В чем суть психологической концепции

интенциональных актов Франца Брентано,

и какое историческое значение имели его идеи?

Австрийский философ и психолог Франц Брентано (1838

1917),являясь противником как экспериментальной структур ралистской теории В. Вундта, так и ассоциативной психоло-' гии, создал свою психологическую теорию и программу разви­тия психологии как самостоятельной науки, получившую на­звание функционализма. Главной идеей его теории была активная природа человеческой психики, а главной пробле­мой — проблема понимания сознания и его взаимодействие с окружающей реальностью. Программа развития психологии и его теоретическая платформа Брентано содержали следую­щие ключевые идеи:

1) главное качество сознания — интенциональность, или осо­
бого рода активность, в результате которой сознание всегда взаи­
модействует с каким-либо объектом и направлено на него. Та­
ким образом, содержаниями сознания являются не ощущения
и восприятия, а интенциональные акты, содержащие в себе
объект, с которым они взаимодействуют;

2) соответственно предмет психологии — не содержания, как
утверждает экспериментальная психология В. Вундта и структу­
рализм Э. Титчинера, а акты сознания;

3) задача психологии как науки — изучение интенциональных
актов сознания и, следовательно, описание того, как работает
сознание, а не из чего оно состоит;

4) существует три основные формы интенциональных актов
(или актов активности сознания), различаемых по способу отно­
шения к субъекту:

— акты представления — они являются ведущими и опреде­
ляются как процесс презентации предмета сознанию; к актам
представления относятся восприятие, воображение, понятие;

— акты суждения, в процессе которых объекту дается оценка
истинности или ложности;

— акты чувства, которые представляют собой эмоциональ­
ную оценку объекта с точки зрения его желаемости или отвергае­
мое™ субъектом.

Иными словами, когда человек слышит какую-либо фразу, его сознание совершает акт представления, затем он понимает и оценивает эту фразу с точки зрения ее правдивости или ложно­сти для него, и здесь совершается работа акта суждения, и нако-

нец, когда человек понимает, приятно ему слышать эту фразу или нет, вступает в силу акт чувства;

5) метод исследования интенциональных актов — не экспери­мент, а тщательное внутреннее наблюдение за протеканием этих актов, при этом оно должно быть непредвзятым и непосред­ственным. Впоследствии этот метод был назван феноменологи­ческим наблюдением, так как его задачей являлось наблюдение за феноменами сознания.

При некоторой идеалистичности теории интенциональных актов сознания заслуга Ф. Брентано состоит в том, что он ввел в психологию изучение сознания не в его содержательном, а в процессуальном аспекте, а также указал на активность и пред­метность сознания, что, безусловно, дало толчок к развитию этой стороны в исследовании данного предмета. Постулируемый Брентано принцип активности обусловил развитие функциона­лизма как психологического течения, а также многих направле­ний в западноевропейской психологии. Его идеи повлияли на Вюрцбургскую школу, поставившую себе задачу изучения про­цессуальное™ мышления, обусловили развитие новых экспери­ментальных методик изучения сознания, в частности феномено­логический метод, а также отразились в теории гештальтпеихо-логии и психоанализе 3. Фрейда.

Каковы основные направления развития психологической мысли В. Джеймса и в чем заключается их историческое значение для психологии?

Вильям Джеймс(1842—1910), американский психолог, про­фессор психологии Гарвардского университета, создатель пер­вой американской лаборатории и президент Американской пси­хологической ассоциации, является одной из фундаменталь­ных фигур мировой психологии. В. Джеймс является отцом американского направления в функционализме, основой кото­рого во многом явилась теория акта австрийского психолога Ф. Брентано. Это направление противопоставлялось развивае­мому в Америке Э. Титчинером функционализму, берущему свое начало из экспериментальной психологии В. Вундта. Таким об­разом, функционализм Джеймса и его взгляды расширили пред­ставления о предмете психологии, понимании личности в целом, а также обусловили развитие новых направлений науки, напри­мер психологии личности как отрасли психологии.




Вильям Джеймс занимался изучением многих вопросов и проблем психологии. В частности, он дал психологии фунда­ментальный труд «Основы психологии» (1890), где изложил свою точку зрения и на саму эту науку, и на изучаемые ею феномены, явления и проблемы.

Джеймс придавал большое значение прикладной психологии, что послужило ее дальнейшему развитию, в частности необходи­мости ее использования в педагогике для решения ею задач по обучению, воспитанию и развитию личности ребенка с точки зрения ее прижизненного формирования. Эти взгляды Джеймса оказали прямое воздействие на педагогику и разрабатываемые ею в дальнейшем методы обучения и развития детей.

Одной из фундаментальных в психологии является разрабо­танная Джеймсом теория эмоций, основным постулатом кото­рой служит указание на связь между эмоциями и их физиологи­ческими проявлениями, но с обратной стороны, т. е. не физиоло­гическое изменение возникает под действием эмоции, а эмоция рождается из соответствующего физиологического действия, на­пример грусть рождается из физиологического процесса плача. Интересно то, что эта теория, имея совершенно отличную от об­щепринятой точку зрения на природу эмоций, получила широ­кое распространение и была принята многими учеными-психо­логами как основополагающая, а впоследствии была частично подтверждена современными исследованиями в области психо­коррекции и психофармакологии.

Широкую известность получили идеи Джеймса относительно природы сознания и природы человеческой личности в целом.

Как В. Джеймс понимал сознание и в чем видел задачи психологии как науки?

Одной из важнейших проблем психологии В. Джеймс считал проблему изучения и понимания природы сознания и выдвигал следующие идеи по этому вопросу.

1. Предметом психологии является сознание, но не с точки
зрения изучения его структуры и механизмов соединения его
элементов, как это постулировала школа В. Вундта. Предметом
изучения психологии должна стать работа сознания, исследова­
ние законов и механизмов, обуславливающих специфику его
функционирования.

2. Сознание понимается не как субстанция, а как функция
познания и накопления опыта, имеющая ряд характеристик:

— цельность, т. е. отсутствие каких-либо связок внутри самого
сознания;

— непрерывность работы сознания, постоянное движение,
названное Джеймсом «поток сознания», означающее, что созна­
ние человека постоянно работает и происходит более или менее
точное осознавание каких-либо окружающих нас вещей, явле­
ний, предметов, также внутренних явлений организма — мыс­
лей, чувств, ощущений и т. п.;

— динамизм, постоянная изменчивость осознания даже при­
вычных вещей;

— разная интенсивность осознавания тех или иных явлений
и вещей, т. е. в сознании всегда есть четко осознанные явления
и те, что не имеют такой четкости осознавания;

— селективность, т. е. избирательность в осознании как внеш­
них, так и внутренних образов и явлений. Это означает, что не
все из окружающей нас действительности мы готовы осознавать,
и также во внутреннем плане всегда какой-то образ выходит впе­
ред и осознается с максимальной четкостью, тогда как все ос­
тальные отодвигаются на задний план. Какой именно образ или
явление будет выходить на первый план, обуславливается жела­
ниями и интересами самого индивида.

3. Методом изучения функции сознания может быть только непосредственное самонаблюдение, интроспекция, в которой индивиду открываются не элементы, а цельные конкретные со­стояния сознания, изменчивые в каждый момент времени.

Размышления и идеи В. Джеймса относительно природы и сущности сознания обусловили множество изменений в психо­логии как науке о сознании:

— формируется новый подход к исследованию сознания не
как структуры, а как важнейшей функции организма — сознание
трактуется по-новому с точки зрения его приспособительной
функции для организма;

— описание характеристик сознания дало толчок к развитию
многих школ психологии, в частности выделение такой его характе­
ристики, как селективность, дало почву для формирования теории
гештальтпсихологии, возникшей в результате открытого кризиса.

Какие идеи выдвигал В. Джеймс относительно личности человека и в чем их историческое значение?

В. Джеймс известен в психологии как создатель одной из пер­вых теорий личности. Ключевые положения этой теории таковы:

1) личность, по Джеймсу, имеет две стороны: «эмпирическое
Я», т. е. познаваемое и определяемое как личность и «чистое Я» —
которое познает мир и себя;

2) структура «эмпирического Я»:

— физическая личность, в которую включены: собственная
телесная организация, одежда, а также дом, семья, материаль­
ное состояние;

— социальная личность, понимаемая как признание в нас
личности со стороны других людей, а также социальные роли;
это означает, что у человека столько социальных личностей, во
сколько социальных групп он психологически включен;

— духовная личность, представляющая собой единство
всех духовных свойств и состояний личности: мышление, эмо­
ции, желания и т. п., и ядром этой составляющей является
чувство активности «Я»;

Психология акта ф. Брентано
Противостояние теорий____

В чем суть психологической концепции - student2.ru Экспериментальная

психология

В чем суть психологической концепции - student2.ru

Исследования мышления Г. Эббингауз

Функционализм В. Джеймс (США)

Структурализм Э.Титчинер (США)

В чем суть психологической концепции - student2.ru В. Вундт

Дифференциальная психология ф.Гальтон

Возрастная психология

 

как самостоятельная

отрасль

Педология Ст. Холл (США)
Психотехника Г. Мюнстерберг (США)

В чем суть психологической концепции - student2.ru В чем суть психологической концепции - student2.ru Социокультурная

детская психология

Дж. Болдуин

Рис.1. Развитие психологии как самостоятельной науки в конце XIX — начале XX в.

В чем суть психологической концепции - student2.ru 3) выделение в структуре личности такого важного феномена, как самооценка, которая по Джеймсу, состоит из самоуважения

личности, ее притязаний и внешнего влияния, а именно: успеш­ности в осуществлении притязаний;

Успех

4) уровень самооценки можно вычислить по формуле:

Самоуважение =

Притязания

Историческое значение понимания В. Джеймсом личности человека заключается в том, что, во-первых, им была создана первая в истории психологии теория личности, во-вторых, его взгляды на личность как на духовную сущность, которая разви­вает сама себя, оказали серьезное влияние на взгляды привер­женцев экзистенциализма и соответственно на создание ими своих экзистенциальных теорий личности.

Глава 8

В чем суть психологической концепции - student2.ru РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ В ПЕРИОД

ОТКРЫТОГО КРИЗИСА (10-30-Е ГГ. XX В.).

ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ШКОЛЫ

В XX В.

В чем выражалась суть «открытого кризиса»

в психологии в 10—30-е гг. XXв., и как проходило

развитие психологической мысли в этот период?

В начале XX в. развитие психологии шло в очень активном ре­жиме. В разных ее отраслях проводилась масса исследований, ре­зультаты которых по-новому отвечали на главнейшие вопросы этой науки: о природе сознания и высших психических функций, о взаимодействии человека и среды, о познании. Такое интенсив­ное развитие науки, огромное количество эмпирических исследо­ваний и опытов не могло не спровоцировать дискуссий относи­тельно предмета психологии и борьбы мнений по этому поводу. Психология как наука о сознании начинает претерпевать измене­ния, и в первую очередь это касается самого предмета психологии — сознания. Таким образом, кризис психологии 10—30-х гг. можно назвать кризисом ее предмета. Рассмотрим основные предпосыл­ки, обусловившие возникновение «открытого кризиса»:

1) постепенно происходит понимание того, что старые уста­
новки, взгляды и методы исследования терпят свою несостоя­
тельность, и с их помощью уже невозможно объяснить наблюда­
емые учеными явления;

2) запросы практики также требуют от исследователей иного
подхода в объяснении изучаемых явлений;

3) интенсивное развитие различных отраслей, в том числе
дифференциальной, возрастной психологии, зоопсихологии,
происходившее на базе экспериментальной психологии В. Бунд-
та, обеспечило появление новых направлений, концепций и,
следовательно, новых взглядов на предмет психологической на­
уки; происходит разрушение старого представления о сознании
как о замкнутом внутри себя объекте;

4) активное развитие новой биологии, которая меняла пред­
ставление о сознании как замкнутом в себе субъекте и тем са­
мым расширяла сферу непознаваемых путем классического ме­
тода интроспекции явлений — поведение животных, детей,
психически больных людей; т. е. постепенно выявляется несос­
тоятельность интроспекции как объективного метода психоло­
гического исследования.

[1] История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И. И. Богута. М., 1997. С. 138.

Наши рекомендации