Оперативно-розыскной деятельности

Психология следственной и оперативно-розыскной деятельности–разделы юридической психологии, в которых изучаются психологические аспекты раскрытия и расследования преступлений, а также разрабатывают­ся психотехнические средства воздействия на криминальные элементы.

В связи с тем, что профессия следователя и оперработника по ведущим характеристикам является профессией типа “человек-человек”, знание психологии людей, ориентация в закономерностях и механизмах прес­тупного поведения, в возможностях реализации психологических ме­тодов исследования и психотехнических приемов воздействия может существенно влиять на эффективность профессиональной деятельности данных категорий сотрудников правоохранительных органов.

В преступной деятельности, как известно, нередко использует­ся маскировка противоправных деяний, чтобы умышленно ввести в заблуждение следователей и оперработников. А поэтому в начальный период профессиональных действий им действительно сложно опреде­лить с каким типом ситуации они столкнулись: то ли с объективно обусловленной следственной (дознавательной) задачей, где налицо прямые признаки преступления, то ли с субъективно заданной ис­кусно оформленной “загадкой”, которую можно решить лишь распутав “психологические следы” (или иначе собрав психологические источ­ники доказательств и психологически переиграв преступника).

4.1. Психология предварительного следствия

Расследование преступления представляет собой восстановление истинной картины события, имевшего место в прошлом, по имеющимся в настоящем прямым и косвенным признакам (ве­щественным доказательствам, психологическим следам, свидетельским показаниям и пр.).

В профессиональном плане деятельность следователя характери­зуется:

процессуальной регламентированностью средств и сроков следствия, высокой формализованностью социально-ролевой функции следователя;

познавательно-поисковой и удостоверительной направлен­ностью;

оперативностью и целенаправленностью следственных действий (практические результаты одного действия предопределяют выбор другого);

активностью в преодолении возможного противодействия заинтересованных лиц;

наличием властных полномочий, широкой социальной коммуни­кативной и организационно-управленческой направленностью при одновременной ответственности за принимаемые решения.

При психологическом анализе в целостной профессиональной деятельности следователей выделяют обычно следующие структурные составляющие (подструктуры): познавательно-прогностическая, коммуникативная, организационно-управленческая, социально-воспита­тельная.

В познавательно-прогностической подструктуре следственной деятельности весомая роль принадлежит следующим сторонам: поисковой, реконструктивной и удостоверительной. Первая из них представляет собой собирание следователем разноплановой информации о событии преступления, вторая – текущий и завершающий анализ собранной информации и выд­вижение на базе этого анализа и синтеза специальных знаний версий, объясняющих случившееся событие, третья сторона – удостоверительная – это приведение всей добытой информации в специальную, предусмотренную законом форму – протокол, постановление и т.д.

Коммуникативная подструктура следственной деятельности заключается в построении и сборе в ходе профессионального общения всей необходимой информации, а также при необходимости оказание следственно важных психотехнических воздействий. Особенно большой удельный вес эта подструктура имеет при допросах и очной ставке.

Организационно-управленческая подструктура следственной деятельности состоит в непосредственном руководстве людьми при решении профессиональных задач (например, следственно-оперативной группой), а также в волевых действиях по самоорганизации и прове­дению конкретных следственных действий.

Социально-воспитательная подструктура следственной деятельности выражает актуальность роли следствия в борьбе за искоренение преступности, в том числе в реализации правовой пропаганды, участии в профессиональной работе среди населения, перевоспитании осужденных и т.д.

Приведенный выше психолого-структурный анализ целостной следственной деятельности, естественно, носит лишь ориентировоч­но-гносеологический характер. Его условность обнаруживается в том, что в действительности выделенные структурные составляющие часто задействованы одновременно, тесно взаимосвязаны и взаимо­действуют, влияя на эффективность конкретных следственных дейс­твий и в целом на результат труда следователя.

Общий характер подхода к расследованию преступлений, в пси­холого-познавательном плане объективно предопределен типом воз­никшей следственной ситуации. По содержанию она может быть или алгоритмической, требующей определенной последовательности следс­твенных действий с конкретным набором средств и приемов расследо­вания, или проблемной, требующей из-за значительной неопределен­ности зон поиска и исходной информации творческого подхода к реа­лизации следственной стратегии и тактики. Второй тип следственных ситуаций при опознании признаков преступления предполагает обра­щение серьезного внимания не только на объективную, но и субъек­тивную сторону преступного деяния, а также их адекватного соотне­сения в рамках информационно-вероятностного моделирования проис­шедшего события. При его реализации в качестве объектов мысленно­го моделирования должны выступить как само событие преступления, место и время его совершения, использованные средства, материаль­ные следы и факты, выявленные у очевидцев, так и субъективные факторы (мотив, цель и др.) и социально-психологические условия преступления, проявившиеся в психологических коррелятах объектив­ных признаков подготовки, обстоятельств совершения преступления и поведения различных лиц, с ним связанных. Именно подобный подход к расследованию сложных следственных ситуаций, где в моделирова­нии уделяется значительное внимание психологическому анализу, ре­ально позволяет следователю сосредотачиваться на установлении связей и отношений, дающих наиболее высоковероятностное объясне­ние фактам, и намечать адекватные последовательные шаги в следс­твенной деятельности.

Задачей психологического анализа при расследовании преступ­лений является не только подчинение его решению вопросов уголовно-правового характера, входящих в предмет доказывания субъектив­ной стороны преступления (мотив, цель, содержание и форма вины в преступлении), но и решение вопросов планирования и оперативного психологического сопровождения расследования уголовного дела, в том числе проблем тактического и иного характера. Глубина психо­логического анализа определяется полновесностью реализации его двух основных функций: 1) ориентирующей, связанной с открывающи­мися возможностями в собирании, исследовании, проверке и оценке доказательств; 2) обеспечивающей, связанной с психолого-тактичес­кой прицельностью конкретных следственных действий и эффектив­ностью расследования в целом.

Основным психологическим аспектом ориентировки в субъективной стороне события преступления и поведении, связанном с ним лиц, является выяснение и расшифровка психологического смысла процесса подготовки, совершения и результатов преступного деяния. В данном случае осуществляется поиск ответов на следующие вопросы: кто по своему психологическому складу (индивидуальным особенностям) и в силу каких побуждений мог совершить данное преступление; к какому кругу лиц относится предположительно субъект преступления (в силу профессиональных, возрастных особенностей, “почерка”); какого по­ведения можно ожидать от различных лиц в процессе предварительно­го расследования и т.д.

Ориентировка в объективной и субъективной сторонах преступ­ления, в поведении лиц, которые в том или ином качестве причастны к нему, нацелена на диагностический сбор и расшифровку первичной психологической информации для установления истины по делу. В этих целях целесообразным является, с одной стороны, психологи­ческое “развертывание” (мысленные повороты – рассмотрения) имею­щих место в преступлении вещных предметов, документов, следов, явлений как можно в большем числе аспектов, трактовка очередности изменений в окружающей среде при отсутствии чего-либо или появле­нии нового, прослеживание причинных связей, имевшихся между объектами и другими материалами дела. С другой стороны, при выявлении и непосредственном общении с лицами, возможно, причастными к прес­туплению, важно учитывать и прослеживать психологическую “цепоч­ку” следующих субъектных признаков: профессиональные и бытовые навыки, особенности речи (словесные обороты, умолчания, оговорки, ослышки), мимика, жесты, поза говорящего, смена его психических состояний. Учет всех этих моментов крайне важен не только для следователей, но и для сотрудников служб, с ними взаимодействую­щих.

Реализация в психологическом анализе обеспечивающей функции связана с определением направлений использования психологических данных и характеристик. Обычно последние в ходе предварительного следствия важны для:

выдвижения и проверки версий, планирования расследования в полном объеме;

поиска и закрепления доказательств;

расширения или сужения круга подозреваемых;

поиска и определения круга потерпевших, свидетелей;

своевременного применения меры пресечения;

определения возможных действий по сокрытию следов преступ­ления или оказания влияния на должностных лиц, связанных с раск­рытием и расследованием преступления, а также на свидетеля, по­терпевшего и других лиц;

выбора и реализации психологических приемов установления контакта или воздействия на подозреваемого и других лиц;

предупреждения утраты следственной информации;

оказания воспитательного влияния на лиц, совершивших прес­тупление;

подготовки представлений об устранении причин и условий, которые могут способствовать совершению новых преступлений.

Итак, раскрытый алгоритм психологического анализа субъектив­ной стороны расследуемого события полезен, во-первых, для совер­шенствования самого процесса познания следователя, формирования его внутреннего убеждения и принятия соответствующих процессуаль­ных решений, а во-вторых, для качественного оформления материалов дела, с которыми будет знакомиться обвиняемый, адвокат, прокурор, судья и другие участники судебной деятельности.

На формирование психологической линии поведения следователя при подготовке, непосредственном производстве и фиксации резуль­татов конкретных следственных действий влияют три группы факто­ров: личностные особенности следователя, поведение других лиц и особенности обстановки расследования преступления.

Как они сказываются на проведении конкретных видов следс­твенных действий рассмотрим более подробно.

Психология осмотра места происшествия. Профессионально грамотное восприятие обстановки места происшествия позволяет следователю представить общую картину события и выявить необходимую эмпирическую базу данных для выдвижения версий, проведения других следственных действий. При этом на выработку уяснений психологи­ческой линии поведения следователя, прежде всего, влияют: степень развитости у него поисковых способностей; наличие или отсутствие здоровой рабочей атмосферы в следственно-оперативной группе; на­личие или отсутствие волнения из-за страха совершить публичную ошибку или поспешные поверхностные действия; характер физических и психологических условий на месте преступления (погодно-климати­ческие условия, неблагоприятное время суток, неблагоприятный фон преступления, значительная неопределенность в познании происшед­шего события, давление обстановки и т.д.).

Поисковые способности следователя, как свидетельствуют многочисленные научные исследования, зависят от развитости у него таких личностных качеств, как интеллект и креативность, професси­ональная наблюдательность и волевые свойства, а также от психоло­гической установки на выявление элементов субъективной стороны преступления.Опытные следователи при осмотре места преступления всегда реализуют целый комплекс психологических приемов, направ­ленных, с одной стороны, на организацию и повышение качества восприятия, внимания, мышления и воображения, а с другой – на тщательный поиск и сбор психологически значимой для установления истины информации.

Так, проводя осмотр места происшествия, следователь должен не только зрительно фиксировать все материальные следы преступле­ния, но и при наличии потерпевших в то же время прислушиваться, о чем они говорят, наблюдать за действиями криминалиста и других участников следственно-оперативной группы. Все это требует от следователя умения не только концентрировать, но и распределять, переключать внимание, удерживать в оперативной памяти большой объем распознаваемой информации, осуществлять критический анализ всей поступающей информации.

Реализация данного следственного действия может значительно затрудняться при наличии преступной инсценировки– имитации, направляющей следователя по ложному пути необъективных фактов и обстоятельств, специально придуманных преступником для получения негативного исхода следствия. Инсценировки часто используются прес­тупниками для того, чтобы:

скрыть факт совершения преступления (например, для сокры­тия хищения устраивается пожар);

скрыть одно преступление, продемонстрировав другое (напри­мер, убийство маскируется под дорожно-транспортное преступление);

подготовить преступление инсценировкой (например, сжечь старый, но застрахованный автомобиль, чтобы получить страховку);

представить непреступное действие преступным (например, самоповреждение, сделанное женщиной с целью привлечения к наказанию изменившего мужа или любовника);

фальсифицировать отдельные доказательства и пустить следс­твие по ложному пути (например, подброс на место происшествия личных документов другого человека) и др.

Инсценировку места преступления можно распознать по следую­щим общим моментам:

чересчур демонстративный характер признаков события;

наличие признаков различных преступлений;

несоответствие признаков на месте происшествия механизму подлинного преступления;

противоречия в обстоятельствах происшествия;

неестественно яркая логичность, но отсутствие деталей в объяснениях потерпевшего;

неоправданные нарушения и беспорядок, чрезмерно подчерки­вающий характер “мнимых” следов.

Психологическая установка на выявление элементов субъектив­ной стороны преступления всегда обеспечит следователю выявление на месте преступления, во-первых, определенных психологических характеристик, относящихся к личности преступника (за счет ис­пользования приемов составления психологического портрета), во-вторых, установление уровня преступного опыта человека и/или его статуса в преступной группе, в-третьих, выявление психологи­ческого состояния, имевшего место в момент совершения преступле­ния. В качестве примера значимости психологического портретирова­ния при раскрытии сложных (в том числе серийных) преступлений можно привести расследование известного уголовного дела сексуаль­ного маньяка А.Чикатило, где по характеру повреждений, оставляемых им на трупах, было составлено психологическое описание убий­цы, которое впоследствии во многом подтвердилось.

Для формирования версий по итогам осмотра места происшествия и при реализации других следственных действий следователь должен обладать развитым профессиональным мышлением, интуицией и вообра­жением. Для совершенствования эффективности профессионального мышления следователь может реализовать следующие психотехнические приемы:

1) Прием ориентации мышления, связанный с “разложением” сложной информации на составные части, выявлением логических, причинных связей, определением способов мышления и т.п.

2) Прием психологизации мышления, основанный на использова­нии эмпатии и рефлексии в переводе мысли в русло психологических рассуждений и умозаключений.

3) Прием воссоздания недостающих фрагментов и целостной мыс­лительной картины преступления, базирующихся на реконструкции со­бытийного ряда из объективных психологических фактов.

4) Прием преодоления “умственных тупиков”, предполагающий использование умственных средств преодоления “стереотипов”, конвергентности мышления, “эмоциональных зацикливаний” и т.п.

5) Прием актуализации самоконтроля, умозаключений и выводов, базирующийся на реализации установки на самокритику, устранение субъективно-стилевых предпочтений и т.п.

6) Прием использования возможностей группового мышления, учитывающий синергетические преимущества правильно проведенных методов “мозгового штурма”, групповой дискуссии и др.

Психология допроса. Допрос – одно из важнейших, но психоло­гически достаточно сложных следственных действий, которое обеспе­чивает получение доказательств в ходе профессионального общения следователя с лицами, причастными к уголовному делу. В зависимос­ти от коммуникативной ситуации, складывающейся во время допроса следует различать допрос в конфликтной (с жестким и нежестким со­перничеством) и в бесконфликтной ситуации, а поэтому всех допра­шиваемых на следствии условно можно разделить на три основные ка­тегории:

1) заинтересованных в положительных результатах расследова­ния и вследствие этого оказывающих своими показаниями помощь пра­воохранительным органам в установлении истины по уголовному делу;

2) безразлично относящихся к деятельности правоохранительных органов;

3) незаинтересованных в том, чтобы преступление было раскры­то и истина была полностью восстановлена, и вследствие этого про­тиводействующих усилиям правоохранительных органов.

В соответствии с указанными моментами, а также процессуаль­ным правовым статусом и индивидуально-психологическими особеннос­тями допрашиваемого избирательно и строится стратегия и тактика поведения следователя при реализации данного вида профессиональ­ного общения.

В самом общем плане в структуре допроса можно выде­лить пять основных стадий:

1) подготовка и вызов на допрос;

2) установление психологического контакта в начале професси­онального взаимодействия;

3) выяснение в ходе допроса следственно значимой информации;

4) завершение допроса и психологическая подготовка допраши­ваемого к возможному участию в других следственных действиях (оч­ной ставке, предъявлении для опознания и др.);

5) профессиональный и психологический анализ итогов и в це­лом эффективности проведенного допроса.

Кратко раскроем суть и психологические особенности реализа­ции каждой из указанных стадий по отношению к различным по про­цессуально-правовому статусу участникам следствия.

При подготовке к допросу основными задачами следователя яв­ляются создание его информационной базы; определение возможных стратегии и тактик профессионального общения; планирование и обеспечение всех условий для эффективного проведения стадий доп­роса.

Информационная база формируется из всех возможных источников (материалы дела, оперативные сведения, диагностический сбор ин­формации о личности допрашиваемого, его образе жизни, отношение к совершенному преступлению и пр.). Готовясь к допросу необходимо также учитывать, что некоторые лица, в начале предварительного следствия в процессуальном отношении являющиеся свидетелями, в дальнейшем могут оказаться подозреваемыми, обвиняемыми. А поэтому следователь, собирая данные о конкретном субъекте, которого предстоит допрашивать, должен, во-первых, прогнозировать, какую позицию тот может занять на последующих допросах, а, во-вторых, с учетом изучения его личностных особенностей подобрать наиболее эффективные приемы психологического взаимодействия с данным лицом с учетом вероятностных моделей его поведения.

Следователь имеет возможность выбрать тот или иной способ, место и время вызова конкретного лица на допрос, что дает опреде­ленные преимущества тактического и психологического характера. Так, оперативность и внезапность вызова на допрос могут сыграть роль следственно благоприятных факторов, так как субъекту не ос­танется времени для налаживания различных контактов с заинтересованными лицами в целях совместного принятия согласованных мер, нап­равленных на сокрытие истины. Выбор места и пространственная ор­ганизация общения во время допроса также могут влиять на реализа­цию следственных стратегического и тактического замыслов, в том числе с учетом характера возможных отношений (конфликтных, бес­конфликтных).

Избирательность планируемой линии поведения следователя на допросе требует создания и ряда других условий, которые обуслов­лены выявлением конкретного типа показаний.

Установление психологического контакта с допрашиваемым с учетом психологических особенностей его личности и текущего пси­хологического состояния является ключевым моментом для успеха данного следственного действия. Обычно при допросе свидетелей, потерпевших, подозреваемого установление контакта зависит от типа исходной ситуации - конфликтной или бесконфликтной.

Так, при наличии активного противодействия допрашиваемого лица следователь должен уже при первых процессуальных фразах за счет их построения и эмоциональной тональности создать благопри­ятное впечатление человека, уважающего личное достоинство собе­седника. Например, при допросе свидетеля им может быть обращено внимание на понимание психического состояния допрашиваемого и вы­ражено сочувствие по поводу причиненного беспокойства. Благожела­тельность и обращение к допрашиваемому по имени и отчеству, а также сообщение следователем некоторых сведений о себе и тех ожиданиях, которые он возлагает на поведение допрашиваемого лица, подчеркивание имеющихся у него позитивных качеств – все это рас­полагает и активизирует диалогическое общение.

Преодоление определенных психологических барьеров, препятс­твующих допросу подозреваемых (например, бравады, наглости, уста­новки на противодействие и др.), достигается за счет специальных психотехнических приемов воздействия, гибко учитывающих актуали­зированные потребности допрашиваемого, его психическое состояние и личностные особенности. При этом демонстрируемые следователем корректность, справедливость, внимательность, ситуативная гиб­кость, чуткость, эмоциональная устойчивость оказывают благоприят­ное влияние не только на устранение барьеров в общении, но и смягчение противодействующей позиции допрашиваемого.

На третьей стадии допроса – основной по времени и затрачива­емым следователем усилиям – психологически специфическими по со­держанию являются три условно выделяемые фазы: а) фаза свободного рассказа допрашиваемого; б) фаза детализации и в) фаза системати­зации полученной информации.

Предоставление допрашиваемому возможности в свободной форме изложить все ему известное о случившемся исключает суггестивные воздействия со стороны следователя, а также негативные влияния на функционирование памяти, облегчая течение свободных ассоциаций.

В случае неспособности или нежелания допрашиваемого воспро­изводить определенные события следователь применяет в зависимости от возникших обстоятельств те или иные тактики и приемы, способс­твующие детализации допроса. В случае бесконфликтной ситуации допроса часто используются: “членение на темы свободного расска­за”, первоначальное подробное изложение наиболее расследуемого эпизода, оказание мнемической помощи допрашиваемому.

Психологически обоснованная следственная тактика всегда ори­ентирует следователей, во-первых, на выявление мотивов ложных по­казаний или самооговора, а, во-вторых, в возможностях использова­ния целого арсенала психотехнических методов и приемов изобличе­ния свидетелей (потерпевших, подозреваемых и обвиняемых) в даче ими ложных показаний, а также оказания на них правомерного психо­логического воздействия с целью получить правдивые показания. Среди возможных здесь методов и приемов используются: убеждение, создание искаженного представления об осведомленности следователя (“допущение легенды”), групповой допрос, постановка косвенных вопросов, использование “слабых мест” допрашиваемого, неожиданное предоставление обличающих доказательств, повторный допрос и др.

В случае протекания допроса в бесконфликтной ситуации следо­ватель должен учитывать три обстоятельства, которые могут вести к искажениям в достижении истины по делу. Первое проявляется в том, что заинтересованные в положительных результатах следствия лица могут неосознано оказаться из-за своих индивидуально-психологи­ческих особенностей и испытываемых состояний в ситуации допроса под внушающим воздействием следователя. Последнее зачастую возни­кает при авторитарности поведения следователя, являющейся “кос­венной аргументацией” в выборе соответствующей позиции допрашива­емых и способствующей подкреплению лишь доводов следователя. Вто­рой тип обстоятельств, который может искажать познание истины при допросе, связан с поведением незрелых в социально-психологическом отношении лиц (например, подростков), которые используют общение со следователем как повод самоутвердиться, продемонстрировать свою сверхосведомленность. Третий тип обстоятельств возникает в случаях, когда у допрашиваемых наличествуют дефекты восприятия и “провалы” памяти, которые были обусловлены психическим состояни­ем, имевшем место в момент происшествия, или возникшим в ситуации самого допроса.

В случае столкновения при допросе со свидетелями, безразлич­но относящимися к деятельности правоохранительных органов, следо­вателю предстоит приложить немало усилий по формированию у свиде­телей личностного осмысления всего происходящего, персонифициро­вать их отношение к выявляемым обстоятельствам, снять возможные опасения за свою безопасность и безопасность близких.

Особый подход требуется зачастую к допросу потерпевшего, ко­торый к моменту его проведения еще испытывает негативное психи­ческое состояние напряженности. Это может отрицательно сказывать­ся (особенно в случаях с жертвами изнасилования) на функциониро­вание познавательных процессов, а в итоге отражаться на полноте и достоверности показаний. Поэтому в общении с потерпевшими требу­ются,во-первых, особый такт и эмпатийность,во-вторых, применение специальных приемов не только для снятия избыточного психического напряжения и преодоления последствий феномена “у страха глаза ве­лики” или желания представить себя в более благовидном свете, а, в-третьих, демонстрация убежденности защищать потерпевшего в дальнейшем от воздействия со стороны заинтересованных лиц.

На заключительной стадии допроса следователи обычно не толь­ко знакомят допрашиваемых с текстом протокола допроса, но и пред­лагают им сделать поправки, пожелания и дополнения к тексту, если они считают это необходимым. Если внесенные в протокол поправки и дополнения привели к возникновению противоречий или новых, не из­вестных ранее обстоятельств, то можно вернуться к детализации по­казаний, чтобы разрешить возникшие противоречия.

Когда допрашиваемый планируется для участия в других следс­твенных действиях (очных ставках, предъявлении для опознания и др.), то следователь должен не только предупредить его о возмож­ных дальнейших встречах, но и психологически подготовить к ним.

По завершении допроса конкретного лица следователь должен оценить его эффективность в процессуально-доказательственном и психологическом ракурсах. В первом случае он должен прогнозиро­вать полноту и достоверность ответов полученных на намеченный пе­речень вопросов, уточнить схематические “наброски” по имеющимся фактам и проверить наличие “разрывов” в цепи доказательств. В психологическом плане оценка эффективности допроса должна делать­ся исходя из реализации намеченной психологической линии поведе­ния на допросе: учет субъектных, объектных и обстановочных усло­вий, качество реализации психотехник и приемов диагностики и воз­действия на личность допрашиваемого.

Психология очной ставки. Данный вид следственных действий, состоящий в одновременном допросе двух ранее допрашиваемых лиц из-за наличия в их показаниях противоречий относительно одних и тех же обстоятельств, всегда отличается повышенным динамизмом и остротой конфликтного межличностного взаимодействия.

Готовясь к очной ставке в принципе по алгоритму, который ра­нее был описан выше для допроса, следователь в то же время пре­дусматривает дополнительные меры по профилактике возможной острой конфронтации, по обеспечению условий максимальной детализации по­казаний участников очной ставки, по специальным доказательствам, которые будут воздействовать на недобросовестного участника, по возможностям внесения коррекции в намечаемый план очной ставки и т.д.

Учитывая психологическую сложность очной ставки (особенно с участием подозреваемых и обвиняемых, заинтересованных в благопри­ятном для них исходе действий и их нацеленности на психологичес­кое давление на добросовестных лиц), следователи с целью уменьше­ния риска нежелательных последствий приступают к проведению очной ставки обычно в тех случаях, когда имеются следующие условия:

показания правдивого участника достаточны по своему содержанию и охватывают все события преступления или существенные его обстоятельства;

в распоряжении следователя находится совокупность доказательств, подтверждающих основные положения показаний правдивого участника;

у следователя есть уверенность, что правдивый участник займет при проведении очной ставки действенную позицию, нап­равленную на разоблачение ложных доказательств.

Очная ставка может проводиться не только в целях изобличения лица, противодействующего следствию. Она может проводиться также для устранения существенных противоречий, вызванных добросовест­ным заблуждением одного из допрашиваемых, забывшего определенные обстоятельства. В этом случае в ходе очной ставки используются приемы и “живые” доказательства, способствующие оживлению ассоци­аций в памяти.

Психология обыска. Принудительный характер данного следс­твенного действия, проводимого только с санкции прокурора, приво­дит к открытому противостоянию следователю лиц, которые не заин­тересованы в отыскании и изъятии скрытых предметов и документов, имеющих доказательственное значение для расследования преступле­ний.

Стремясь ввести следователя в заблуждение и одновременно пы­таясь скрыть имеющееся психическое напряжение, обыскиваемые про­являют определенного рода поведенческо-ролевую маскировку, кото­рая может осуществляться в различной форме:

демонстрации мнимого сотрудничества и показной откровен­ности, нацеленных на притупление бдительности следователя и внушение ему мысли о бесплодности поисков из-за отсутствия искомых предметов;

умышленного отвлечения внимания следователя посторонними разговорами, различными просьбами, жалобами или через попытки хождения по месту обыска под видом какой-либо срочной необходи­мости;

дезориентации следователя относительно объектов, подлежа­щих осмотру, вплоть до его прямого обмана;

совершения провокационных действий, высказывания всевоз­можных угроз и оскорблений в адрес следователя, чтобы вывести его из состояния равновесия и т.д.

Приведенные примеры тактики маскировочных действий обыскивае­мого могут быть успешно нейтрализованы лишь в том случае, если следователь основательно профессионально и психологически подго­товлен к проведению обыска, то есть его линия поведения базирует­ся на:

продуманном плане действий: когда и как начать обыск, что и где с учетом характера предметов и ценностей, а также с учетом индивидуальных особенностей обыскиваемых лиц (их сообразительнос­ти, профессиональных навыков, любительских занятий и т.п.) ис­кать;

обеспечении устойчивости познавательной и эмоционально-во­левой сферы, позволяющих профессионально целенаправленно вести длительный и трудоемкий процесс поиска важных улик;

постоянном наблюдении за всеми происходящими во время обыска событиями, разговорами его участников и непосредственными реакциями на них обыскиваемых;

применении адекватных психологических методов и приемов воздействия на обыскиваемых, которые пытаются провоцировать конфликтные ситуации или демонстрировать маскировочно-отвлекающее по­ведение.

Психологические исследования свидетельствуют, что эффектив­ность действий следователя будет высокой, если он в ходе обыска не только учел возможное поведение обыскиваемого при устройстве тайников (например, бросающиеся в глаза “приманки” в виде двойно­го тайника, находящиеся на виду вроде бы обычные предметы, расчет на брезгливость и пр.), но и проверяет непроизвольные реакции обыскиваемого на действия участников обыска.В последнем случае следует применять следующие тактико-психологические методы:

метод беседы (“словесной разведки”), суть которого состоит в том, что следователь, прежде чем начать обследование какого-ли­бо объекта, интересуется у обыскиваемого, что там находится, и наблюдает за его реакцией;

метод испытания, когда следователь через некоторое время вновь возвращается к обследованному объекту, осмотр которого прервал с появлением у обыскиваемого непроизвольной реакции;

метод сравнения, позволяющий выявить в осматриваемых пред­метах малосущественные различия (например, неоднородность окрас­ки, мало заметные модификации типовых бытовых предметов и пр.).

В многочисленных публикациях по криминалистике и следствен­ной психологии обращается внимание на возможность использования и многих других технико-криминалистических и тактико-психологичес­ких методов и приемов проведения обыска, а также на важность соб­людения этики поведения, в том числе при возникновении конфликт­ной ситуации по “инициативе” обыскиваемого. Представляется, что способность следователя поддерживать высокий уровень рефлексивно­го мышления, наблюдательность, настойчивость и бдительность, а также умение психологически грамотно противодействовать обыскива­емому часто и обеспечивают результативность обыска. При этом именно “психологическое переигрывание обыскиваемого” (например, за счет частого переключения его внимания, включения в какие-либо внешние перемещения, задавание косвенных вопросов и т.п.) может повышать аффектогенность его психического состояния, а в итоге создавать невозможность демонстрировать маскирующую активность.

Психология предъявления для опознания. Психологические предпосылки эффективности данного следственного действия закладываются еще в ходе допроса, где выделяются признаки запечатленных объ­ектов, психологические особенности восприятия и памяти лица, ко­торому в последующем для опознания могут быть предъявлены в числе других ранее наблюдаемые люди, их фотографии, вещи, предметы или силуэты отдельных объектов.

Реализация психологически обоснованной линии поведения сле­дователя при предъявлении для опознания должна строится с учетом основных видов психологических закономерностей и механизмов узна­вания. Зная об особенностях двух видов узнавания - симультанного (мгновенного, синтетического) и сукцессивного (постепенного, ана­литического), следователь не должен считать какой-либо и

Наши рекомендации