Адаптационные психологические синдромы

В последние годы мы имели возможность наблюдать ряд психологических синдромов, возникающих вследствие смены культуры, в которой воспитывается ребенок (причиной смены являлся переезд семьи из бывшего СССР в Израиль). Это адаптационные синдромы, их появление связано не с возрастными кризисами, а с кризисом эмиграции, также приводящим к изменению социальной ситуации развития. При их анализе в качестве основного констатирующего фактора рассматривалась общая ориентация ребенка в ведущей сфере.

В процессе адаптации к новой действительности может преобладать ориентация

на консервацию (т. е. сохранение привычных форм поведения, ценностей, способов построения отношений и т. п.) или на ассимиляцию (отказ от прежних форм и принятие новых). Ориентация выступает в форме общей установки и не всегда адекватно осознается субъектом. Ранее проведенное исследование на взрослых показало, что в разных сферах ориентация у одного и того же человека может быть различна [7]. Основные сферы, выявившиеся в этом исследовании, — бытовая, социальная (институциональная) и культуральная[3].

Как отмечалось выше, для ребенка бытовая сфера охватывает в первую очередь его взаимоотношения с окружающими людьми. Под социальной сферой понимается круг явлений, связанных с различными социальными институтами, — для ребенка это прежде всего учеба в школе и отношения с учителями (в то время как общение с одноклассниками относится к бытовой сфере). К культуральной сфере отнесено то, что принято обозначать как «духовная культура», — искусство, наука, религия и т. п. В детском возрасте эта сфера, по-видимому, не выступает в качестве ведущей, однако ориентации в ней могут порождать различные вариации одного и того же психологического синдрома.

Реальное функционирование ребенка в каждой из сфер может характеризоваться не только ассимиляцией или консервацией, но и другими тенденциями: вариацией (т. е. изменением форм активности в направлении, не соответствующем ни прежнему, ни новому социальному окружению) или регрессом (т. е. распадом прежних форм активности без замены их какими-либо новыми). Ориентация и реальное функционирование могут как совпадать, так и не совпадать между собой (например, при ориентации на ассимиляцию реально могут наблюдаться вариация или регресс).

Нами были проанализированы данные более 450 индивидуальных психологических обследований детей от 5 до 18 лет, а также материалы занятий психологических групп с 63 подростками и старшеклассниками от 14 до 18 лет. Ведущая сфера, ориентация и другие личностные особенности ребенка выявлялись с помощью ТАТ, рисуночных тестов (рисунки дерева, дома, человека, несуществующего животного, своей семьи, семьи животных), теста «Пиктограммы» и специальных опросников для подростков. Проверялся также уровень развития когнитивных функций с использованием методов РА [6]. Обычно в обследованиях использовалась лишь какая-либо часть указанного набора методов. Особенности поведения выяснялись в беседе с ребенком и его родителями и в наблюдениях[4].

Приведем краткое описание структуры выделенных нами адаптационных синдромов в соответствии с предложенной схемой[5]:

I. Ведущая сфера — бытовая

I.1. Ориентация на консервацию

Синдромы

Семейная изоляция:

(0) предпосылка возникновения синдрома — успешная реализация ориентации на консервацию в семейном общении (характерно для детей, у родителей которых также преобладает ориентация на консервацию);

(1) основная психологическая особенность --

высокая потребность ребенка в тесном эмоциональном контакте с родителями;

(2) деятельность ребенка направлена на поддержание соответствующих отношений; другие виды деятельности редуцированы;

(3) в семье складываются особо тесные эмоциональные отношения, вплоть до симбиотической связи (это особенно характерно для неполных семей), что ведет к дальнейшему развитию потребности в таких отношениях — таким образом замыкается положительная обратная связь, стабилизирующая синдром.

Групповая изоляция:

(0) предпосылка возникновения синдрома — успешная реализация ориентации на консервацию в общении со сверстниками (характерно для подростков, которым удается найти группу сверстников с такой же ориентацией);

(1) основная психологическая особенность — высокая идентификация с группой;

(2) деятельность полностью замкнута в рамках группы, жестко регламентирована групповыми нормами и ценностями;

(3) отношения в группе характеризуются особой теснотой, что препятствует установлению каких-либо других контактов; это приводит к еще большей зависимости ребенка от группы, повышая идентификацию с ней.

Негативистическая демонстративность:

(0) предпосылки возникновения синдрома — повышенная потребность во внимании к себе (демонстративность); нереализованная ориентация на консервацию в сфере взаимоотношений, т. е. на сохранение внимания окружающих, имевшегося ранее;

(1) основная психологическая особенность — фиксированное представление о нарушении норм как способе привлечь к себе внимание окружающих;

(2) основная особенность деятельности — постоянное нарушение ребенком социальных норм;

(3) основная особенность взаимоотношений с окружающими — повышенное внимание последних к нарушению норм, становящемуся, таким образом, эффективным способом удовлетворения значимой потребности; это укрепляет исходные представления ребенка.

Психологическая инкапсуляция:

(0) предпосылки возникновения синдрома — повышенная демонстративность и нереализованная ориентация на сохранение внимания, имевшегося ранее; тенденция к соблюдению социальных норм или низкая активность, препятствующая их нарушению (что предупреждает возникновение негативистической демонстративности);

(1) психологические особенности — тревожность, снижение психического тонуса, тенденция к защитному фантазированию;

(2) деятельность подменяется фантазированием и мечтами; в реальной жизни ребенок чрезвычайно пассивен, что позволяет определить подобное состояние как «уход от деятельности» (1);

(3) содержательные взаимоотношения с окружающими отсутствуют; в результате оказывается фрустрированной значимая потребность, что приводит к фиксации тревоги и к дальнейшему развитию защитного фантазирования.

Ориентация на ассимиляцию

Синдромы

Гиперсоциальностъ:

(0) предпосылка возникновения синдрома — успешная реализация ориентации на ассимиляцию в сфере взаимоотношений (в семье или со сверстниками);

(1) основная психологическая особенность — высокая идентификация с новой социальной действительностью;

(2) основная особенность деятельности — гиперсоциальное поведение: избегание контактов с русскоязычными сверстниками и взрослыми, отказ от использования русского языка, отстаивание ценностей, характерных для новой культуры, в которой оказался ребенок,

и обесценивание всего, что связано с прежней культурой;

(3) взаимоотношения характеризуются позитивной реакцией на гиперсоциальность со стороны местного населения и негативной — со стороны большинства эмигрантов; это усиливает противопоставление себя русскоязычной группе и идентификацию с новой социальной действительностью.

Избегание семейного общения:

(0) предпосылка возникновения синдрома — нереализованность ориентации на приведение семейных отношений в соответствие с формами, принятыми в новой для ребенка стране[6];

(1) основная психологическая особенность — обеднение интересов и ценностных ориентации: замыкание на материальных ценностях и развлечениях, отвергание ценностей, предлагаемых родителями;

(2) приоритетные формы деятельности изменяются, вступая в противоречие с установками семьи: ребенок сосредоточен на играх, почерпнутых в детском саду или во дворе, на телевизоре, компьютерных играх и т. п. в ущерб всем остальным видам деятельности;

(3) внутрисемейные отношения становятся конфликтными, что усиливает отторжение ценностей, предлагаемых родителями.

Отверженность:

(0) предпосылка возникновения синдрома — нереализованность ориентации на ассимиляцию в сфере отношений со сверстниками;

(1) основные психологические особенности — нежелание сохранять прежние общения с окружающими, негативизм; недостаточное владение средствами общения;

(2) деятельность, направленная на изменение форм общения или круга общения, оказывается неуспешной; деятельность, направленная на сохранение прежних форм общения, отсутствует;

(3) отношения со сверстниками конфликтны, что усиливает негативизм и препятствует овладению средствами общения.

Наши рекомендации