Проблема групповой динамики в отечественной социальной психологии (А.С.Макаренко, Л.И.Уманский, А.В.Петровский).

Термин «групповая динамика» употребляется в трех различных значениях:

· Направление исследования малых групп в социальной психологии (школа К. Левина).

· Определенные методики для изучении малых групп (особый вид лабораторного эксперимента, специально предназначенный для изучения групповых процессов).

· Динамические процессы, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой развитие группы.

На сегодня в отечественной групповой психологии можно выделить как четыре крупных исследовательских подхода.

Динамические процессы:

К содержанию групповой динамики относятся практически все внутригрупповые процессы: внутригрупповое групповое структурирование, лидерство и руководство, межличностные конфликты, самоопределение личности в группе и групповое давление, формирование групповой сплоченности и совместимости и т.д.

Все эти процессы и явления определяются спецификой внешних обстоятельств жизнедеятельности конкретной общности, двумя универсальными векторами ее развития — групповой интеграцией и групповой дифференциацией.

Проблема исследования малых групп в отечественной социальной психологии:

Нуждается в разработке проблематика группового развития (особенно исследование коллектива).

Отсутствие достаточно надежных средств фиксации различных уровней развития группы (выделение которых все еще носит весьма общий и произвольный характер).

Идеализация реальных отношений в социальной группе, стремление к их упрощению, недиалектичность в трактовке самого процесса группового развития.

Рассмотрение группы как совокупного субъекта совместной деятельности с присущими ему специфическими атрибутами.

Слабая разработка эмпирического изучения малой группы как элемента более крупной социальной общности, испытывающего ее влияния и в свою очередь способного оказывать влияние на макросоциум.

А.С.МАКАРЕНКО

Одна из наиболее ранних развития группы в отечественной психологии – модель Макаренко. Он четко обозначил социально-психологический аспект исследования.

Важнейший признак коллектива – социально-позитивная деятельность, отвечающая потребностям общества. Им обоснованы особенности управления коллективом:

1-й этап – руководитель предъявляет требования ко всем членам коллектива.

2-й этап – он предъявляет требования уже к активной группе, которая передаёт эти требования ко всему коллективу.

3-й этап – становление самоуправления в коллективе.

Он выделял и другие признаки коллектива:

- перспективные линии: ближайшие, средние, и дальние (сегодня – «групповая цель»);

- упорядоченность предъявляемых требований (сегодня – нормы);

- условия для развития личности в коллективе - включение в социально полезную деятельность, доверие и т.д. (данные условия не потеряли своей значимости сегодня).

Л.И.УМАНСКИЙ

Критерии:

· общность целей совместной деятельности,

· четкость структуры группы;

· динамика групповых интересов

Стадии:

1) Конгломерат - группа ранее не знакомых людей, оказавшихся в одно и то же время на одной территории. Каждый член преследует индивидуальную цель. Совместная деятельность отсутствует (очередь, пассажиры).

2) номинальная группа - группа собравшихся вместе и получившая название, начинается целенаправленное общение. Начинают развиваться в другую стадию.

3) ассоциация - группа людей, объединенных совместной деятельностью. Начинает формироваться структура, развивается групповая динамика. Появляются общие интересы, начинается процесс выработки требований к элементарным нормам поведения. Появляются проявления лидерства. Формируются групповые состояния.

4) кооперация - группа активно взаимодействующих людей, добивающихся определенного результата в своей деятельности. Происходит принятие, интериоризация каждым членом группы общей цели с учетом собственных целей и интересов. Характерны процессы лидерства и конкуренции. Лидерство идет успешно и эффективно. Четко обозначается структура. Каждый позицию (сотрудники организаций).

4) автономия – целостная, обособленная группа людей, работающих для достижения общих целей и получающих не только материальный результат, но и удовлетворение от участия в ней. Практически полностью удовлетворяются социальные потребности и интересы членов группы. Индивидуальные цели каждого участника достигаются только в результате его участия в совместной групповой деятельности. Особенности: Обособленность, внутренняя слитность, внуригрупповая мораль, группа соратников, в которое целое доминирует над каждым, в какой-то степени подавляя индивидуальное

5) Корпорация – группа, которая характеризуется гиперавтономией, замкнутостью, закрытостью, изолированностью от других. Она начинает противопоставлять себя другим группам, удовлетворять свои потребности и интересы любой ценой: и за счет интересов членов своей группы, и за счет интересов других групп. Члены группы вынуждены подчиняться жестокой групповой морали, отказавшись от собственных индивидуальных интересов. Преобладают эффекты группового эгоизма и фаворитизма.. Если группа-корпорация начинает удовлетворять свои интересы за счет общественных, она превращается в преступную организации.

6) Коллектив - группа людей, осуществляющих совместную деятельность и добивающихся конечного результата на основе гармонизации индивидуальных, групповых и общественных целей, интересов, и ценностей. На этом уровне в процессе коллективного принятия решения достигается групповое состояние интегративности. Коллективом можно назвать только ту группу, которая своей деятельностью способствует удовлетворению всех интересов: индивидуальных, групповых и общественных.

А.В.ПЕТРОВСКИЙ

В психологической теории коллектива, разработанной в 1979, развитие группы характеризуется по двум критериям:

· степень опосредованности межличностных отношений содержанием совместной деятельности

· общественная значимость совместной деятельности.

По первому критерию уровень развития группы можно определить в континууме от диффузной группы (случайного собрания людей) до высокоорганизованных групп, межличностные отношения в которых подчинены целям совместной деятельности.

По второму критерию можно выделить группы с положительной и отрицательной социальной направленностью. Развитие группы характеризуется динамикой изменения ее свойств по обоим параметрам, что предусматривает возможность регрессивного изменения отношений и дает возможность четкой типологизации многочисленных реально существующих групп по предложенным параметрам.

Наши рекомендации