более всего привязан, и именно им он всегда старается подражать. Будучи в отдалении от этих людей, он испытывает чувство страха, беспокой­ства и тревоги.

Виды привязанности:

Личная (непосредственная) привязанность — это особое предраспо­ложение человека к кому-либо, преданность этому человеку, желание постоянно находиться рядом с ним, разделять его радости и печали, во всем ему помогать, готовность жертвовать собой, своими интересами ради данного человека. Транзитивная, или опосредствованная, — это привязанность к тому человеку, к которому, в свою очередь, привязан тот, к кому стремится или кому симпатизирует данный индивид.

Надежной называют разновидность личной эмоциональной привя­занности к человеку, при которой данный человек использует заботя­щегося о нем человека как надежную опору, постоянно получает от него помощь и утешение (поддержку). Ненадежной называют привязан­ность одного человека к другому, при которой он не проявляет харак­терных, ярко выраженных положительных признаков привязанности.

Три ха­рактерных стиля привязанности.

1. Стиль сближения. Этот стиль отличает поведение людей, которые стремятся к установлению близких, интимных взаимоотношений, тесных личных контактов с теми людьми, к которым они привяза­ны. Данный стиль также характеризует поведение людей, которые чувствуют себя в психологической безопасности только в услови­ях наиболее близких взаимоотношений с другими людьми.

2. Амбивалентно-сопротивляющийся стиль. Он характеризуется тем, что оба человека, испытывающих чувство привязанности друг к другу, одновременно и стремятся, и опасаются близких взаимоотношений.

3. Дезорганизованный (неустойчивый, непостоянный) стиль. Его от­личает отсутствие каких-либо стабильных, постоянных отноше­ний между привязанными друг к другу людьми.

Дружба

Дружбу можно определить как очень близкие, эмоционально положи­тельные взаимоотношения, основанные на взаимной открытости, пол­ном доверии, общности интересов, преданности, постоянной готовно­сти людей в любой момент прийти друг другу на помощь. Дружеские отношения всегда бескорыстны. В них люди получают удовольствие от того, чтобы доставлять приятное друг другу. Нельзя, однако, утвер­ждать, что дружба представляет собой лишь такие взаимоотношения людей, задача которых состоит только в доставлении удовольствия от общения друг с другом. Дружба представляет собой многоцелевой и очень полезный для людей вид человеческих отношений.

Цели, которые преследует дружба, могут быть различными: де­ловыми или утилитарными; эмоциональными, связанными с удо­вольствием от общения с другом; рациональными, основанными на взаимном интеллектуальном обогащении друзей; нравственными, ориентированными на взаимное моральное совершенствование. Все эти цели в реальной жизни сложным образом переплетаются, соче­таются и взаимно дополняют друг друга, а сама по себе дружба при­обретает многоцелевую ориентацию.

Нормы и правила, которыми руководствуются люди в своих дру­жеских отношениях, — это равноправие, уважение, способность и уме­ние понять друг друга, готовность всегда прийти на помощь, доверие и преданность. Нарушение любого из них ведет к разрушению друж­бы, в то время как в интимных отношениях типа любви люди могут прощать друг другу подобные нарушения личных взаимоотношений ради сохранения связывающих их более глубоких чувств.

В межличностном общении друзья сохраняют особую деликатность, заботясь о том, чтобы не обидеть, не задеть друг друга неосторожно сказанными словами, непреднамеренными действиями. Такое обще­ние можно назвать заботливым, оно ориентировано на эмоциональную поддержку друг друга. Настоящие друзья поддерживают друг друга не только эмоционально, но и другими доступными для них способами, причем такая поддержка всегда является бескорыстной, то есть идет от души.

Вначале отношения между людьми носят характер товарищества или приятельства, а затем постепенно трансформируются в подлинно дружеские взаимоотношения. Для того чтобы стать полноправным участником таких взаимоотношений, человек как личность должен созреть нравственно и интеллектуально. Это происходит примерно к 15-16 годам, когда дружеские взаимоотношения впервые проявля­ются в полном объеме. Затем, спустя год или два, они начинают диф­ференцироваться и от них отделяются еще более близкие отношения любви. При этом, однако, дружба не умирает, она продолжает жить и развиваться по своим, независимым законам, сохраняясь иногда в течение всей жизни человека.

Если у юношей и девушек дружба содержательно ограничена обще­нием по поводу сравнительно простых личных и деловых вопросов (например, общие увлечения), то у взрослых людей дружеские связи обогащаются совместными профессиональными занятиями. Друзья­ми в старшем возрасте часто становятся коллеги по работе, которые, кроме общности личностных и интеллектуальных качеств, обладают еще и общностью профессиональных целей и намерений.

С возрастом и с повышением уровня психологического развития человека меняются не только содержание, но и формы дружеских свя­зей. От общения на личные темы друзья переходят к совместной про­дуктивной деятельности, включая творческую работу. В истории на­уки, литературы, искусства, экономики и политики известно немало примеров того, как друзья сохраняли свои отношения и переносили их в сферу общей профессиональной деятельности.

Те, кто включен в тесные дружеские связи с другими людьми, лучше справляются со стрессами, в том числе с переживаниями по поводу тя­желых жизненных утрат. Люди считают себя более благополучными, если друзья и близкие проявляют постоянный интерес к их личной жиз­ни, поддерживают их, заботятся о них, предлагают им свою помощь. На вопрос о том, что им необходимо для счастья, большинство людей называют друзей и хорошие взаимоотношения с людьми. Существова­ние тесных, испытанных временем хороших личных взаимоотношений с окружающими людьми повышает жизнеспособность индивида.

Любовь

Любовь — это не только чувство, но и способность лю­бить другого человека, а также возможность быть любимым. Она тре­бует усилия и старания, конечную цель приложения которых можно выразить одним словом — самосовершенствование, то есть поднятие себя до высот достоинства любви, до способности дарить ее другим. Любовь — такой вид отношений между людьми, который не допуска­ет господства одного человека над другим или беспрекословного под­чинения одного другому. В любви обе стороны равны, одна не жертву­ет собой ради другой, а каждая, ничего не теряя, только приобретает. Люди в этом типе отношений не остаются разделенными так, как это бывает в отношениях вражды и одиночества. Вместе они составляют неразделимое целое, каждая сторона или часть которого служит усло­вием и важнейшей предпосылкой для совершенствования другой.

Любовь предполагает заботу о другом человеке, заинтересованность в улучшении его жизни и развития. Где нет этою, гам не может быть и настоящей любви. Любовь — это милосердие и ответственность лю­бящего за любимое существо. Это и уважение к нему, и активное про­никновение в него с целью познания, но без нарушения права иметь тайны и оставаться личностью. Страстное познание другого в любви отличается от бездумного созерцания и безразличного мышления, ис­пользуемого как бездушное средство познания мира. Это познание пу­тем духовного сближения, идентификации с любимым человеком, пе­реживания своеобразного психологического тождества с ним.

Человек, глубоко и по-настоящему любящий кого-то, не может лю­бить только его одного. Его любовь свои благодатные качества распро­страняет на других окружающих людей.

Виды любви:

· Братская — это любовь между равными, одинаково распространяемая

человеком на всех близких ему людей.

· Материнская любовь — любовь сильного к слабому, защищенного к беззащитному, имущего к неиму­щему. Материнская любовь наиболее бескорыстна и открыта для всех.

· Эротическая любовь — это любовь психофизиологического плана к единственному человеку, жаждущая полного слияния с ним и про­должения в потомстве. Этот вид любви, в отличие от двух предыду­щих, является исключительным в том смысле, что требует предпочти­тельности, особого выделения любимого существа среди других ему подобных и особенного, исключительного к нему отношения.

· Любовь человека к себе как ценность до недавнего времени находи­лась в полном пренебрежении в нашей научной литературе из-за гос­подства идеологии, исключительно ориентированной на обществен­ный идеал.

· Форма любви, которая называется любовью к Богу, в самом широ­ком, социально-психологическом смысле слова является универсаль­ной и всеобщей, вбирает в себя все другие виды любви, в том числе описанные выше, поскольку Бог в душе верующего означает высшую добродетель.

Можно выделить и разновидности любви, включающие отношение любящих людей к своим близким, прежде всего к матери и отцу. Еще одна разновидность — фанатичная любовь к ку­миру. Из любви равноправной она превращается в самоуничтожаю­щую, в любовь-поклонение, в любовь-обожествление. Наконец, - сентиментальная любовь. Здесь на пер­вый план выходит поверхностное, ритуальное ухаживание, театраль­ное поведение с эпизодами мелодрамы.

Альтруизм

Альтруизм в его самом кратком и точном определении — это бескорыст­ное оказанием помощи людям. Альтруист помогает другим людям все­гда, в том числе тогда, когда ничего не получает взамен и даже сам может пострадать из-за оказания помощи людям. Исполненный чувства сострадания к людям, он может отдать свое совершенно незнако­мому человеку, не ожидая ни благодарности, пи вознаграждения.

Все теории социального происхождения альтруизма делятся на две основные группы: «корыстные» и «бескорыстные». В первых утверж­дается, что за любым альтруистическим поведением лежит открытая или скрытая, осознаваемая или неосознаваемая людьми выгода, кото­рую из него стремятся извлечь. Во вторых теориях содержится мысль о том, что за альтруистическим поведением никакой личной выгоды для человека не содержится, что оно всегда бескорыстно.

Маленькие дети обычно проявляют альтруизм, просто подражая взрослым людям и другим детям, и это происходит задолго до того времени, когда они осознают необходимость вести себя подобным образом даже в том случае, если другие люди ведут себя иначе. След­ствием простого подражания альтруизм может стать в группе или в толпе, когда другие люди, окружающие данного человека, ведут себя альтруистически.

В большинстве современных культур принято считать мужчин силь­ным, а женщин — слабым полом. Такое отношение к людям разного пола предписывает мужчине оказывать помощь женщине во всех ситу­ациях, где речь идет о недостатке физических усилий или об оказании чисто физической помощи. Поэтому нормы культуры предписывают мужчинам в подобных социальных ситуациях вести себя альтруисти­чески по отношению к женщине. Если же ситуация такова, что мужчи­не требуется женская помощь, то подобным образом ведут себя женщи­ны. Это — мотивация альтруизма, основанная на тендерных различиях.

Аналогично обстоит дело в тех случаях, когда необходимо оказать помощь человеку определенного возраста. Признано, что дети и по­жилые люди больше нуждаются в помощи, чем люди среднего возраста. Поэтому в отношении этих двух возрастных категорий людей проявля­ется больше альтруизма, чем в отношении взрослых людей, которые способны сами себе помочь.

Власть

Существует немало различных определений мотива власти, но во всех этих определениях подчеркивается внутреннее желание и стремление человека, обладающего мотивом власти, контролировать то, что про­исходит вокруг него, управлять соответствующими событиями и их участниками. Другими словами, мотив власти выражается в явном желании человека руководить, управлять, повелевать, распоряжаться людьми, контролировать их поведение, решать за них их судьбу.

Люди, имеющие сильно выраженный мотив власти, сами активно стремятся к власти, получают видимое удовольствие от того, что имеют власть над другими и практически ею пользуются. Такие люди всегда стараются занимать руководящие посты, являются активными участ­никами различных политических движений и общественных органи­заций, причем, участвуя в их деятельности, обычно не довольствуют­ся ролью рядовых членов, а стремятся возглавить соответствующее движение или организацию. В социальных группах и коллективах, к которым эти люди принадлежат, они стремятся стать лидерами и со­хранить за собой это положение.

Впервые на существование у человека мотива власти как отдельной потребности обратили внимание А. Адлер, Э. Фромм, Г. Меррей, Д. Ве-рофф. А. Адлером этот мотив был объявлен одним из главных моти­вов человеческого социального поведения вообще. Стремление и по­лучение власти над людьми, по Адлеру, особенно выражено у тех, кто имеет комплекс неполноценности. Использование власти, по Адлеру, способно нейтрализовать, устранить этот комплекс. Человек, получив­ший власть над теми, по отношению к кому он раньше испытывал ком­плекс неполноценности, избавляется от него, так как теперь он этих людей явно превосходит и не он, а они должны ему завидовать.

Вражда и агрессивность

Отношения типа вражды и агрессивности можно определить как проникнутые взаимной неприязнью и ненавистью людей. Эти отно­шения, как показывает длительная история существования человечес­кого общества, являются столь же «вечными», как и отмеченные выше положительные взаимоотношения типа дружбы, любви и альтруизма.

Причины возникновения вражды и агрессивности:

Главныйобъективный фактор — несовместимость интересов людей, обусловленная тем, что во многих случаях жизни одни невольно становятся причиной нарушения интересов и неудовлетворе­ния потребностей других, по данной причине вызывают спровоциро­ванные или неспровоцированные враждебные действия противников и сами отвечают на них. Один из субъективных факторов вражды — интеллектуальные и личностные индивидуальные различия людей, которые зачастую ведут к непониманию друг друга. Агрессивность выражается в сознательном или бессознательном стремлении человека нанести кому-либо или чему-либо вред, уничто­жить, разрушить. Агрессивностью не называется вынужденная, ответ­ная защитная реакция на угрозу или совершение наносящих вред дей­ствий в отношении того человека, который сам агрессивно ведет себя по отношению к другим людям. Агрессивным называют человека, ко­торый проявляет невынужденную, неслучайную, морально не оправ­данную, не вызванную объективными обстоятельствами, например необходимостью самообороны или защиты других людей, склонность нападать на людей, оскорблять их словом и делом.

Причины порождения агрессивности - неправильное воспитание, напряженное и постоянно раздра­женное психическое состояние человека, неблагополучный личный опыт жизни, частые фрустрации, повышенная активность так называ­емого биологического центра агрессивности, существующего в мозге (о нем будет несколько слов сказано ниже), и рядом других причин.

Объектом агрессивного поведения человека может оказаться он сам, и тогда враждебные действия называют аутоагрессией. Его агрессив­ные действия могут быть направленными на других людей, и в этом случае чаще всего используют термин «агрессия».

Виды агрессии.

Враждебная агрессия проявляется в том, что связанные с ней действия и высказывания человека преследуют цель причинения кому-либо вре­да Инструментальной называют агрессию, которая не явля­ется самоцелью и выступает как средство достижения какой-либо иной цели.

В психологических словарях называются и другие виды агрессии:

· Альтруистическая агрессия представляет собой агрессивные действия, предпринимаемые из благих побуждений.

· Агрессия, вызванная страхом, представляет собой агрессивные действия, порожденные чувством страха и стремлением избавится от него.

· Индуцированной называется искусственно, преднамеренно вызванную агрессию.

· Смещенная – представляет собой агрессивные действия, направленные против лица или объекта, которые не являются первопричинами возникновения агрессивного поведения.

· Трансактной называют агрессию, возникающую и усиливающуюся в результате непрерывной последовательности активных и взаимно подкрепляющих друг друга насильственных действий людей, которые они совершают в отношении друг друга (агрессивные акты в данном случае выступают в качестве реакции на проявление агрессивности со стороны партнера).

· Территориальной называют агрессию, цель которой состоит в за­щите территории живого существа от посягательств на нее других жи­вых существ (животных или человека). Речь идет о защите территории, которую, например, человек рассматривают как свою, как принадлежа­щую ему по праву.

Мотивация агрессивнос­ти, как выяснилось, может быть как биологической, так и социальной. Биологическая мотивация агрессивности предполагает наличие опре­деленных генетических или органических предпосылок к проявлениям таких, которые заложены в организме. Социальная мотивация агрессивности, напротив, связывает ее проявления с внешними факторами. Предполагается, что в этом слу­чае проявление агрессивности человеком мало зависит от того, как устроен и функционирует его организм, а определяется тем, что про­исходит с ним и вокруг него в обществе.

Беспомощность

Впервые на беспомощное поведение, которое характерно не только для человека, но и для животных, обратил в свое время внимание И. П. Пав­лов, проводя эксперименты с собаками по формированию у них услов­ных рефлексов. Он заметил, что если в течение длительного времени давать собаке, находящейся в станке на привязи, небольшие удары элек­трического тока, то через некоторое время она прекращает попытки вы­рваться из станка и не возобновляет их даже тогда, когда цепь, удержи­вающая ее в станке, снимается. Из этого наблюдения Павлов сделал вывод о том, что собака в данной ситуации ведет себя беспомощно, од­нако в его собственной лаборатории исследования беспомощного пове­дения не получили продолжения.

Было выяснено, что беспомощное поведение человека может появ­ляться и проявляться у него по двум основным группам причин. Одна из этих групп связана с ситуацией, в которой оказался человек в дан­ный момент времени, другая порождается его собственными, индиви­дуальными особенностями. В качестве ситуационных причин беспо­мощного поведения могут выступать:

· возникновение обстановки, в которой человек не в состоянии най­ти удовлетворительный выход из создавшегося положения дел;

· появление ситуации, в которой человек не может разобраться, хотя эта ситуация потенциально содержит в себе возможность выхода из нее

В действительности ни одна из рассмотренных выше теорий агрес­сии полностью и исчерпывающим образом ее не объясняет, так как во всех случаях, на которые опираются эти теории, из общего правила мож­но найти немалое количество исключений.

Одиночество

Представление об одиночестве связано с переживанием ситуаций, субъективно воспринимаемых как нежелательный, неприемлемый для человека дефицит общения и положительных отношений с окружаю­щими людьми. Одиночеству не всегда сопутствует реальная социальная изолированность индивида. Можно постоянно находиться среди лю­дей, контактировать с ними и вместе с тем чувствовать свою психоло­гическую изолированность от них, то есть одиночество.

Одиночество — это тяжелое психическое состояние, сопровождаю­щееся плохим настроением и тягостными эмоциональными пережи­ваниями. Глубоко одинокие люди, как правило, несчастны. У них мало социальных контактов, их личные связи с другими людьми или огра­ничены, или разорваны.

Три типа одиночества:

· Хроническое одиночество возникает тогда, ког­да человек в течение длительного периода жизни не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людь­ми.

· Ситуативное одиночество обычно появляется как результат каких-либо стрессовых событий в жизни человека, таких, например, как смерть близкого человека или разрыв брачных, интимных отношений со зна­чимым человеком. После короткого времени переживания дистресса одинокий человек, ситуативно испытывающий это чувство, обычно смиряется со своей потерей и частично или полностью преодолевает чувство одиночества.

· Преходящее одиночество выражается в кратко­временных приступах чувства одиночества, которые полностью и бес­следно проходят, не оставляя после себя никаких следов.

Одинокие люди нередко видят в самих себе причину своего одино­чества, приписывая его недостаткам характера, отсутствию способно­стей, личной непривлекательности в большей степени, чем факторам, подвластным сознательному волевому контролю: недостатку собствен­ных усилий, прилагаемых для налаживания контактов, неэффектив­ности применяемых для этого средств и пр.

Способ реагирования человека на одиночество — депрессия или аг­рессия — зависит от того, как сам человек объясняет свое одиночество. При внутреннем локусе контроля у него чаще возникает депрессия, а при внешнем — агрессия. Одинокие люди часто чувствуют себя никчемными, некомпетент­ными, нелюбимыми, и повышенная самокритичность только способ­ствует усилению этих самоуничижительных чувств.

Одним из факторов, способствующих одиночеству, является неже­лание человека оказаться в ситуации межличностного общения, где он подвергается риску получить отказ в установлении нужных для него взаимоотношений, почувствовать смущение и разочарование. Враждеб­ность и пассивность как возможные причины и одновременно след­ствия одиночества часто сопровождают его. Из-за боязни отрицательных последствий проявления инициативы в установлении межличностных контактов человеку становится труднее преодолевать одиночество, и страх, порожденный прежним неудачным опытом, способствует со­зданию обстановки, которая еще более усиливает данное чувство.

Нередко одиночество возникает по не зависящим от человека причи­нам. Вдовство, развод или разрыв личных отношений — наиболее рас­пространенные социальные причины, ведущие к одиночеству.

Наши рекомендации