Как психометрия развивалась в исследованиях Ф. Дондерса, и какое значение его опыты имели для психологии?

Голландский физиолог Франс Корнелис Дондерс(1818—1889) в своих исследованиях изучал особенности протекания психичес­ких процессов, в частности их скорость и время реакции субъекта на воспринимаемые им объекты. Он изобрел методику исследования времени протекания сложных психических процессов, состоящую из трех этапов эксперимента, которые заключались в следующем:

• на первом этапе измерялось время простой реакции инди­
вида, т. е. время от появления простого стимула до возникнове­
ния ответного движения;

• второй этап предполагал измерение сложных реакций ин­
дивида, вызванных усложнением задания через усложнение сти­
мулов, а именно: увеличение их количества;

• на третьем этапе путем вычитания времени простых реакций
из времени сложных реакций математически вычислялось время,
которое требуется психическому процессу для совершения различ­
ных операций — выбора, различения или решения иной задачи.



На основе результатов опытов, проводимых Дондерсом, была доказана возможность измерения психических явлений наравне с физиологическими, при этом местом локализации психиче­ских явлений и происходящих психических процессов является нервная система.

Какие исследования проводил Э. Пфлюгер,

И каково влияние результатов этих исследований

На развитие психологии?

Немецкий физиолог Эдуард Пфлюгер(1829—1910) прово­дил опыты на лягушке, не имеющей переднего мозга, целью которых было изучение причин и факторов, регулирующих поведение организма. Результаты опытов показали, что отсут­ствие как таковой нервно-мышечной связи между органом и мозгом не изменяет специфики поведения организма в про­странстве, так как при помещении лягушки в воду она плыла, а на столе ползала. Это означало, что причиной приспособи­тельных действий организма служит не сама по себе нервно-мышечная связь, а сенсорная функция, позволяющая разли­чать условия и сигналы внешней среды и в соответствии с ними изменять поведение.

Опыты Э. Пфлюгера открывали особую причинность — пси­хическую. Чувствование (то, что Э. Пфлюгер называл «сенсор­ной функцией») — это, считал он, не физиологическая, а психо­логическая сущность; «сенсорная функция» заключается в раз­личении условий, в которых находится организм, и в регуляции в соответствии с ними ответных действий. В различении того, что происходит во внешней среде, и реагировании на происходя­щее в ней и состоит фундаментальное предназначение психики, ее главный жизненный смысл. Опыты исследователя подрывали принятое мнение о том, что психика и сознание — одно и то же, и доказывали, что наряду с сознанием имеется огромная область неосознаваемой психики (бессознательного), которая не сводит­ся ни к нервной системе, ни к системе сознания.

Каковы естественно-научные предпосылки становления психологии как самостоятельной науки?

В качестве естественно-научных предпосылок, обусловивших is середине XIX в. становление психологии как самостоятельной пауки, можно выделить следующие направления и особенности развития науки в тот период.

1. Постепенное отделение психологии от философииявилось од­
ной из важных предпосылок ее становления как самостоятельной
науки. Это объясняется тем, что для психологии назрела необхо­
димость разделения предметов и методов, в частности ориентация
на эмпирические способы познания, тогда как философия, будучи
больше теоретической наукой, нежели практической, не могла
дать психологии необходимые инструменты.

2. Внедрение в психологию новых методов исследования.Исхо­
дя из исторической необходимости обрести свой, отличный от
философского метод познания, в середине XIX в. в психологию
вводится заимствованный из естествознания метод эксперимен­
та, а также математические методы подсчетов результатов опы­
тов. Именно благодаря эксперименту и математике психология
получила возможность по-новому взглянуть на уже известные,
но только с теоретической точки зрения, явления и феномены,
осмыслить и изменить их общепринятое понимание.

3. Активное развитие физиологии в начале XIX столетия.
Вэтот период развитие психологических знаний стимулирова­
лось открытиями не в области механики, что было свойственно
веку Просвещения, а в области физиологии, которая, обладая
конкретным предметом исследования — человеческим телом —
и изучая строение его органов, ставила психические функции че­
ловека в зависимость от особенностей его анатомии.

4. Активное опытное изучение организма человекав русле естест­
вознания, в частности физиологии, стимулирующее огромное
количество открытий, по-новому объясняющих причины и ме-;:
ханизмы его функционирования. Более того, благодаря опытно-J
му изучению механизмов работы человеческого тела физиология;
сумела объяснить казавшиеся фантастическими в эпоху Просве­
щения идеи, которые объясняли причины человеческого поведе­
ния не как следствия влияния и особой организации души, явля­
ющейся некоей бестелесной и божественной субстанцией, но
целиком и полностью зависящие от особенностей анатомии
и физиологии человека. Методологическое значение произве­
денных в этот период открытий заключается в том, что не на
уровне теоретических изысканий, а непосредственно в опыте
была доказана зависимость некоторых аспектов поведения чело-
векаот физиологических, т. е. материальных, факторов работы
организма. Более того, первые в этой области эмпирические от­
крытия дали повод к более глубокому изучению строения голов­
ного мозга человека. К тому же в русле самого естествознания
были накоплены некоторые сугубо психологические факты, от­
крытия, теории. Приведем примеры таких открытий.

• В XIX в. врачам и натуралистам: чеху И. Прахазке, францу­зу Ф. Мажанди и англичанину Ч. Беллу — удалось опытным nyrei

через обнаружение различий между чувствительными (сенсор­ными) и двигательными (моторными) нервными путями, веду­щими в спинной мозг, доказать и объяснить суть рефлекторной схемы, открытой Рене Декартом.

• В другом исследовании изучались механизмы влияния
стимулов внешней среды на органы чувств. Результатом этого
открытия явилось утверждение о том, что независимо от качеств
и силы воздействующих на нервы стимулов эффект (но его сущ­
ность, а не сила) будет одинаковым, например любое раздраже­
ние зрительного нерва вызывает у субъекта ощущение вспышек
света. Более того, такая зависимость между объективными физи­
ческими стимулами и производимыми ими психическими эф­
фектами была математически исчисляема.

• На основе этого исследования был сформулирован закон
«специфической энергии органов чувств», который определял
энергию, известную в физике как основополагающую в форми­
ровании нервной ткани.

• Австрийский анатом Ф. Галь, изучавший зависимость ощу­
щений от нервного субстрата, опроверг принятое положение
о локализации мышления в мозговых желудочках. Он утверждал,
что извилины коры больших полушарий головного мозга явля­
ются местом локализации психической энергии и ума.

5. Возникновение эволюционного подходак пониманию приро­ды человека, в частности теория эволюционного развития Ч. Дарвина и эволюционный ассоцианизм Г. Спенсера. Именно влияние внешней среды и естественного отбора на развитие у вида необходимых для выживания функций обусловили изме­нение взглядов на понимание психики человека и вытекающие отсюда задачи психологии.

Такое положение дел в науке не могло не сказаться и на осно­вополагающих для психологии взглядах и идеях, в частности на принятом представлении о душе как субстанции, управляющей телом или, по крайней мере, имеющей некую нетленную сущ­ность. Открытия физиологии ставили душу, психику в зависи­мость от тела, и это полностью переворачивало представления

0 человеке, господствующие до указанного периода. Названные

1 гредпосылки сыграли решающую роль в превращении психоло­
гии в самостоятельную экспериментальную науку.

Глава 7

Как психометрия развивалась в исследованиях Ф. Дондерса, и какое значение его опыты имели для психологии? - student2.ru РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИИ

КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

Наши рекомендации