Экспериментальные методы регистрации взаимодействия.

Т.к.обозначение двух полярных типов взаимодействий оказывается недостаточным для экспериментальной практики, в соц.психологии пытаются выделять более «мелкие» проявления взаимодействия, кот.могли бы быть использованы в эксперименте в кач-ве единицы наблюдения.

Р.Бейлс разработал схему,позволяющ.по единому плану регистрировать различные виды взаимодействия в группе. Он фиксировал при помощи наблюд.те реальные проявления взаимод-я,кот. можно было увидеть в группе детей, выполняющ.некоторую совместную деят-ть. Он свёл наблюдаемые образцы взаимод-я к 4-м категориям:

Область позитивных эмоций :1)солидарность

2) снятие напряжения

3)согласие

Область решения проблем: 4)предложение, указание

5)мнение

6)ориентация других

Область постановки проблем: 7)просьба об инф-ии

8)просьба высказать мнение

9)просьба об указании

Область негативных эмоций: 10) несогласие

11)создание напряженности

12)демонстрация антагонизма

Эти 12 типов взаимод-я являются тем минимумом,кот.необходим для учёта всех видов взаимодействия и как тот максимум, который допустим в эксперименте.

Критика: почему именно 4 категории и 12 типов взаимод-я? Также в предложенном перечне нет единого основания, по кот.они были бы выделены: в списке есть как чисто коммуникативные проявления, так и непосредственные проявления их в действиях. В данной схеме полностью опущена характеристика содержания общей групповой деят-ти, т.е. схвачены только формальные моменты взаимодействия.

Трудность фиксации в эксперименте содержательной стороны взаимодействия породила в истории соц.психологии тенденцию упростить ситуацию анализа и обратиться преимущественно к иссл-ю взаимод-я в диаде (двух людей). Такие иссл-я проводятся в рамках «теории диадического взаимодействия». Наиб.подробно исследовали Дж.Тибо и Г.Келли, используется предложенная на основе математической теории игр «дилемма узника». Эксп-т:2 узника, наход.в заточении и лишенные возможности общаться. Строится матрица, где фиксируются возможные стратегии их взаимодействия на допросе, когда каждый будет отвечать, не зная точно, как ведёт себя другой. Если принять две крайние возможности их поведения: «сознаться» и «не сознаться», то, в принципе, каждый имеет именно эту альтернативу. Но рез-т будет различен в зависимости от того, какой из вариантов ответа выберет каждый. Могут сложиться 4 ситуации из комбинаций различных стратегий узников: оба сознаются; первый – да, второй – нет; второй – да, первый – нет; оба не сознаются. Матрица фиксирует эти 4 возможные комбинации. Можно спрогнозировать поведение участника взаимод-я на основе расчета выигрыша, который может получить каждый из участников.

19. Типы конфликтов и способы их разрешения.

Конфликт иногда рассм-ся как особая форма (вид) взаимод-я и определяется как наличие противоположных тенденций у субъектов взаимодействия, проявляющихся в их действиях. Специфика конфликта с соц.-психол.точки зр. Заключается в одновременном анализе двух составляющих: конфликтной ситуации и её представленности в сознании участников. Это дало основания для обсуждения важнейшей общетеоретической проблемы конфликта – понимания его природы как психол.феномена. Признаки конфликта: то, что он является формой психологического антагонизма (т.е.представленности противоречия в сознании), а также наличие конфликтных действий.

4 основных характеристики конфликта (Петровская):

-структура. Осн.элементы – конфликтная ситуация, позиции участников(оппонентов), объект, «инцидент»(пусковой механизм),развитие и разрешение конфликта. Эти элементы ведут себя различно в зав-ти от типа конфликта.

-динамика

-функция

-типология

М.Дойч: конфликты бывают деструктивные и продуктивные. Деструкт.конф.ведет к рассогласованию взаимодействия, его расшатыванию. Для него хар-но специфическое развитие, а именно, расширение кол-ва вовлеченных участников, их конфликтных действий, умножение негативных установок, выражаемых в адрес друг друга, остроты высказываний (экспанация конфликта). Другая черта – эскалация конфликта – означает наращивание напряженности, включение ложного восприятия все большего числа как черт и качеств оппонента, так и самих ситуаций взаимодействия, рост предубежденности против партнёра. Продукт.конфликт чаще возникает тогда, когда столкновение касается не несовместимости личностей, а порождено различием точек зрения на какую-либо проблему, способы её решения. Такой конф.способствует формированию всестороннего понимания проблемы, а также мотивации партнёра, защищ.другую точку зрения – она воспринимается как более «легитимная». Сам факт допущения другой аргументации, признания её законности, способств.развитию кооперат.взаимод-я внутри конфликта, означает возникновение элементов дружественной атмосферы и тем самым открывает возможность его регулирования и разрешения.

Способы разрешения конфликта: большую роль играет обратная связь, т.е.выявление реакции партнёра на совершенное действие, которая служит средством регулирования поведения участников конфликта, что особенно проявляет себя при ведении переговоров. Цель переговоров – достижение соглашения, основной способ которого – компромисс, т.е.согласие каждой стороны в равной мере отступить от своей прежней позиции с целью их сближения. В осуществлении такой стратегии велика роль посредника (арбитра) – представителя нейтральной стороны.

ПОИР – постепенные обоюдные инициативы для разрядки напряженности (Осгуд), которое предполагает последовательное проведение каждой из сторон следующих шагов для достижения примирения: «миролюбивое» заявление одной из сторон, соответствующий ответ другой стороны, затем снова шаг первой стороны и тд. Такая схема не обязательно срабатывает в реальных условиях, но может послужить некоторой моделью примирения.

При анализе отдельных типов взаимодействия очень важна проблема содержания деят-ти: кооперация при осуществлении различных противоправных поступков не обязательно та форма, которую необходимо стимулировать. Также, напротив, деятельность, конфликтная в условиях асоциальной деят-ти, может оцениваться позитивно. Следовательно, очень важен контекст деятельности.

Из лекций:

Типы конфликтов:

-по длительности – кратковр/долговременные

-по точке возникновения разногласий – конфл.ценностей/мотивации/целей

-по характеристике субъекта – межгрупповые/межличностные

-деловые/эмоциональные

Классификация:

1. Внутриличностные (причина конфликта – внутри личности)

2. Межличностные (причина разногласий в ролевых отношениях)

3. Конфликт разных принадлежностей (особенно проявляется, если люди из разных культур; «ты похожа на свою мать»)

4. Межгрупповой (причина – сравнение себя с другими)

5. Социальный конф.(причина – в широком соц.контексте).

Функция конфликта – динамическая. Конструктивные конфликты – уже не связаны с причиной. Признаки – эсколация (нарастание эмоц.напряженности участников) и экспансия (увеличение кол-ва участников).

Способы решения конфликтов:

1.Организационные

-большая ясность админ.решений

-изменение организации коммуникации

-ясность и прозрачность критериев поощрений и наказаний

2.Психологические

-«развод» в пространстве и времени

-прояснение целостной основы конфликта

Стратегии повед.в конфликте – методика Томаса, Килмана. То, насколько я последовательно достигаю своего; то, насколько я готов учитывать интересы другого.

5 вариантов соединения критериев:

1. Уступка (максим.направленность на другого, миним.на себя)

2. Уход (миним.направленность и на себя, и на другого. Человек как бы дистанцируется от конфликта)

3. Сотрудничество (максим.направленность и на себя, и на другого)

4. Принуждение (максим.направленность на себя и миним.на другого)

5. Компромисс (основное, что нужно, это сохранение отношлений; взаимоуступки; поиск третьего решения).

Анализ структуры конфликта:

- анализ сторон конфликта (индивид/группа; мотивация; межличност.особенности)

-условия протекания (имеет/не имеет локализацию)

-образы конф.сит, имеющихся у людей

-какие возможны действия участников?

-исходы конфликтных ситуаций

Деструктивные признаки повед.в конфликте: открытое выражение недоверия, принижение статусной роли собеседника, ускорение темпа беседы, перебивание.

20.Общение как восприятие людьми друг друга.

Все исследования в этой области можно разделить на два больших класса: 1) изучение содержания межличностной перцепции (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств и пр.); 2) изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, сопровождающих ее эффектов).

Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому, что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны: оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия.

В первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин.

Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики

Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной "желательности" или "нежелательности". В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образцами, и потому оно легче поддается однозначной интерпретации. Напротив, уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик. Точно так же и во втором случае: под социально "желательным" понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое. При нарушении таких норм (социально "нежелательное" поведение) диапазон возможных объяснений расширяется.

Хорошо известны следующие эффекты восприятия людьми друг друга.

Эффект Барнума -- склонность людей принимать за чистую монету описание или общие оценки своей личности, если они преподносятся в научном, магическом или ритуальном контексте.

Эффект бумеранга состоит в том, при некоторых воздействиях источника и формации на аудиторию или на отдельных лиц полу- чается результат, обратный ожидаемому. Эффект возникает при условии того, что:

-- подорвано доверие к источнику информации;

-- передаваемая информация не соответствует изменившимся условиям;

-- субъект, передающий информацию, вызывает неприязнь у воспринимающих эту информацию.

Эффект первого впечатления выражается в том, что очень часто при оценке человека или черт его характера придается наибольшее значение первому впечатлению, при этом все последующие сведения о человеке, противоречащие созданному образу, отбрасываются как случайные и нехарактерные.

Эффект края -- в социальной психологии имеется в виду, что из предъявляемых субъекту для восприятия сигналов те, что находятся в начале и в конце, запоминаются быстрее, чем находящиеся в середине.

Эффект ореола -- распространение общего оценочного впечатления о человеке на восприятие его поступков и личностных качеств. Информация, получаемая о человеке, накладывается на тот его образ, который был уже создан ранее. Этот образ и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффект ореола выступает в двух формах:

1) позитивная оценочная пристрастность -- ореол положительный. Означает, что если первое впечатление о человеке в целом благоприятно, то далее все его поведение, черты и поступки начинают оцениваться в положительную, сторону, выделяются и преувеличиваются только положительные моменты, а негативные либо недооцениваются, либо не замечаются;

2) негативная оценочная пристрастность - ореол отрицательный. Означает, что если общее первое впечатление о человеке оказалось отрицательным, то даже положительные его качества и поступки позднее либо не замечаются, либо недооцениваются.

Экспериментами установлено, что эффект ореола наиболее очевидно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия или когда суждения касаются моральных качеств.

Эффект первичности в социальной психологии означает важность определенного порядка поступления информации о человеке для формирования представления о нем. При этом эффект первичности срабатывает тогда, когда воспринимается незнакомый человек.

Эффект новизны в ситуациях восприятия знакомого человека заключается в том, что последняя, т.е. более новая информация оказывается и самой значимой.

Эффект стереотипизации отражает тенденцию формировать некий устойчивый образ какого-либо явления или человека. Этим устойчивым образом пользуются как клише, шаблоном при восприятии одного человека другим.

Наши рекомендации