Каковы основные направления развития психологической мысли в эпоху Просвещения?

В XVIII в. в Европе, в том числе в Англии, Франции, Германии, продолжался начатый в XVII в. процесс укрепления капиталисти­ческих отношений. Ученые, философы вырабатывают новое пред­ставление о жизни, новое мышление. Появляется мощное культур­ное движение — Просвещение, сопровождаемое расцветом науки и искусства. В ряде стран Западной Европы движение получило ши­рокое развитие и влияние, и историческая и философская наука определяла эпоху Просвещения как период безфаничной веры в человеческий разум и способности, позволяющие перестроить общество, как эру торжества науки над средневековьем.

Из названия следует, что представители этого движения счита-ли главной задачей «просветление общества» и как следствие — поднятие его на более высокую ступень эволюционного разви­тия. Суть этого процесса они видели в избавлении общества от древних суеверий, стереотипов, предрассудков и религиозного фанатизма. Взамен устаревших идей и представлений просвети­тели предлагали ориентироваться только на разум, на первона­чальную природу человека, на его опыт. Эти идеи приобретали к различных странах разную тональность в связи со своеобразием их общественно-исторического развития. Однако наибольшее распространение идеи Просвещения получили в Англии и Фран­ции. Это обусловливалось наибольшей подготовленностью усло-иий для развития течения Просвещения в этих странах.

Истоки западноевропейского Просвещения следует искать и истории развития человечества в эпоху Возрождения, причем по признавали и подчеркивали сами просветители. Наука Про­свещения ориентировалась на гуманистические идеалы и свобо­домыслие Ренессанса, преклонение перед античностью, истори­ческий оптимизм. Происходит мощная переоценка прежних ценностей, сомнение в старых феодально-церковных догматах, разрушение традиций и авторитетов. Во многих странах разви­тие просветительского движения происходило на фоне измене­ний в их политической жизни, важнейшим из которых был кризис феодальной системы, как следствие, появление новых слоев общества и конечно же возникновение противоречий, между ними. Такая общественно-политическая обстановка в Европе не могла не вызвать реакции у лучших умов человечества того времени. Идеи просветителей носили во многом бунтарский, революционный характер — они выступали против всего фео­дального строя с его системой сословных привилегий и, таким образом, имели решающее значение в переходе общества на ка­питалистическую основу.

Взгляды просветителей, их вера в преобразующую силу ра­зума нашли свое отражение и в понимании ими проблемы вос­питания. Ими были выдвинуты новые идеи и принципы обу­чения и воспитания ребенка. Просветители в соответствии с представлениями Джона Локка о природе человека считали, что он рождается абсолютно «чистым листом» и решающее влия­ние на его развитие и воспитание оказывает внешняя, окружаю­щая среда и общество. Они выдвигали принципы природного равенства способностей всех людей, а также необходимости со- ответствия воспитания человеческой природе и естественным склонностям ребенка.

В психологической мысли в эпоху Просвещения существова­ло два направления — эмпиризм и сенсуализм, — которые в даль- нейшем оказали очень существенное влияние на развитие пси­хологии как науки. Эмпирическое направление в психологии, родоначальником которого считается английский философ : Дж. Локк, определяло опыт как основополагающий фактор раз-вития человека и изучало механизмы его приобретения, а также вопрос приоритета опыта над разумом. Сенсуализм представлял собой учение о доминировании чувственного познания над pa-циональным. При этом и эмпирики, и сенсуалисты отрицали су-ществование врожденных и неизменных идей и способностей, доказывали их опытное происхождение и возможность прижиз­ненного развития.

Параллельно с развитием этих двух учений продолжает совер­шенствоваться и идеалистическое учение о душе, в рамках которо-го появляется новое направление — ассоцианизм. Ассоциативная психология представляла собой психологическое направление, в котором единицей анализа психики признана ассоциация. Этот термин, введенный в научно-психологический оборот, использо­вался для определения механизма формирования и приобретения опыта. Впоследствии понятие ассоциации становится централь- ным в изучении основных психических процессов от ощущений до мышления. В рамках этого направления развивается представ- ление о рефлексии как особой способности души к самоанализу и самопознанию.

В своем развитии ассоцианизм прошел несколько этапов, для анализа сути которых ключевым является понятие ассоциации.

1. На первом этапе развития произошло выделение ассоциа­ции как объяснительного принципа отдельных психических яв-лений и прежде всего процессов припоминания.

2. Второй этап получил название этапа классического ассо-цианизма, так как именно в этот период были созданы целост­ные концепции психики и было сформировано понимание пси-чики как источника формирования механических связей, или ас­социаций, между психическими элементами, в качестве которых рассматривались ощущения и представления.

3. Важным стал третий этап развития ассоцианизма, который включал в себя экспериментальное и практическое изучение сформированных на предыдущих этапах концепций и идей, а также попытку ввести в основную концепцию фактор активно­сти субъекта.

Наши рекомендации