Профессиональные склонности.
Профессиональная склонность – избирательная направленность индивида на определенную деятельность, побуждающая его заниматься ( на основе устойчивой потребности и стремления совершенствовать соответствующие умения и навыки).
Одна из надежных методик определения профессиональной склонности школьников описана в книге Е.А. Климова «Путь в профессию» (с. 173-176). Обратимся к данной методике.
Чтобы самостоятельно обдумать, какой из типов профессии наиболее соответствует сложившимся у вас к данному времени личным качествам, нужно поставить себе ряд вопросов и ответить на них. Чтобы облегчить этот «разговор с самим собой», вам предлагается вспомогательная таблица (см. стр. 174). Она поможет вам самостоятельно думать. Работать с ней можно следующим образом.
Читайте в порядке следования пункты программы самооценки и либо соглашайтесь с ними («да»), либо не соглашайтесь («нет»).
Если вы отвечаете «да», то ставьте карандашом знак «плюс» перед соответствующей цифрой, стоящей в данном пункте в одном из вертикальных столбцов.
Ответ «нет» может иметь двоякое значение: либо просто отсутствие утверждения, либо активное отрицание; иначе говоря, 1) «не представлялось случая», «не занимаюсь этим», «не замечал» либо 2) «как раз наоборот», «не люблю это делать». Если имеет место ваше активное отрицание, то перед соответствующей цифрой ставьте минус. Если просто отсутствие утверждения, то никакого знака не ставьте.
Пройдя таким образом все 30 пунктов, подсчитайте алгебраические суммы отмеченных чисел в каждом из столбцов (цифры без знаков учитывать не нужно). Наибольшие положительные суммы будут в столбцах, соответствующих наиболее подходящим для вас типам профессий, малые положительные, а тем более отрицательные; — неподходящим.
«Подходящих» типов может быть и несколько, так как человек может иметь благоприятные предпосылки (опыт, склонности, способности) одновременно к разным типам профессий. В таком случае, естественно, принимают во внимание несколько типов до тех пор, пока в ходе дальнейшего решения не возникнут соображения в пользу выбора одного из них.
Заметим, что специальности могут иногда различаться в зависимости от того, преобладают ли в предмете труда непосредственно воспринимаемые или мысленно представляемые свойства. В качестве вспомогательного приема, облегчающего в данном случае самооценку, можно проделать следующее. Подсчитайте алгебраические суммы отмеченных вами ранее чисел (в таблице) отдельно для двух выборочных рядов пунктов программы: первый ряд’ пунктов - 1, 2, 3, 10, 12, 24, 26, 28; второй ряд —5, 8, 14, 19, 22, 2, 29.
Если наибольшая положительная сумма получится в первом ряду, то, вероятно, вам, при прочих равных условиях, более подойдут специальности, связанные с воспринимаемыми свойствами объекта труда. Если во втором, то с «мыслимыми» свойствами. Если разница в характере ответов на эти два выборочных ряда пунктов программы самоопроса несущественна, то вопросу о предпочтении той или иной разновидности специальностей не следует придавать особого значения (подойдет любая). Во многих специальностях достаточно ярко представлены одновременно и воспринимаемые, и мыслимые признаки объекта труда. Самое главное здесь — уточнить предпочтительный тип специальности.
Вспомогательная таблица для ориентировочного определения предпочтительного типа будущей специальности на основесамооценка
№ | Тип специальности (по признаку предмета труда) Программа самооценки | П («при-рода») | Т («тех-ника») | З («знако-вая систе-ма») | Х («художественные образы») | Ч («че-ловек») |
1. | Легко (без внутренней скованности) вступаю в общение с новыми людьми | |||||
2. | Охотно и подолгу могу что-нибудь мастерить (или шить, чинить, вязать) | |||||
3. | Стараюсь придать окружающей меня среде черты красоты; другие считают, что это мне удается считают, что это мне удается | |||||
4. | Охотно и постоянно слежу и ухаживаю за растениями (или животными) | |||||
5. | Охотно и подолгу могу что-нибудь подсчитывать, вычислять или чертить | |||||
6. | Охотно провожу время со сверстниками или младшими, когда их нужно чем-то занять, увлечь делом или помочь им в чем-либо | |||||
7. | Охотно и часто помогаю старшим по уходу за животными (или растениями) | |||||
8. | Обычно я делаю мало ошибок в письменных работах | |||||
9. | Мои изделия (то, что я делаю своими руками в свободное от учебы время) обычно вызывают интерес у товарищей, старших | |||||
10. | Старшие считают, что у меня есть способности к определенной области искусства | |||||
11. | Охотно читаю о растительном (или животном) мире | |||||
12. | Активно участвую в художественной самодеятельности | |||||
13. | Охотно читаю об устройстве и работе механизмов, машин, приборов . | |||||
14. | Охотно и подолгу могу разгадывать головоломки или сидеть над трудными задачами, кроссвордами, ребусами | |||||
15. | Легко улаживаю разногласия между сверстниками или младшими | |||||
16. | Старшие считают, что у меня есть способности к работе с техникой | |||||
17. | Результаты моего художественного творчества одобряют и совершенно незнакомые люди | |||||
18. | Старшие считают, что у меня есть способности к работе с биологическими объектами (растениями или животными) | |||||
19. | Обычно, как считают, мне удается подробно и ясно для других излагать мысли в письменной форме | |||||
20. | Почти никогда ни с кем не ссорюсь | |||||
21. | Результаты моего технического творчества одобряют незнакомые люди | |||||
22. | Без особого труда усваиваю иностранные слова | |||||
23. | Мне часто случается помогать даже незнакомым людям | |||||
24. | Подолгу, не уставая, могу заниматься любимой художественной работой (музыкой, рисованием и т. п.) | |||||
25. | Стараюсь повлиять на ход развития растительных или животных организмов, улучшить, изменить их | |||||
26. | Люблю разбираться в устройстве механизмов, машин, приборов | |||||
27. | Мне обычно удается убедить сверстников или младших в целесообразности того или иного плана действий | |||||
28. | Охотно наблюдаю за животными (или рассматриваю растения) | |||||
29. | Охотно читаю такую литературу, которую многие считают «скучной» (научно-популярную, литературно-критическую, публицистику) | |||||
30. | Стараюсь понять секреты мастерства работников искусства и воспроизводить их действия (делать как они) |