Семинар 7. Личность как предмет социальной психологии.

1.Особенности трактовки личности в социальной психологии по сравнению с ее определением в социологии и общей психологии.

2. Трактовки социального поведения личности (А. Адлер, Э.Фромм, К. Хорни, Г. Салливан и др.)

3.Представление о личности как субъекте отношений в теории В.Н. Мясищева. Социально - психологический анализ личности в трудах С.Л.Рубинштейна. Диспозиционная концепция личности В.А. Ядова.

4. Социально - психологическое рассмотрение процесса социализации личности. Основные этапы и механизмы социализации индивида. Я -концепция личности, ее структура

5. Статус и роли личности. Понятие о межролевых и внутриролевых конфликтах.

6. Понятие о социальном характере и "базовой" личности.

7.Понятие о персональной, гендерной, социальной идентичности личности.

Литература.

1. Агеев В.С. Социальная идентичность личности//Cоциальная психология. Хрестоматия. М.: Аспект Пресс.2009.

2. Андреева Г.М. Социальная психология . М.: Аспект Пресс, 2008. Гл.15-16.

3. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальна психология XX столетия. М.:Аспект-Пресс, 2001. Гл.Y., 181-187;С. 193-207.

4. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект-Пресс, 2001. Гл.1,2,3.

5. Дубовская Е.М. Социализация в изменяющемся мире//Социальная психология в современном мире. М.:Аспект Пресс, 2006, С.148-162

6. Кун М., Макпартленд Т. Кто я // Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2003. - С.460-469.

7. Лабунская В.А. Личность как субъект общения // Психология личности. Учебное пособие. М., ЭКСМО. 2007. С.297-330.

8. Майерс Д. Социальная психология в модулях. СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2006.

9. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: Питер. 2003. Гл.5.

10. Психология личности. Учебное пособие. М., ЭКСМО, 2007. 656 с.

11. Социальная психология. //Психологический лексикон. Энциклопедический словарь в шести томах. М.-СПб.: Речь, 2005.

12. С.148-162

Семинар 8. Социально - психологические механизмы регуляции поведения личности

1.Исследование социальных установок. Сравнительный анализ социальных установок и стереотипов.

2.Направленность личности. Ценностные ориентации личности и их классификации.

3.Виды социальных потребностей и мотивов личности.

4.Содержание диспозиционной концепции регуляции социального поведения (В.А. Ядов).

5.Понятие о социально - психологической компетентности личности. Социальный интеллект. Коммуникативные свойства личности.

6.Я-концепция как результат социального развития личности

Литература.

1. Андреева Г.М. Социальная психология . М.: Аспект Пресс, 2008

2. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Зарубежная социальна психология XX столетия. М.:Аспект-Пресс, 2001.

3. Белинская Е.П., Тихомандрицкая О.А. Социальная психология личности. М.: Аспект-Пресс, 2001. Гл.7,8,12,13.

4. Лабунская В.А. Теоретические подходы к проблеме измерения уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения как составляющей социального и эмоционального интеллекта //Социальный и эмоциональный интеллект от процессов к измерениям. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2009. С.228-264.

5. Лабунская В.А. Надежда как проблема психологии человеческого //Психология субъекта и психология человеческого бытия. Краснодар. Изд-во Кубанского гос. Университета. 2010.Раздел 3.6, С.340- 357.

6. Лабунская В.А. Зависть: путь к победе или поражению? LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co., 2011, 140 с.

7. Майерс Д. Социальная психология в модулях. СПб: «Прайм-ЕВРОЗНАК», 2006. Гл.4.

8. Парыгин Б.Д. Социальная психология. СПб.: Питер. 2003. , Гл.7.

9. Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования./Под ред. Ушакова Д.В., Люсиной Д.В.) М.: Институт психологии РАН, 2004.

10. Штальберг Д., Фрей Д. Установки: структура, измерение и функции//Перспективы социальной психологии. М., Эксмо,2001, С.228-261.

11. Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности

//Социальная психология. Хрестоматия. М.: 2009. 416-433.

Y.Темы и вопросы для самостоятельного изучения социальной психологии

Методические рекомендации по самостоятельной работе студентов.

Самостоятельная работа студентов предполагает изучение ряда тем курса, которые раскрывают особенности различных предметных полей социальной психологии.

В УМК представлены вопросы по каждой теме и литература к ним. Основные положения, выбранных для самостоятельной работы тем, входят в перечень рубежных тестовых заданий. В состав тем, предлагаемых для самостоятельной работы, входят темы, углубляющие знания о феноменологии социальной психологии. Студентам рекомендуется в процессе выполнения этих видов работ использовать специальные учебно-методические указания к курсу, размещенные в инкампусе, обращаться к учебно-методическим материалам, которые получает каждый студент в процессе чтения спецкурса (Методические указания к курсу Социальная психология в 3-х частях), а также к учебной литературе к научным статьям, написанным автором курса (Лабунская В.А. Личность как субъект общения // Психология личности. Учебное пособие. М., ЭКСМО. 2007. С.297-330.Лабунская В.А. Самопрезентация личности и отношение к внешнему Я// Психология личности. Учебное пособие. М., ЭКСМО. 2007. 265-296:Лабунская В.А. Теоретические подходы к проблеме измерения уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения как составляющей социального и эмоционального интеллекта //Социальный и эмоциональный интеллект от процессов к измерениям. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». 2009. С.228-264; Лабунская В.А.Внешний облик человека в контексте психологии социального познания//Константа в неопределенном и меняющемся мире. М.:МГУ. 2009.С.313-333; Лабунская В.А. Надежда как проблема психологии человеческого //Психология субъекта и психология человеческого бытия. Краснодар. Изд-во Кубанского гос. Университета. 2010.Раздел 3.6, С.340- 357; Лабунская В.А.Социальная психология общения как основа организации переговоров(учебное пособие). Ростов-на-Дону. Изд-во ЮФУ, 2010. 130с.

Лабунская В.А. Зависть: путь к победе или поражению? LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co., 2011, 140 с.

и к ряду других публикаций, которые приводятся к каждой самостоятельной работе. Основными формами оценки выполнения самостоятельной работы является собеседование, презентация проектных работ, выполнение рубежных тестов. В УМК приводятся электронные ресурсы, на которых находится рекомендуемая для выполнения самостоятельной работы литература.

В учебно-методических материалах указывается, на какие вопросы должны ответить студенты в процессе выполнения задания. Качество выполнения этих работ определяется на основе их предъявления в письменном виде и обсуждения содержания работ, выводов на специально организованных занятиях. Самостоятельное выполнение заданий контролируется с помощью рубежных тестовых заданий к каждому модулю УМК.

Наши рекомендации